Информационное письмо прокуратуры БССР о проверке выполнения постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1938 г. 31 мая 1938 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1938.05.31
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 5. 1937-1939. Книга 2. 1938 – 1939. Москва РОССПЭН 2006. Стр. 128-132
Архив: 
ГА РФ. Ф. 8131. Оп. 16. Д. 141. Л. 24—31. Заверенная копия.

№ 56

Прокурорам областей, городов и районов БССР

Приказом Прокурора Союза ССР т. Вышинского № 410 от 22 апреля 1938 г.48 предложено всем прокурорам установить систематический надзор за неуклонным и точным проведением в жизнь всех требований, указанных в постановлениях СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1938 г. «О запрещении исключения колхозников из колхозов»1*, «О неправильном распределении доходов в колхозах»2* и «О налогах и других обязательствах в отношении единоличных хозяйств»3*, и все незаконные постановления местных органов власти и правлений колхозов, нарушающие устав с/х артели и другие советские законы, немедленно опротестовать, добиваясь в кратчайший срок отмены этих постановлений. В случае отклонения этих протестов немедленно сообщать подробным спецдонесением в прокуратуру БССР и Прокуратуру СССР.

В упомянутом выше приказе Прокурора Союза ССР № 410 указан порядок привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б) о запрещении исключения из колхозов и в незаконном расходовании колхозных средств, идущих в нарушение устава с/х артели и интересов колхозников.

Отделом общего контроля прокуратуры БССР проведена проверка постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1938 г. и соблюдения Сталинского устава с/х артели в Сенненском, Бешенковичском, Толочинском, Крупском и Кричевском районах республики. Такая же проверка проведена Минской областной прокуратурой в Минском районе и прокурорами Сиротинского, Лельчицкого и других районов.

В результате проведенной проверки выяснены:

Незаконное исключение колхозников из колхозов

В Минском районе на протяжении 1937 и 1938 гг. допускалось незаконное исключение колхозников из колхозов за всевозможные незначительные проступки без предварительного применения предупредительных мер воспитательного характера, предусмотренных ст. 17 Устава с/х артели 49. Минский райисполком вместо того, чтобы сдерживать и исправлять незаконную практику исключения колхозников из колхозов, при рассмотрении апелляций исключенных неосновательно отказывал в восстановлении их в колхозы. Так, например:

а) 15 февраля 1938 г. постановлением президиума рика отказано в восстановлении в члены колхоза им. Сталина Кайковского сельсовета гр. Баркун Елене, исключенной из колхоза за систематический невыход на работу. На этом заседании было отложено рассмотрением заявление исключенного из колхоза «Коминтерн» Замосточского сельсовета гр. Скуратовича А.Г. из-за неявки на заседание президиума рика председателя колхоза, и больше это заявление Скуратовича не рассматривалось;

б) постановлением президиума рика от 3 февраля 1937 г. отказано в восстановлении в члены колхоза Вашкевича И.П., исключенного из членов колхоза «Красный партизан» Гатовского сельсовета за невыход на работу и недобросовестное отношение к порученной работе;

в) постановлением президиума рика от 3 и 23 февраля и 3 марта 1937 г. отказано в восстановлении в члены колхоза гр. Захаревичу И.П. (колхоз «Чырвоны пераможец»), Витковской Елене (колхоз «Чырвоны араты») и Анисевичу (колхоз «Восход»), исключенных из колхоза за отходничество;

г) постановлением президиума рика от 13 и 23 мая 1937 г. отказано в восстановлении в члены колхоза Цехановичу А.Н. (колхоз им. 7-й Самарской дивизии), Скуратовичу А. (колхоз «Большевик») и Мирончику (колхоз им. Сталина), исключенным за невыход на работу;

д) постановлением президиума рика от 16 октября 1937 г. гр. Муха И. и Бесману В. отказано в восстановлении в члены колхоза «Возрождение» Пригородного сельсовета, исключенным из колхоза «за хулиганские действия».

Постановлением общего собрания колхоза «Звезда» Обчагского сельсовета Минского района от 19 января 1938 г. исключены из колхоза Новаш С.М. и Русак И. за невыход на работу, а гр. Канаш Елена и Ходаш Фекла — за отходничество. При исключении их из колхоза присутствовало на собрании колхозников 53 чел. из 171, за исключение голосовало только 46 колхозников. Мер воспитательного характера, предусмотренных ст. 17 устава с/х артели, к ним до исключения не применялось.

Такие же факты незаконных исключений колхозников из колхозов имели место в Бешенковичском, Сенненском, Кричевском, Крупском и других районах, как, например:

В Бешенковичском районе на протяжении 1937 и I квартала 1938 гг. исключено из колхоза 85 хозяйств. По состоянию на 20 мая 1938 г. восстановлены, как неправильно исключенные, 36 хозяйств. Проверка правильности исключения остальных хозяйств в районе не организована.

В Сенненском районе за 1937 г. исключено из колхозов 83 хозяйства и за I квартал 1938 г. — 24 хозяйства. Постановлением президиума райисполкома после постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1938 г. восстановлено в члены колхоза только 2 хозяйства. Проверка правильности исключения из колхозов остальных хозяйств в районе не организована. В районе имеются отдельные колхозы, где постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1938 г. не были разъяснены колхозникам (колхоз «Морговец» Белицкого сельсовета).

Массовая проверка соблюдения Сталинского устава с/х артели и внутриколхозной демократии в связи с постановлениями СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1938 г. также не организована как в Сенненском, так и в Бешенковичском районах. Кроме этого, в Бешенковичском райисполкоме в отдельных случаях формально относятся к восстановлению неправильно исключенных лиц из колхозов, считая законченной свою работу, вынесши постановление о восстановлении, не проверяя выполнения его правлениями колхозов. Как результат этого, восстановленная в члены колхоза им. Калинина гр. Кореневская постановлением райисполкома от 11 мая 1938 г. председателем этого колхоза Полещуком и членом правления Курмель не была допущена к работе в колхозе, и последняя вынуждена была в течение 9 дней обращаться с жалобами об этом в райорганизации, со стороны которых никаких мер к восстановлению принято не было.

Прокурору района предложено провести следствие и виновных в нарушении постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1938 г. привлечь к уголовной ответственности. В Крупском районе в колхозе «Коминтерн»

Бобрского сельсовета постановлением общего собрания колхозников от 6 февраля 1937 г. исключены из колхоза 12 колхозников: Ляшков Иван, Калиновский Иван, Тихонец Николай, Григорович Семен, Павловский Павел, Залецкий Григорий и другие без указаний мотивов исключения. Кроме исключения их из колхоза в постановлении записано «выселить исключенных из колхоза и из пределов колхозной земли».

В Краснопольском районе постановлением общего собрания членов колхоза им. Буденного Горазенского сельсовета от 3 ноября 1937 г. исключено из колхоза 6 колхозников (Беласов И., Каплунов И., Каплунов А., Каплунов Г. и др.) за уход на отходнические работы с вычетом 50% выработанных ими трудодней.

В Кричевском районе постановлением правления колхоза «Маяк» Ботвиновского сельсовета 25 апреля 1938 г. исключен из колхоза Лукьяненко Ефим со всей семьей за то, что он ушел на отходничество. Постановлением правления колхоза им. Кирова от 24 января 1938 г. исключены из колхоза гр. Лебедев и Павлов за невыход на работу.

Неосновательные отказы в приеме в члены колхозанарушение ст. 7 Сталинского устава с/х артели50

Наряду с незаконными исключениями колхозников из колхоза имеют место случаи неосновательного отказа в приеме в члены колхоза, как, например:

В Сенненском районе 2 февраля 1938 г. гр. Стрежнева подала заявление в колхоз «Красная слободка» о приеме в члены колхоза, и ее заявление правлением колхоза не рассматривалось в течение 3 месяцев.

В Бешенковичском районе постановлением общего собрания членов колхоза им. Калинина Бешенковичского местсовета от 9 и 13 апреля 1938 г. отказано в приеме в члены колхоза Дроздова Сергея по мотивам отсутствия квартир и средств для постройки их, а гр. Курмель Анну — по мотивам, что ее муж работает в артели в м. Бешенковичах.

В Минском районе постановлением общего собрания членов колхоза им. ГПУ Строчицкого сельсовета от 18 марта 1938 г. отказано в приеме в члены колхоза Мазуркевича Александра по мотивам отсутствия в колхозе квартир, тогда как Мазуркевич квартиры не просил.

В Журавичском районе правление колхоза «Красный Днепровец» Звонецкого сельсовета 30 марта 1937 г., обсудив заявление гр. Кулажиной М. о приеме ее в члены колхоза, вынесло постановление: «Ввиду того, что в колхозе трудоспособных имеется больше, чем требуется, а также Кулажина М. является престарелой и ищет только помощи в колхозе, поэтому в приеме ее в члены колхоза отказать».

В Быховском районе в колхозе «Революция» за 1937 г. в приеме в колхоз было отказано 16 чел. и за 4 месяца 1938 г. — 26 чел. Мотивы отказа, что в колхоз вступают члены семьи, а глава семьи работает на производстве, что подающие заявления живут не на территории колхоза, а в других селах района.

В Толочинском районе постановлением общего собрания членов колхоза «XII съезд КП(б)Б» Толочинского сельсовета от 15 января 1938 г. отказано в приеме в колхоз без надлежащих оснований Лемешеву Е., ЧаркасовуИ., Лемешеву И., Матюшевскому М., Карпову Ф., Трухоненко А., Биту С. и Казакову С. Постановлением правления этого же колхоза от 22 февраля 1938 г. отказано в приеме в колхоз Шестаковичу П. и 21 марта 1938 г. отказано гр. Орабьеву и Доморацкому.

Согласно ст. 7 Устава с/х артели, в члены артели могут вступать все трудящиеся, как женщины, так и мужчины, достигшие 16-летнего возраста.

В ряде колхозов выявлены факты растранжиривания доходов, что приводило к снижению стоимости трудодня. Так, например, в Копыльском районе правление колхоза «Май» в январе месяце 1938 г. вынесло постановление о том, что каждому колхознику, у кого будет ночевать приезжающий из района представитель, начислять 1,5 трудодня. Кроме того, выдавать ему для прокормления представителя в сутки 100 г сала, 400 г мяса, 1 л молока и 1 кг хлеба.

В Оршанском районе в Яковлевичском сельсовете в качестве сторожа-уборщика сельсовета работает гр. Шеверов И.Ф., получающий в сельсовете зарплату в сумме 45 руб. в месяц. Кроме того, он получает от всех находящихся на территории сельсовета 11 колхозов на протяжении 4 лет ежегодно по 35 трудодней за то, что он дежурит в сельсовете за каждый колхоз круглый год. Председатель Яковлевичского сельсовета Красовский за введение им незаконной бесплатной трудовой повинности — дежурство колхозников в сельсовете, что повлекло к растранжириванию доходов в колхозах — привлекается к уголовной ответственности.

В Сиротинском районе постановлением правления колхоза им. Ворошилова Погореличского сельсовета от 16 февраля 1938 г. колхозникам, выезжавшим на лесовывозку, выдавали в день бесплатно и безвозвратно 1 кг муки, 150 г крупы, 200 г мяса каждому.

В Лельчицком районе осенью 1937 г. во время уборки картофеля в колхозе «III Интернационал» Лельчицкого сельсовета председатель колхоза Карпенко, без ведома членов правления колхоза и общего собрания колхозников, нанимал на копку картофеля единоличников, которым выдавал за рабочий день 24 кг картофеля. Вследствие этого колхозники в этом колхозе получили на трудодень 5 кг и 200 г картофеля.

В Толочинском районе в колхозе «Правда» Друцкого сельсовета, им. Чапаева Евлаховского сельсовета, «Перемога» Толочинского сельсовета колхозникам за время их участия своим бесплатным личным трудом в строительстве и ремонте шоссейных и грунтовых дорог правление колхоза начисляет трудодни.

Аналогичная практика выявлена в колхозах «Коминтерн» Бобрского сельсовета, «Чырвоны герой» Крупского сельсовета и ряде других колхозов Крупского района.

Непересоставление расходной части смет в колхозах

В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1938 г. «О неправильном распределении доходов в колхозах» правления колхозов при помощи райзо и облзо должны были пересмотреть расходную часть своих годовых смет на 1938 г. Однако, как выявлено проверкой, проведенной Отделом общего надзора прокуратуры БССР, в ряде районов эта важнейшая работа проводится крайне медлительно, как, например: в Бешенковичском районе на 20 мая 1938 г. пересмотрено годовых расходных смет в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1938 г. «О неправильном распределении доходов в колхозах» только в 134 колхозах из 199, находящихся на территории района. В Сенненском районе из имеющихся в районе 164 колхозов на 24 мая с.г. пересоставлены сметы только в 50 колхозах. Такое же положение имеется в Крупском и Толочинском районах. Все выявленные незаконные постановления райисполкомов, правлений колхозов и общих собраний колхозников органами прокуратуры БССР опротестованы на предмет отмены.

Вышеприведенные факты нарушений постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1938 г. и устава с/х артели свидетельствуют об отсутствии со стороны прокуроров большинства областей, городов и районов должного систематического надзора за неуклонным и точным проведением в жизнь всех требований, указанных в постановлениях СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1938 г.

От прокуроров областей, городов и районов требую неуклонно выполнять приказ Прокурора Союза ССР № 410 от 22 апреля 1938 г. и моей директивы от 27 апреля с.г. за № 20/3.

Прокурор Белорусской ССР Новиков4*

1* См. док. № 42.

2* См. док. № 43.

3* См. док. № 44.

4* Так в тексте, правильно — Новик.

48 Имеется в виду приказ Прокурора СССР № 410 от 22 апреля 1938 г. о мероприятиях по проведению в жизнь постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1938 г. (о нарушениях Устава сельхозартели и других советских законов).

В приказе № 410 предлагалось в связи с опубликованием 20 апреля 1938 г. постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1938 г. «О запрещении исключения колхозников из колхозов», «О неправильном распределении доходов в колхозах» и «О налогах и других обязательствах в отношении единоличных хозяйств» всем органам прокуратуры «установить систематический контроль за неуклонным и точным проведением в жизнь всех требований, указанных в постановлениях СНК СССР и ЦК ВКП(б)».

Лиц, виновных в нарушении постановления «О запрещении исключения колхозников из колхозов», привлекать к суду как уголовных преступников по статьям 109 и 110 УК РСФСР (см. прим. 65, 67) и соответствующим статьям УК других союзных республик, а «при наличии контрреволюционного характера такого рода незаконной практики — по статье 58-7 УК РСФСР (см. прим. 31) и соответствующим статьям УК других союзных республик».

Лиц, виновных в незаконном расходовании колхозных средств, привлекать к уголовной ответственности, «квалифицируя эти преступления по 3 части закона от 7 августа 1932 г. (см. прим. 75) и по статье 58-7 УК РСФСР..» (ГА РФ. Ф. 8131. Оп. 42лс. Д. 31. Л. 94—100).

49 Статья 17 Примерного устава сельхозартели устанавливала: «За бесхозяйственное и нерадивое отношение к общественному имуществу, за невыход без уважительных причин на работу, за недоброкачественную работу и за другие нарушения трудовой дисциплины и устава правление налагает на виновных взыскания, согласно правилам внутреннего распорядка, например: переделать недобросовестную работу без начисления трудодней, предупреждение, выговор, порицание на общем собрании, занесение на черную доску, штраф в размере до 5 трудодней, перемещение на низшую работу, временное отстранение от работы.

В тех случаях, когда все принятые артелью меры воспитания и наказания оказываются недействительными, в отношении неисправимых членов артели правление ставит перед общим собранием вопрос об их исключении из артели» (СЗ СССР. 1935. №11. Ст. 82).

50 Статья 7 Примерного устава сельхозартели определяла правила приема в члены артели. В статье 7 говорилось, что в члены артели могут вступить все трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста, за исключением кулаков и лиц, лишенных избирательных прав. Исключение из этого правила допускалось «для тех детей лишенцев, которые в течение ряда лет занимаются общественно-полезным трудом и добросовестно работают», а также «для тех бывших кулаков и членов их семейств, которые, будучи высланы за противосоветские и противоколхозные выступления, в местах новых поселений в течение 3 лет своей честной работой и поддержкой мероприятий советской власти показали, что они исправились».

Крестьяне-единоличники, продавшие своих лошадей в течение последних 2 лет перед вступлением в артель и не имеющие семян, принимаются в артель при условии обязательства внести из своих доходов с рассрочкой до 6 лет стоимость лошади и семена натурой (СЗ СССР. 1935. №11. Ст. 82).