Каганович — Сталину 14 августа [1934 г.]
14/VIII
Дорогой т. Сталин.
1) Вчера мы, ознакомившись с докладом М. Горького к съезду писателей1, пришли к заключению, что в таком виде доклад не подходит. Прежде всего — сама конструкция и расположение материала — 3/4, если не больше, занято общими историко-философскими рассуждениями, да и то неправильными. В качестве идеала выставляется первобытное общество, а капитализм на всех его стадиях изображается как реакционная сила, тормозившая развитие техники и культуры. Ясно, что такая позиция немарксистская. Советская литература почти не освещена, а ведь доклад-то называется «О советской литературе». Ввиду серьезности наших изменений и опасности срыва доклада мы (я, Молотов, Ворошилов и т. Жданов) поехали к нему и после довольно длительной беседы он согласился внести поправки и изменения. Настроение у него, видимо, неважное. Например: заговорил о детях, что вот-де воспитание плохое, неравенство, вроде как разделение на бедняков и богатых, у одних одежда плохая, у других хорошая, нужно бы ввести одну форму и выдавать всем одинаковую одежду. Дело, конечно, не в том, что он заговорил о трудностях в этом отношении, а в том, с каким привкусом это говорилось. Мне эти разговоры напомнили т. Крупскую. Мне кажется, что Каменев играет не последнюю роль в формировании этих настроений Горького. О Варейкисе и Юдине он спокойно говорить не может, ругает их вовсю. Статья его, хотя и не напечатана, но гуляет по рукам и по словам Крючкова ее уже читали человек 400. Мы сегодня обменивались мнениями и думаем, что лучше, внеся некоторые поправки, напечатать ее, чем допустить ее чтение как нелегальщину2. Борьба группочек в связи со съездом развивается вовсю. Мы поручили т. Жданову собрать завтра партгруппу Оргкомитета и потребовать от них прекращения склок и провести съезд на соответствующем идейнополитическом уровне, а разговоры о руководстве отложить на конец съезда3.
2) Сегодня мы на совещании окончательно отредактировали положение об особом совещании. Посылаю его Вам, если у Вас нет поправок или изменений, прошу сообщить телеграфно.
3) Заслушали мы сегодня т. Куйбышева Н. о казармах и об Осоавиахиме (т. Ворошилов уже присутствовал). Подробная записка т. Куйбышева Вам посылается, из нее Вы увидите всю расхлябанность с пропусками в казармы. Объяснять это только тем, что-де Моссовет не выселил всех жильцов из дворов, где расположены казармы, нельзя. Конечно, надо выселить, но вина военных т. т. несомненна. Завтра мы подработаем предложение, которое Вам пришлем. Нахаев пока не признается в своих связях, мы дали указания вести следствие без дискуссий, а по всем правилам.
4) Статья для «Большевика» уже готова. При всем нежелании загружать Вас бумагами я все же считаю необходимым послать Вам ее. Мне кажется, что теперь она подходит в основном, статья писалась Кнориным, редактировалась Стецким на основании наших указаний. Прошу Вас сообщить, сдавать ли ее в печать, или переделывать ее.
5) С Наркомснабом дело разделения задержалось, потому что Вейцеру делали операцию в Берлине и он задержался. На днях он приедет, и мы проведем разделение функций, аппарата, имущества и людей4.
6) Посылаю Вам коротенькую записочку т. Литвинова о Советско-Турецко-Персидско-Афгано-Иракском пакте. Мы думаем, что предложение т. Литвинова приемлемо. Прошу сообщить Ваше мнение.
Привет Вам. Ваш Л.Каганович.
_____________________
1 Первый Всесоюзный съезд советских писателей, на котором Горький выступал с докладом, работал с 17 августа по 1 сентября 1934 г.
2 Статья не была опубликована. 29 декабря 1934 г. секретарь Союза советских писателей А.С.Щербаков писал Кагановичу по поводу новой статьи Горького, вызвавшей недовольство властей: «Статья написана в духе той, какая была задержана печатью перед съездом» («Счастье литературы». Государство и писатели. 1925–1938 гг. Документы. Составитель Бабиченко Д.Л. М., 1997. С. 185).
3 В конце августа 1934 г., сообщая Сталину о работе съезда (цитируется по черновику письма), А.А.Жданов писал: «Общий тон, заданный на съезде как-то исключил сразу же возможность превратить съезд в арену групповой борьбы[...] Большую роль в этом деле сыграло предупреждение, которое мы сделали на 2-х собраниях коммунистов перед съездом — партгруппы оргкомитета и съезда, где предупредили об опасности рапповских настроений и о том, что ЦК крепко ударит по групповым настроениям, если они вылезут на съезд («Литературный фронт». История политической цензуры 1932 — 1940 гг. Сборник документов. Составитель Бабиченко Д.Л. М., 1994. С. 13).
4 22 августа 1934 г. ПБ приняло постановление по вопросам Наркомвнуторга СССР. Жданову, Микояну и Вейцеру было поручено произвести разделение работников и имущества бывшего Наркомснаба между Наркомпищепромом и Наркомвнутргом. Наркому торговли И.Я.Вейцеру было поручено «немедленно приступить к развертыванию работы Наркомата и приему аппарата и текущих дел от Наркомснаба», а также в трехдневный срок представить схему организационного построения Наркомата (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 950. Л. 46).