Каганович — Сталину 5 августа [1934 г.]

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1934.08.05
Метки: 
Источник: 
Сталин и Каганович. Переписка. 1931–1936 гг. Москва: (РОССПЭН), 2001 Стр. 420-421
Архив: 
РГАСПИ Ф. 558. Оп. 11. Д. 742. Л. 4–14. Автограф.

5/VIII

Здравствуйте, Дорогой т. Сталин.

1) Сегодня у нас было первое заседание ПБ после Вашего отъезда. Утвердили мы ряд постановлений, подготовлявшихся давно, как-то: о красителях, о консервах и рыбе, о постройке нового типа плотины по методу инженера Сенькова и т.д.1. Обсудили мы некоторые вопросы, внесенные партконтролем: о биржевых операциях НКВнешторга, который вопреки постановлению ЦК, по которому запрещалась покупка хлопка на бирже и даже не реального хлопка, а фютчерса, он в этом году повторил спекулятивную операцию с хлопком. Мы поставили на вид Боеву. Потрепали мы НКВнешторг и за извращения в премировании, где фактически практиковалась почти система подкупа работников. Комиссия партконтроля внесла также вопрос об электросварке, где наряду с серьезными достижениями имеются и недостатки, а главное, это дело нуждается в новом толчке. Обсуждался этот вопрос довольно страстно. В результате обсуждения мы создали комиссию для подработки предложений. СНКомом был внесен вопрос и предложения об улучшении семеноводческой работы по хлопку. Я считал этот проект недостаточным, в большей части декларативным, в нем, например, ничего нет об организации дела, нет определения районов семеноводства, нет мероприятий по стимулированию колхозов и т.д. В результате обсуждения мы создали комиссию для разработки предложений. У меня еще возникал вопрос, не следует ли связать этот вопрос со всем вопросом о хлопке в той постановке, какую Вы давали. Очень прошу Вас написать, в каком направлении сейчас подработать вопрос о хлопке или может быть отложить до осени? Утвердили мы план по льну и указания по уборке и обработке льна.

Вызывали мы горьковцев в связи со сведениями о безобразиях и хищениях на автозаводе и в ОРСе. Сами горьковцы оспаривали часть фактов, мы решили послать туда Пятакова, Косарева и Сорокина для проверки на месте2. Положение там с руководством заводом плохое, как бы не пришлось заменять Дьяконова, конечно, если придется, то запросим Вас.

Приняли сегодня постановление о метро 2-ой очереди. В основном остался тот проект, который Вы редактировали. Прибавлено 2 пункта. Постановление приложено к протоколу ПБ. Прошу Вас сообщить, печатать ли его (тов. Молотов сомневается) и если печатать, то разрешить печатать за Вашей подписью?

2) Провели мы совещание прокуроров3. Впечатление у нас о них неважное, народ слабоватый. Есть и хорошие работники, которые при поддержке могут развернуться. Они, конечно, очень довольны и решением ЦК и самим фактом созыва совещания. Критиковали себя и обещали поднять работу. На совещании выяснилось, что привлекают к суду слишком много народу, зачастую зря судят. Есть области, в которых больше половины осужденных и привлекаемых потом оправдывается и приговоры отменяются. Качество судей и их работа низкие. Поэтому центральный вопрос — это подбор и подготовка людей, и на ближайшем Оргбюро мы этим вопросом займемся.

3) Стецкий предлагает принять на съезде писателей декларацию о задачах советских писателей, с тем, чтобы ее подписали все участники съезда. Мы думаем, что нельзя всех заставлять подписывать, ведь там разные люди будут. Декларацию можно бы принять, но простым голосованием. Прошу Вас сообщить нам Ваше мнение. Кроме этого предполагается принятие обращения против войны и фашизма.

4) Обратились к нам украинцы с просьбой добавить скидку Днепропетровской области в 4 мил. пудов. Сам Хатаевич просит 6 миллионов. Мы им пока ответа не дали. Прошу Вас сообщить Ваше мнение. На всякий случай посылаю Вам их письмо на Ваше имя.

5) Сегодня произошел очень неприятный случай с артиллерийским дивизионом Осоавиахима. Не буду подробно излагать. Записка об этом случае короткая, и я ее Вам посылаю. Мы поручили Ягоде и Агранову лично руководить следствием. Утром были сведения, что Нахаев, начальник штаба дивизиона, невменяем, такие сведения были у т. Ворошилова. Сейчас я говорил с т. Аграновым, он говорит, что из первого допроса у него сложилось впечатление, что он человек нормальный, но с некоторым надрывом. Показания он дает туго. Ночью будет протокол допроса, и я его Вам пошлю. Тут необходимо выяснить, один ли он, нет ли сообщников? Ясно одно, что Осоавиахим прошляпил. В дальнейшем буду информировать Вас о ходе следствия.

На этом кончу свое письмо. Очень жалею, что в первые же дни я допустил два упущения с Флоринским и с напечатанием постановления. Сегодня и то и другое уже исправлено.

Привет Вам.

Ваш Л.Каганович.

_____________________________

1 Все решения, о которых Каганович сообщает далее в письме, были зафиксированы в протоколе заседания ПБ от 5 августа 1934 г. (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 949).

2 Доклад комиссии о поездке на Горьковский автозавод был заслушан на заседании ПБ 23 сентября 1934 г. ПБ одобрило в основном выводы комиссии и поручило ей составить на основе выводов и обмена мнений в ПБ проект краткого постановления и внести его на утверждение ПБ (Там же. Д. 952. Л. 4). Вновь доклад комиссии стоял в повестке дня заседания ПБ 23 декабря 1934 г., но был снят (Там же. Д. 955. Л. 50).

3 Совещание работников прокуратуры в ЦК состоялось 1 августа 1934 г. Стенограмму совещания см.: Там же. Оп. 165. Д. 47.