Сопоставление фактической и прогнозной численности населения стран экс-членов СССР

Реквизиты
Автор(ы): 
Период: 
1990-2010
Источник: 
авторский

Прогнозирование социально-экономических явлений и процессов является одной из важнейших задач статистики и эконометрики, в этом направлении разработан значительный арсенал методов направленных на получение достоверных прогнозов, начиная от экспертных методов заканчивая нейросетевыми моделями. В связи со значительными изменениями за прошедшие 20 лет в социальной и экономической сфере, связанные с распадом СССР и переходом стран-членов к новым формам хозяйствования, прогнозирование становится весьма «неблагодарным» занятием, так как долгосрочные (а в ряде случаев и среднесрочные) прогнозы не совпадают с фактическими значениями показателей. В связи с этим сопоставим прогнозы численности населения, сделанные в 1990 году специалистами Госкомстат СССР и Статистической комиссией ООН с фактическими данными.

Толчком для проведения настоящего исследования послужила статья Илларионова А. «Демографические прогнозы и факты» [4] в которой автор проводит сравнение фактических и прогнозных значений на момент 2010 года, делая вывод о несостоятельности последних.

Источником информации о вероятной численности населения на период 1990-2015 гг. является  «Сборник статистических материалов 1990» [5, С. 64-68] в котором отмечается, что при составлении прогнозов «…использованы возрастно-половая структура населе­ния по переписи 1989 г., показатели таблиц рождаемости и смерт­ности за 1988 г. Учтены планируемая Госпланом СССР миграция из села в город и между республиками, возможное изменение рождае­мости и смертности».

Согласно прогнозам, численность населения к 2010 г. по сравнению с 1990 г. увеличилась бы на 46,8 млн. чел (на 16,1%), а к 2015 г. на 59,1 млн. чел. (20,4%). Как отмечается в сборнике, наибольший вклад в рост численности внесли (могли бы внести) республики Средней Азии (Узбекская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР) и в меньшей степени экс-члены находящиеся на территории Европы в том числе и Россия.

Рассмотрим, каким образом оценки согласуются с фактическими данными, для этого суммируем значения численности населения бывших союзных республик за период 1990-2010 гг.

Но прежде чем произвести указное арифметическое действие, согласно методике статистического изучения исторических временных рядов [7], необходимо определить из каких источников возможно получение фактических значений численности населения:

Во-первых, большинство экс-членов (12 из 15) в настоящее время являются членами Союза Независимых Государств, соответственно можно обратиться к базам Международного статистического комитета СНГ. Необходимо обратить внимание что, данные за период 1990-2012 года содержат пропуски (отсутствуют сведения) по таким республикам как Грузия (вышла из состава СНГ в 2009 году), Узбекистан и Туркменистан. Если в первых двух случаях пробелы можно восполнить, обратившись к национальным статистическим комитетам, то в третьем случае все сложнее, так за последние годы (начиная с 2006 г. и по настоящий момент времени) официальные оценки численности населения по республике Туркменистан не публиковались. На официальном сайте Государственного комитета Туркменистана по статистике опубликовано объявление о проведении переписи населения в 2012 году, но результаты (в том числе и предварительные) не приводятся. Выходом из сложившейся ситуации может быть обращение к альтернативным источникам информации, либо оценка численности с помощью динамической модели основанной на известных уровнях временного ряда численности населения.

Во-вторых, в случае Латвии, Литвы и Эстонии можно обратиться, либо к национальным статическим службам, либо к Статистической службе Европейского союза.

В-третьих, можно обратиться к готовым материалам за необходимый период, либо опубликованных в электронном журнале Демоскоп Weekly [3], либо размещенных на сайте Всемирного банка [2].

В итоге получаем три временных ряда характеризующих суммарную численность населения экс-членов СССР (рисунок 1):

- P1- численность населения по данным Статистического комитета СНГ и Статистической службы Европейского союза. Недостающие сведения по республике Таджикистан за период 2000-2010 гг. получены на основе экстраполирования линейного тренда;

- P2 - численность населения по данным Демоскоп Weekly;

- P3 численность населения по данным Всемирного банка.

Рисунок 1 – Динамика суммарной численности населения по экс-членам СССР, млн. чел.

Согласно представленным на рисунке 1 данным, наблюдается синхронность между рассматриваемыми рядами (r(P1,P2)=0,98; r(P1,P3)=0,97; r(P3,P2)=0,98), но при этом уровни временных рядов отличны друг от друга. Также стоит отметить, что уровни временного ряда, публикуемые Всемирным банком ниже других, примерно на 2 млн. человек.

Так как первый (P1) и второй (P2) временные ряды совпадают в точках, по которым имеется прогноз (1990 г., 1995 г., 2000 г., 2005 г. и 2010 г.), то в дальнейшем анализе будем использовать сведения Статистических органов (СНГ и ЕС).

Обратимся к рисунку 2 и проанализируем как прогнозы численности населения согласуются с фактическими данными, при этом стоит заметить, что в качестве источников прогнозов, наряду со Сборником статистических материалов 1990 года (E1) используем материалы Статистического комитета ООН (E2) (взяты medium fertility – средние оценки численности) [1].

Приведенные на рисунке 2 прогнозные значения  согласуются с фактическими значениями, в свою очередь  значительно отличаются от численности населения. Для объективной оценки величины расхождения (совпадения) обратимся к коэффициенту Тейла.

Рисунок 2 – Динамика суммарной численности населения по экс-членам СССР и прогнозные значения, млн. чел.

Г. Тейл предложил в качестве меры качества прогнозов коэффициент расхождения (коэффициент несоответствия) числителем которого является среднеквадратическая ошибка прогноза, а знаменатель равен квадратическому корню из среднего квадрата реализации.

Et и Pt – соответственно предсказанное и фактическое (реализованное) изменения переменной.

В случае равенства коэффициента нулю (Et = Pt) говорят о  совершенном прогнозирование. Соответственно при U > 1 прогноз дает худшие результаты, чем предположения о неизменности исследуемого явления.

В результате оценки значений коэффициента получаем: U(E1,P1)=0,107 и U(E2,P1)=0,003

Точность прогнозов Статистического комитета ООН объясняется незначительным горизонтом прогноза и постоянной корректировкой модели (непрерывный учет изменений). В свою очередь расхождение между фактическими уровнями и прогнозами советских статистиков можно объяснить значительным периодом упреждения и неучтенными изменениями, связанными с распадом СССР. Так в результате ликвидации Советского Союза были нарушены социально-экономические связи, экс-члены начали «болезненный» переход от командно-административной системы управления экономикой к рыночной системе. Сокращение социальной поддержки и значительный спад уровня жизни, привели к нежеланию населения заводить детей, и как следствие в большинстве стран наблюдалась естественная убыль населения (особо остро проблема «звучала» в 1990-х годах). В результате на момент 2010 года расхождение между прогнозом и фактической численностью достигло 48,5 млн. человек, если учесть что 50 % населения это трудоспособное, то экономики экс-членов не досчитались 24,3 млн. потенциальных работников. Отсюда все вытекающие последствия, в том числе и упущенные выгоды в производстве ВВП.

Подводя итоги проведенного статистического сопоставления фактической и прогнозной численности населения стран экс-членов СССР можно сделать следующее заключение - несмотря на то, что прогнозы численности населения считаются одними из наиболее точных, поскольку учитывают вероятность дожития и величину возрастных когорт населения, рассмотренные оценки специалистов Госкомстата СССР значительно отличаются от фактических данных. В большей степени это заметно по странам европейской части и менее по среднеазиатским республикам.  В качестве объяснения выявленного несоответствия можно назвать не возможность предвидеть в конце 1980-х годов масштабов произошедших изменений в следствии распада СССР.

Библиографический список

  1. UNdate. A world of information / [Электронный ресурс]. Статистический комитет ООН http://data.un.org/Data.aspx?q=Population%2c+total&d=PopDiv&f=variableID%3a12
  2. World Bank Open Data / [Электронный ресурс]. Всемирный банк. - Режим доступа: http://data.worldbank.org/ (дата посещения: 10.11.2013)
  3. Демографические показатели по 15 новым независимым государствам / [Электронный ресурс]. Проект Демоскоп Weekly.  - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_pop.php (дата посещения: 10.11.2013)
  4. Илларионов А. Демографические прогнозы и факты / [Электронный ресурс]. Живой журнал. - Режим доступа: http://aillarionov.livejournal.com/567935.html (дата посещения: 10.11.2013)
  5. Сборник статистических материалов. 1990 / Госкомстат СССР -  М. : Финансы и статистика, 1991. - 352 с.
  6. Цыпин А.П. Качество официальных статистических материалов / А.П. Цыпин // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. № 1. С. 88-93.
  7. Цыпин А.П. Методика статистического исследования макроэкономической динамики на основе исторических временных рядов / А.П. Цыпин // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10 (39). С. 282-288.