Каганович — Сталину 22 августа [1934 г.]

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1934.08.22
Источник: 
Сталин и Каганович. Переписка. 1931–1936 гг. Москва: (РОССПЭН), 2001 Стр. 448-450
Архив: 
РГАСПИ Ф. 558. Oп. 11. Д. 742. Л. 41–51. Автограф.

22/VIII

Здравствуйте, Дорогой т. Сталин!

1) Вы совершенно правильно указываете на крайнюю недостаточность реагирования в нашей печати на лживые и провокационные измышления японской и иной печати. Кое-что мы давали и в нашей и только в заграничной печати, но этого совершенно недостаточно. Сегодня мы даем в печать несколько заметок, в частности по поводу того сообщения, которое Вы прислали о «Советско — Китайском тайном договоре». Мы в свое время дали опровержение, но оно было очень коротеньким и при том только в заграничной печати. Теперь будем интенсивнее следить за этим делом.

По существу дел на КВЖД и в Японии Вы узнаете из шифровок и ТАССа. Сегодня есть сообщение, что Японское министерство иностранных дел сделало заявление, в котором также излагает весь ход переговоров, конечно, в своей интерпретации, но цифры приводит те же. Хотя они в конце нападают, конечно, на нас, но все же тон такой, что-де они рассчитывают, что можно договориться. Я сейчас поручил Вам выслать телеграфно это сообщение. В связи с этим мы поручили НКИД составить проект нового сообщения ТАССа, а может быть и интервью кого-либо из НКИД. Как только проект будет готов, мы Вам его передадим. Только что звонил т. Стомоняков и сообщил, что у него был Ота, Во 1-х, он ему сообщил о протесте Японского правительства против опубликования нами цифр — цены на КВЖД. Во 2-х, Ота сказал, что наше сообщение ТАССа произвело на всех впечатление, что мы разрываем окончательно переговоры. Дальше Ста разговорился по существу цены, что-де поскольку в Маньчжурии строительство] одной мили стоит 100 т[ыс] иен, постольку цена КВЖД должна быть 100 млн и если Хирота назвал 120 мил. плюс пособие, то это цена хорошая. Т[ов.] Стомоняков ему заявил; что напрасно у них впечатление, что мы разрываем, что они прекрасно знают, что они сами толкают к разрыву, что о цене он говорить не может, на это, между прочим, Ста заметил еда, о цене хорошо бы обсудить по-деловому». Таким образом, если сопоставить заявление МИД и беседу Ста, то видно, что они нащупывают почву. Видимо, сообщение ТАСС их приперло немного к стенке. Одновременно они выделывают всякие гнусности в Маньчжурии. Сегодня есть сообщение, что наших арестованных людей пытают, избивают, добиваясь у них признаний. Мы сегодня даем в печать заметку о пытках и избиениях, имеющих целью добиться признаний в их участии в организации крушений. Всю антисоветскую кампанию они сейчас развивают вокруг вопроса о крушениях и о нашем участии в этом. Тем более Вы правы, что нам надо более энергично разоблачать. Поэтому мы и хотим дать еще одно сообщение или интервью, чтобы вопросом о цене и о продаже КВЖД сбить их кампанию о крушениях1.

2) Боев поставил вопрос, что поскольку обстановка переговоров в Америке сейчас не ясна, ему следует задержаться еще некоторое время здесь. Мы согласились задержать его отъезд до получения ответа от Трояновского. Просим сообщить Ваше мнение2.

3) Статью в «Большевике» не печатаем.

4) Должен признаться, что до Вашего письма я не читал положения о НКОбороны. Ознакомившись, я целиком согласен с Вашей оценкой и замечаниями. Сегодня мы обсуждали этот вопрос. Были ссылки на то, что здесь повторены пункты старого положения от 1929 г. Я вчера тщательно сверил со старым положением, действительно многое есть и в старом. Но во 1-х, не все, причем выброшены и изменены такие формулировки, которые меняют характер, и во-вторых, если даже частью эти пункты были в старом положении, то это не исключает, что они неправильны. Например, а) в старом положении не было о руководстве войсками ОГПУ; б) в старом положении было сказано «руководство и наблюдение за деятельностью мобилизационных аппаратов всех ведомств» (что тоже неправильно), а в новом: «руководство мобилизационной работой наркоматов и мобилизационной подготовкой народного хозяйства».

К чему же действительно тогда СТО?

Или вот еще: в) в старом положении в пункте, где говорится об издании уставов, обязательных постановлений и т.д. было написано вначале так: «НК по В[оенным] и М[орским] делам предоставляется с соблюдением действующих законов» и т.д. В новом положении это «с соблюдением действующих законов» выпало и т.д. и т.п. Поспорили и приняли след[ующее| постановление: «Поручить комиссии переработать проект положения в соответствии с указаниями т. Сталина. Ввести в комиссию т. Кагановича». Я продолжу тщательное ознакомление со всем положением и прошу Вас, если у Вас есть еще замечания, сообщить мне. Новое положение мы Вам пришлем, а то может быть еще лучше отложить до Вашего приезда3.

5) Приняли мы уже решение об охране казарм и об Осоавиахиме. Разослали также приказ т. Ворошилова. Не скажу, что это было принято без споров, но решение это дает сейчас возможность взяться по-настоящему за исправление вскрытых недостатков4. Все Ваши указания учтены были нами. Завтра собираю верхушку военных Московского военного округа для разъяснения этого постановления.

6) О хлебозаготовках мы в соответствии с Вашими указаниями выработали и разослали короткое постановление (прилагаю)5. Помимо этого приходится отдельными телеграммами и телефонными разговорами нажимать на места. Эта пятидневка дала немного больше прошлой. В прошлой 84 м[лн]. 869 т[ыс. пуд.|, в этой 87 м[лн] 295 т[ыс. пуд.] Сдвиг небольшой, придется добиваться большего.

7) По Вашей телеграмме о печатании докладов и речей на съезде писателей мы уже приняли сегодня меры. Она очень кстати, ибо первые дни националы чувствовали себя неважно. В результате некоторых мер настроение улучшилось, но сейчас подробным печатанием докладов и речей они себя почувствуют полностью равными. Съезд идет хорошо. Прения содержательны и проходят с подъемом.

Привет Вам. Ваш Л.Каганович.

_________________________

1 18 августа 1934 г., после того как переговоры по поводу продажи КВЖД зашли в очередной тупик, было опубликовано сообщение ТАСС, в котором подробно излагалась история переговоров и оглашались суммы выкупа дороги, вокруг которых велись споры. Сообщение ТАСС подчеркивало, что советская сторона всячески стремилась к прогрессу на переговорах и шла на многочисленные уступки. В ответ на это министерства иностранных дел Японии и Маньчжурии опубликовали заявления, в которых содержалась их версия развития переговоров, подчеркивалась готовность японо-маньчжурской стороны к компромиссам и неуступчивость советской делегации. Кроме того, министерство иностранных дел Японии поручило послу Японии в СССР заявить протест по поводу нарушения советской стороной соглашения о неопубликовании данных, относящихся к переговорам. Одновременно на КВЖД продолжались аресты советских служащих. С 13 по 21 августа было арестовано 38 человек, обвиненных в причастности к организации крушений и нападений на поезда (См. ДВП. Т. XVII. С. 562–570, 815–817).

2 Речь идет о советско-американских переговорах о ликвидации взаимных финансовых претензий. 13 августа полномочный представитель СССР в США Трояновский запросил у Москвы разрешение выдвинуть новые предложения по этому вопросу. 21 августа ему был отправлен положительный ответ (См. ДВП. Т. XVII. С. 565, 816).

3 22 августа 1934 г. ПБ поручило специально выделенной комиссии Политбюро «переработать — в соответствии с указаниями т. Сталина — Положение о Наркомате Обороны». В состав комиссии был включен Каганович (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 950. Л. 44). Окончательно положение о Наркомате обороны было принято опросом членов ПБ 14 ноября 1934 г. (Там же. Д. 955. Л. 1а).

4 22 августа 1934 г. ПБ приняло постановление «О работе Осбавиахима», в котором эта организация подвергалась резкой критике, а ее руководители получили взыскания (Там же. Л. 42, 93–96). В тот же день ПБ утвердило постановление «О состоянии охраны казарм Московского гарнизона». В нем отмечалась низкая дисциплина караульных служб и принималось к сведению сообщение Ворошилова о рассылке им специальной директивы о приведении в порядок системы охраны казарм (сама директива от 14 августа 1934 г. была приложена к протоколу заседания ПБ). В постановлении ПБ объявлялись взыскания командованию Московского военного округа, Московской стрелковой пролетарской дивизии и сотрудникам особого отдела Главного управления государственной безопасности НКВД. Постановление рассылалось военным и партийным руководителям на места (Там же. Л. 41, 97–100).

5 19 августа 1934 г. ПБ утвердило постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ходе хлебозаготовок», в котором отмечалось, что в ряде областей, краев и республик существует угроза выполнению плана хлебозаготовок. Постановление предлагало отозвать из отпусков руководителей этих отстающих регионов, отправить на места уполномоченных, обеспечить борьбу с расхищением зерна, возврат ссуд государству и другие меры (Там же. Л. 36, 91–92).