Каганович, Молотов, Куйбышев — Сталину 27 октября 1934 г.
Шифровка.
Из Москвы 27А — 34 г. в 5 час. 15 мин. Вх. № 139.
Сочи. Тов. Сталину.
Предлагаем в ответ на заявление Хироты от 22 октября сего года дать следующие директивы для ответа Хиротс:
1) Поскольку Хирота не говорил больше о балансе, а лишь об обязательствах КВЖД и напирает на якобы наш отказ от ранее данного согласия на покрытие нами всех обязгггельств, не включенных в справку от 22 марта, мы заявляем, что остаемся твердо на позиции наших прежних предложений и ничего не берем обратно, следовательно, принимаем на себя обязательства, не включенные в справку. Согласны вместе с маньчжурами проверить справку и включить в нее обязательства дороги, выданные после 22 марта. Заявляем, однако, что в справку не включены разные иски, вчинявшиеся КВЖД и до сих пор не разрешенные окончательно в суде ввиду того, что они не являются обязательствами КВЖД. Оплата сумм, присужденных как по искам уже вчиненным, так и могущих быть вчиненным и после подписания соглашения, целиком должны быть приняты на себя покупателем КВЖД. На словах объяснить Хироте, что принятие нами на себя обязательств по таким искам поощрило бы маньчжурские суды к разрешению почти всех дел против КВЖД и поощрило бы органы власти ко вчинению новых необоснованных и вздорных исков. (Для пояснения напоминаем, что в опубликованной в прошлом году шифрованной телеграмме японского посла в Маньчжурии предлагалось заставить кредиторов КВЖД предъявлять претензии и налагать аресты на имущество дороги. Причем соответственные японские департаменты имели для этого специальные совещания с мнимыми кредиторами).
2) Настаивать на оставлении в нашем владении помещений консульств и попытаться выторговать еще 2–3 помещения для обслуживания советских граждан, остающихся в Маньчжурии. В конечном счете, принять предложение Хироты об оставлении за каждой стороной остающихся на ее территории декаподов и вагонов, но до получения от Японии уступок по остальным спорным вопросам продолжать отстаивать переход к нам всех декаподов и вагонов, не принадлежащих КВЖД.
3) Уточнить, что мы получаем право перевода причитающихся нам денежных сумм в другие страны без всяких ограничении независимо от законов, которые могут быть на этот счет изданы в Японии.
4) Предложить компромисс о колебаниях курса до 8%.
5) Установить срок товарных поставок в два с половиной года со дня подписания соглашения.
6) Настаивать на получении облигаций как на остающиеся денежные платежи, так и на товарные поставки и на гарантирование этих облигаций японским правительством либо синдикатом японских банков. Отказаться от требования снижения японских цен до мировых, настаивая, чтобы мы получали общие экспортные цены или внутренние цены по товарам, которые не экспортируют обыкновенно заграницу. Настаивать на арбитраже в разрешении конфликта в связи с непоставками с предоставлением арбитражному суду устанавливать денежную уплату в случае невыполнения Товарных поставок.
7) Согласиться, в крайнем случае, отказаться от Процента по товарным поставкам, ограничившись процентами лишь по денежной части платежа.
8) Настаивать на отдельном соглашении по расчетам с рабочими и служащими. HP 176, 177, 178.
Каганович, Молотов, Куйбышев1.
__________________
1 В тот же день шифром из Сочи в 14 час. 23 мин. Сталин ответил согласием (Там же. Л. 52). Речь идет о переговорах о продаже КВЖД. Соглашение о продаже было подписано 23 марта 1935 г. (подробнее о ходе переговоров см. ДВП. Т. XVII. С. 658–660, 680–683).