Каганович, Молотов — Сталину, Калинину 19 октября 1933 г.
Шифровка.
Из Москвы 19/Х — 33 г. в 22 час. Вх. № 79.
Т. т. Сталину, Калинину.
Посылаем вам полученную сегодня шифровку от Сквирского1. «Сегодня утром передал Буллит проект вашего ответа. Слова «правильных сношений» я перевел в проекте «регуляр-релейшенс». Рузвельт, по словам Буллит, заявил, что слово «регуляр» будет истолковано оппозицией как признание СССР еще до встречи с Литвиновым, что вызовет резкую критику по его адресу и повредит делу. Он просил заменить это слово. Буллит предложил слово «дирекки» вместо «регуляр». Чтобы не тормозить всего дела и учитывая, что такая замена по существу ничего особенно не меняет в тексте, я согласился. Вечером Буллит меня посетил и вручил мне письмо за подписью Рузвельта. Я передал ему наше письмо от имени Калинина и приложил к нему свое препроводительное письмо на имя Рузвельта, подписавшись «За НКИД». Таким образом, мы применили весьма упрощенную процедуру. В пятницу в 4 часа 30 минут дня президент огласит оба письма для прессы. Рузвельт просил, чтобы наша пресса ничего не печатала до такого опубликования в Соединенных Штатах. По вопросу о вашем приезде Рузвельт передал мне через Буллит, что он хотел, чтобы Вы приехали как можно скорее. Буллит просил о вашем приезде к началу ноября.
Настоятельно рекомендую выехать без задержки в Вашингтон. О дне выезда сообщите, чтобы урегулировать вопрос о визе. Укажите также город, где хотите получить визу. Сквирский».
Завтра вечером сдаем в печать для напечатания двадцать первого. По нашему мнению, Литвинов должен выехать в ближайшие дни, отказавшись от поездки в Турцию. Вместо него может поехать Карахан. Когда будет готов проект директивы Литвинову, мы Вас запросим. Если сейчас есть указание к составлению директивы, просим сообщить. HP 94, 95, 96.
Каганович, Молотов.
19/Х-33 г.
______________________
1 Читая шифровку Сталин далее вставил слова: «На имя Литвинова».