Письмо секретаря Новосибирского обкома ВКП(б) И.И. Алексеева И.В. Сталину об арестах «контрреволюционеров» и дополнительном лимите на репрессии. 4 сентября 1938 г.
№ 97
Продолжая работу по выкорчевыванию остатков право-троцкистской фашистской агентуры, за последние пять месяцев по области разоблачены, как враги народа, ряд ответственных партийных, советских и хозяйственных работников.
В период проведения отчетно-выборной кампании руководящих парторганов была вскрыта вражеская деятельность ряда секретарей райкомов и горкомов ВКП(б). В результате разоблачены, как активные участники право-троцкистской организации: Гладков — первый секретарь Горно-Шорского райкома ВКП(б), Кожевников — секретарь Северного райкома, Маркелов — секретарь Тогучинского райкома, Прелов — секретарь Убинского райкома, Марсаков — секретарь Чулымского райкома, Павлов — секретарь Анжеро-Судженского горкома ВКП(б), Малышев — секретарь Томского горкома ВКП(б), все они исключены из партии и органами НКВД арестованы.
Кроме того, разоблачены, как враги народа, исключены из партии и арестованы: Степанов — бывший секретарь Ведовского райкома ВКП(б). Перед арестом 4 месяца работал заместителем заведующего сельхозотделом обкома ВКП(б), Кулаков — зав. совторготделом обкома, Турло — зав. облпартархивом, Нелюбин — зав. облздравом, Шевченко — зав. облвнуторгом, Веланский — уполнаркомзаг по области, Тулин — заведующий сектором животноводства облзо, Капустин — управляющий Льнотрестом, Жгун — управляющий треста Маслопром, Громов — его заместитель, Кузьмич — главный инженер Кузбасскомбината, Губарев — управляющий трестом Прокопьевскуголь, Данишевский — директор 153 завода. Разоблачен как активный участник националистической контрреволюционной организации бывший секретарь партколлегии по Новосибирской обл. Гредзен, пытавшийся под видом половой распущенности (мужеложство) скрыть свою контрреволюционную деятельность, преследуя цель быть снятым с работы и понести партийное наказание за морально-бытовое разложение.
В последнее время вскрыта крупная право-троцкистская группа в органах прокуратуры, возглавлявшаяся врагом народа, бывшим областным прокурором Барковым. В состав этой группы входили прокуроры основных промышленных городов области (Сталинск, Прокопьевск, Новосибирск, Томск, Ленинск-Кузнецкий и ряда районов), а также часть руководящих работников областной прокуратуры, включая и.о. прокурора Новикова и его заместителя Блумбергса. В целях маскировки контрреволюционной деятельности и сохранения своих кадров от разоблачения эта право-троцкистская группа ставила своей задачей дискредитировать органы НКВД путем сбора заявлений среди арестованных и их семей для посылки в центральные руководящие органы и в Прокуратуру СССР, рассчитывая этим вызвать сомнение в действиях органов НКВД.
В 1937 г. на процессе кемеровской троцкистской организации разоблаченной оказалась лишь небольшая часть руководства этой организации (Норкин, Дробнис, Шестов, Строилов и другие).
В настоящее время органами НКВД в городе Кемерово вскрыта разветвленная право-троцкистская организация, возглавлявшаяся бывшим управляющим Кемерово-комбинатстроя троцкистом Каттелем, секретарем горкома ВКП(б) Рыневичем, предгорсовета Токаревым и командиром 71 дивизии Уласевичем (все арестованы, в контрреволюционной деятельности сознались). В организацию входило 139 чел., из них арестовано и призналось 66 чел., подлежат аресту 71 чел. Следствием установлено, что право-троцкистская организация блокировалась [с] белогвардейскими, кулацкими, националистическими и шпионскими формированиями, засоряла ими военные заводы, рассчитывая использовать их кадры для вооруженного восстания и диверсионной работы, приурочивая взрыв военных заводов в Кемерово к моменту объявления войны.
В течение последнего года органами НКВД изъято и осуждено по Кемеровскому военно-промышленному району контрреволюционного элемента 4746 чел. В период ликвидации право-троцкистской организации дополнительно установлено в Кемерово 1 тыс. чел. активного кулацко-белогвардейского элемента, ведущего контрреволюционную работу.
В связи с наличием большого количества дел, подлежащих разбору, прошу Вашего разрешения рассмотреть эту тысячу дел на тройке78.
Секретарь обкома ВКП(б) Алексеев1*
1* На первой странице письма пометка И.В. Сталина: «От т. Алексеева».
78 Это была не первая попытка получить специальный лимит для «очистки» Кемеровского промышленного района — ср. аналогичную просьбу в телеграмме начальника Новосибирского УНКВД И.А. Мальцева Н.И. Ежову от 9 июля 1938 г. (ЦА ФСБ РФ. Ф. 3. Оп. 5. Д. 1682. Л. 410). Свидетельствами того, что запрос Алексеева был удовлетворен, мы не располагаем (прим. Н.Г. Охотина и А.Б. Рогинского).