Каганович — Сталину 22 августа [1935 г.]

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1935.08.22
Источник: 
Сталин и Каганович. Переписка. 1931–1936 гг. Москва: (РОССПЭН), 2001 Стр. 530-531
Архив: 
РГАСПИ Ф. 558. Оп. 11. Д. 743. Л. 5–9. Автограф.

22/VIII

Здравствуйте, Дорогой т. Сталин!

1) Получил Ваше письмо. О «Прожекторе» сегодня приняли решение, одновременно поручили т. Талю представить в Секретариат ЦК свои предложения о расширении и улучшении «Огонька»1.

2) Последняя пятидневка дала 237 мил. пуд. хлеба. Таким образом, хотя Украина дала некоторое снижение, мы все же имеем повышение заготовок за счет других областей. Отстают пока: Башкирия, Свердловская, Омская и некоторые] другие, но посмотрим, что даст ближайшая пятидневка. Отстают все области и края по возврату ссуд, мы думаем нажать на эту сторону. В целом же заготовки этого года идут, конечно, очень хорошо. В связи с этим, а также для подтягивания ближе к 80 тысячам мы взяли на сентябрь план погрузки 73 тысячи вагонов.

3) Посылаю Вам новый проект ответной ноты Хироте. Прошу Вас ознакомиться и сообщить Ваше мнение2.

4) Т. Ворошилов внес проект постановления о понижении призывного возраста. Хотя с Вами об этом говорил т. Ворошилов, но в виду важности этого решения я Вам посылаю проект и прошу сообщить Ваше мнение3.

5) Сегодняшней почтой Вам посылается записка т. Агранова об аресте редактора издающейся в Москве газеты на французском языке «Журналь де Моску» Лукьянова (бывшего эмигранта сменовеховца). НКИД ему доверил полностью весь аппарат и издание газеты. Газета велась неправильно и, видимо, вокруг нее группировались сменовеховские, а может быть, и шпионские элементы. Сегодня НКИДовцы вошли с протестом против ареста. Конечно, лучше было бы, если бы НКВД запросил об аресте, и мы сняли бы его с редакторства до ареста, но по существу они поступили правильно. К сожалению, у нас на этой почве сегодня получился острый спор с т. Ворошиловым. Мы постановили все же не освобождать этого Лукьянова и снять его с поста редактора. Что касается направления газеты, то мы поручили т. Талю ознакомиться подробно с содержанием целого ряда номеров газеты, выработать предложения и доложить нам.

В качестве редактора, видимо, придется искать беспартийного человека, но, во 1-х, советского и, во 2-х, секретаря редакции надо иметь коммуниста. Между прочим называлась редактором кандидатура Виноградова — писателя, письмо которого Вы оставили мне. Прошу сообщить Ваше мнение.

Сердечный Вам привет. Как Вы отдыхаете? Ваш Л.Каганович.

Привет хозяйке — Светлане. Ждем ее с нетерпением. Л.Каганович.

_____________________

1 22 августа 1935 г. ПБ приняло решение о закрытии журнала «Прожектор» и передаче освободившейся бумаги журналу «Огонек» (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 970. Л. 59).

2 1 июля 1935 г. полномочный представитель СССР в Японии вручил министру иностранных дел Японии Хирота ноту советского правительства о нарушениях границы СССР со стороны Маньчжоу-Го, в результате чего среди советских пограничников были жертвы (ДВП. Т. XVIII. С. 430–434). 20 июля в ответной ноте японская сторона отклонила эти претензии, отрицая факты перехода границы и убийств пограничников. В новой советской ноте, утвержденной ПБ 28 августа и врученной Хироте 2 сентября, выражалось неудовлетворение этим заявлением японского правительства и повторялся протест по поводу вторжений на советскую территорию (Там же. С. 480–482).

3 В 1936 г. возрастной ценз для призыва в Красную армию был снижен с 21 года до 19 лет.