Справка на Вавилова Н.И. Февраль 1940 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1940.02
Источник: 
Суд палача. Николай Вавилов в застенках НКВД. Биографически очерк. Документы. Академия. 1999. Стр. 167-173
Архив: 
ЦА ФСБ России, № Р-2311, т. 8, л. 138—145 Машинопись.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО.

СПРАВКА

ВАВИЛОВ Николай Иванович, 1887 г рождения, ур, г. Москвы, б/п., академик, вице-президент Академии с/х наук им. В. И. ЛЕНИНА, директор ВИР'а.

[...] ВАВИЛОВ Н. И. изобличается, как активный руководитель разгромленной к.-р. антисоветской организации «Трудовой крестьянской партии».

«...К.-р. организация, к которой я принадлежу являясь основным звеном широкой народнической, организации, состоящей в основном из народническо-эсеровских элементов.

Организация руководилась одним центром из состава которого мне известны: ВАВИЛОВ Н. И., ТУЛАЙКОВ Н. М., ПИСАРЕВ В. Е. В своей к.-р. работе я был связан с членом центра организации ВАВИЛОВЫМ Н. И. и ПИСАРЕВЫМ В. Е., установки по работе организация получала главным образом от ВАВИЛОВА Н. И.

(Показания ТАЛАНОВА от 25/ІѴ-ЗЗ г.)

Арестованный в 1933 году ДОМРАЧЕВ Д. В. признал свою принадлежность к «ТКП» и показал:

«...Мне известны следующие группы, об’единяемые организацией:

1. В ВИР’е наиболее активной является группа в составе академика ВАВИЛОВА Н. И., профессоров ПИСАРЕВА, ТАЛАНОВА.

Организация возглавлялась центром, в состав которого входили ВАВИЛОВ, ПИСАРЕВ, ТАЛАНОВ».

(Показания ДОМРАЧЕВА от 31/111 и 24/ІѴ-38 г.)

Руководящее участие ВАВИЛОВА в к-р вредительской организации подтверждается показаниями арестованных в 1933 году, руководителя к-р организации агронома КАЛЕЧИЦА и члена центра к-р организации профессора СИЗОВА.

«...Московская областная организация об’единялась и возглавлялась Всесоюзным политическим центром, в состав которого входили следующие лица: ВАВИЛОВ Н. И., ТУЛАЙКОВ Н. М., ЛИСКУН и др. ...»

(Показания КАЛЕЧИЦА от 11/1-33 года).

«...Во главе организации стоит так называемый политический центр, структура которого сводится к об'единению 6 автономных центров: агрономического, животноводческого, ветеринарного, промышленного, военного и диверсионно-политического. Во главе каждого центра стоит определенное лицо: председ. акад. ВАВИЛОВ, руководитель агрономического центра — акад. ТУЛАЙКОВ, животноводческого проф. ЛИСКУН, ветеринарного — проф. ТАРТАКОВСКИЙ, диверсионно-повстанческого зам. НКЗ СССР — МАРКЕВИЧ.

(Показания СИЗОВА от 14/1— и 8/111-33 г.).

Участие ВАВИЛОВА в руководстве к.-р. организацией подтверждается показаниями арестованных в 1933 году ПИСАРЕВА, КУЛЕШОВА, МАКСИМОВА, БЕЛИЦЕРА, ГАНДЕЛЬСМАНА, КУЗНЕЦОВА, АНДРЕЕВА и др.

После разгрома антисоветской организации «ТКП» ВАВИЛОВ Н. И. не прекратил руководства контрреволюционной вредительской деятельностью, а установил связь с членом центра антисоветской организации правых БУХАРИНЫМ, от которого ВАВИЛОВ Н. И. получил указание о создании среди старой интеллигенции своей антисоветской организации, действующей в контакте с право-троцкистским центром, так называемую «Нео-сменовеховскую».

«...Моя и ВАВИЛОВА встреча с БУХАРИНЫМ относится ко второй половине 1936 г. ... Центр пришел к единодушному заключению, заявил нам БУХАРИН, что вовлекать интеллигенцию в нашу организацию было бы большой ошибкой. Для интеллигенции должна быть создана своя особая, специфическая организация, которая могла бы объединить интеллигенцию всех групп, всех слоев и всех политических оттенков.

Что такой широкой всеоб'емлющей организацией интеллигенции Может и должна являться «Нео-сменовеховство».

(Показания ТУЛАЙКОВА от 31/ѴІІІ-37 г.)

Показаниями ТУЛАЙКОВА ВАВИЛОВ Н. И. изобличается, как член к.-р. право-троцкистской вредительской организации, служившим основным связующим звеном между право-троцкистской организацией и уцелевшими остатками «Трудовой Крестьянской партии».

«После провала «Трудовой Крестьянской партии» в 1930 г. и ареста ее руководителей, основные зарубежные связи «ТКП» перешли к организации правых. Последняя осуществляла их, главным образом, через академика ВАВИЛОВА, который в 1930 г. вошел в состав организации правых и является основным связывающим звеном между ею и уцелевшими остатками «Трудовой Крестьянской партии».

Академик ВАВИЛОВ являлся центром правых особенно удачной, и сказал бы даже незаменимой кандидатурой в смысле установления зарубежных связей, так как он часто и подолгу бывал за границей, имел огромные связи с научными работниками всех крупнейших европейских стран.

Свою контрреволюционную антисоветскую деятельность по осуществлению связей с зарубежными эмигрантскими кругами ВАВИЛОВ производил под непосредственным руководством центра правых, в частности лично БУХАРИНА».

(Показания ТУЛАЙКОВА от 31/ѴІІІ-37 года).

Кроме того установлено, что вредительская работа в системе

Всесоюзного института растениеводства, направленная к подрыву и запутыванию семенного и селекционного дела в СССР, проводилась непосредственно и по прямым указаниям ВАВИЛОВА Н. И.

Пользуясь своим положением, ВАВИЛОВ Н. И. всю работу института в течение ряда лет направлял не по линии изучения вопросов, имеющих практическое значение для сельского хозяйства СССР, а по линии отвлеченного академика. ВАВИЛОВ в планах ВИР’а давал вредительские установки заниматься отвлеченными научно-теоретическими вопросами, изучением культур, не могущих быть применяемыми даже в ближайшее время в хозяйстве СССР, одновременно исключая и тормозя разработку перспективных культур.

Продвигая враждебные теории (закон гомологических рядов), боролся сам и давал установки бороться против теории и работ советских ученых, имеющих решающее значение для сельского хозяйства СССР (теория и работы ЛЫСЕНКО, работы МИЧУРИНА).

Свою вредительскую подрывную работу ВАВИЛОВ проводил, опираясь на специально подобранные на руководящих участках ВИР'а кадры, создав из них контрреволюционную организацию, частично вскрытую и ликвидированную органами НКВД в 1933 году

Участник вредительской организации правых АЛЕКСАНДРОВ А. Б. на допросе показал:

«МУРАЛОВ мне дал прямую директиву в Ленинграде связаться с ВАВИЛОВЫМ Н. И., как участником антисоветской организации, контактирующим свою деятельность с организацией правых.

МУРАЛОВ сказал мне, что ВАВИЛОВУ и его группе удалось расстроить дело семеноводства и селекции и этим нанести удар по сельскому хозяйству Сказал, что в задачу входит углубить состояние ВИР».

В мае 1935 года я приехал в Ленинград. В Ленинграде я сразу же связался с ВАВИЛОВЫМ. В первую же беседу я ВАВИЛОВУ сказал, что послан к нему МУРАЛОВЫМ. На это мне ВАВИЛОВ заявил, что он об этом уже знает от МУРАЛОВА и отметил, что это мероприятие о направлении меня к нему в заместители проведено очень хорошо и позволит нам продолжительное время «одурачивать ЦК».

С ВАВИЛОВЫМ мы договорились о совместных действиях и он назвал меня некоторым участником антисоветской организации, через которых он осуществляет вредительскую деятельность в ВИР'е.

Как меня информировал ВАВИЛОВ, перед участниками нашей организации в ВИР’е стояла задача — задержать и сократить темпы селекционной работы с тем, чтобы страна не могла получить нужные ей новые сорта.

МУРАЛОВ и ВАВИЛОВ рекомендовали мне вести себя чрезвычайно конспиративно и дали указания связаться с небольшим кругом участников организации в ВИР’е, ВАВИЛОВ мне указал на ЛАПИНА и КОВАЛЕВА».

(Показания АЛЕКСАНДРОВА А. Б. от 13 и 14 июля 1937 года).

Другой участник организации правых, быв. директор Госсортсети АРТЕМОВ П. К. показал:

«Вредительство происходило и по линии игнорирования местных сортов, в этом отношении я опирался на авторитет академика ВАВИЛОВА, распространяющего положение о том, что от местных сортов взято все».

(Показания АРТЕМОВА от 8/ѴІІІ-37 г.)

Осужденный вредитель КУЛЕШОВ Николай Николаевич, быв. специалист Всесоюзного института растениеводства, показал:

«...В состав организации входили ВАВИЛОВ Н. И. Мы признали одним из наиболее действительных методов нашей борьбы с советской властью вредительство, что по нашим расчетам должно было нанести существенный ущерб в работе научно-исследовательских и практических учреждений сельского хозяйства, снизить урожайность в стране, создать кризис в производстве сельскохозяйственных продуктов, голод и этим самым вызвать народное возмущение и общественное движение с целью ее свержения».

(Показания КУЛЕШОВА И. И. от 19-26 марта 1933 г.)

Аналогичные показания по этому делу дали осужденные МАКСИМОВ Н. А., ПИСАРЕВ В Е. и ТАЛАНОВ В.

Бывая неоднократно в заграничных командировках, ВАВИЛОВ Н. И. устанавливал связь сторгпромовскими руководителями, которые финансировали контрреволюционную деятельность«ТКП» в СССР, так:

В Париже ВАВИЛОВ Н. И. установил связь с белоэмигрантом членом Торгпрома проф.: МЕТАЛЬНИКОВЫМ, последний является вдохновителем и организатором бактериологической войны в СССР.

В Берлине ВАВИЛОВ Н. И. установил связь с ШЛИППЕ, бывш. видный московский немец, член совета берлинского отделения Торгпрома АУХАГЕНОМ — руководитель германского общества сельских хозяев.

ВАВИЛОВ Н. И. также имеет связь с рядом работников департамента земледелия США БЕККЕРОМ, РЕЙЕРСОНОМ, ПИНКУСУ, КЕНС и др.

О шпионской деятельности ВАВИЛОВА Н. И. мы располагаем следующими материалами:

Арестованный в 1932 году участник антисоветской организации «ТКП» АБДУЛОВ дал следующие показания:

«... ВАВИЛОВ пригласил меня ксебе на дом и предложил пересылать для него письма за границу Самому ему осуществлять это дело было неудобно, так как он слишком на виду, и он решил избрать меня посредником для своей вредительской и шпионской деятельности. За риск, которому я должен был подвергаться, мне обещана была оплата моих услуг в размере от 10 до 20 долл. с письма. Оплату должно было производить учреждение, которому адресованы письма, т. е. польское министерство земледелия (получатель мать АБДУЛОВА, проживавшая в Польше).

Предложение ВАВИЛОВА было мною принято, несмотря на то, что я сразу понял, какую именно цель ВАВИЛОВ преследует. Пересылка конвертов состоялась в следующие сроки... (указываются даты 7 передач).

Две из этих посылок были произведены мною через ЯНУШЕВСКОГО — сотрудника польского консульства в Москве. Прочие 5 посылок я осуществлял через ОНОШКО (известный польский разведчик, быв. сотрудник польской комиссии по реэвакуации в Ленинграде)».

(Показания АБДУЛОВА от 4/1Ѵ-32 г.)

В 1931 г. ВАВИЛОВ по приглашению Датского Королевского об-ва сельских хозяйств выезжал в Данию для прочтения ряда лекций. Это предложение было инспирировано, ныне разоблаченным резидентом — шпионом датского посольства в Москве А. А. КОФФОДОМ.

КОФФОД, в прошлом крупный чиновник царского департамента земледелия, по делу «ТКП» был скомпрометирован рядом показаний, как резидент белоэмигрантских организаций, связанных с «ТКП», в силу чего во время арестов по делу «ТКП» из СССР выехал.

Особого внимания заслуживает связь ВАВИЛОВА с группой ДЕМОНЗИ, бывшего французского министра просвещения, близко стоявшего к французскому генштабу Связанный с контрреволюционными группами в СССР французский разведчик МАЗАН, после возвращения из своей поездки в СССР осенью 1932 г. поднял через Всесоюзное общество культурной связи с заграницей вопрос о приглашении ВАВИЛОВА во Францию для прочтения ряда лекций.

По материалам следствия б. ОГПУ МАЗАН являлся одним из руководителей к.-р. движения в СССР, по заданию французского генштаба подготовлял вооруженное восстание на Украине.

Агентурные данные, относящиеся к 1933 году, устанавливают встречу ВАВИЛОВА в Париже на обеде у проф. ЛАНЖЕВАНА с Рядом лиц ДЕМОНЗИ.

ВАВИЛОВ оказывает разного рода официальным и неофициальным агентам вашингтонского департамента земледелия, приезжающим и живущим в СССР, как, например, д-ру РОЗЕНУ из «Агро-Джойнта», ПИНКЕСУ, ПАТИССОН, профессор КЕНС, проф. БРИДЖЕС и многим другим, всяческую поддержку

ВАВИЛОВ был связан лично с германскими и польскими консульствами в Ленинграде.

По своим политическим убеждениям ВАВИЛОВ Н. И. является резко-враждебным коммунистической партии и советской власти. В Узком кругу лиц, которым ВАВИЛОВ доверяет, ведутся беседы о кризисе советской власти и гибельности коллективизации, о нежелании «подвергаться критике курьеров и дворников» и об «изменении политического курса». Систематически в к.-р. духе клевещет на руководителей партии и советского правительства.

Двурушничество и умелое скрывание убеждений и взглядов являются основными средствами маскировки контрреволюционной Работы ВАВИЛОВА. Так, например, ВАВИЛОВ в феврале месяце 1932 г. рекомендовал специалисту ШИМАНОВИЧУ «заняться общественной работой слегка, для видимости окружающих», говоря, «надо учитывать создающееся положение, приспособляться, а своих взглядов и убеждений не высказывать».

Парижская газета «Пари-Миди» в феврале месяце 1933 года в момент нахождения ВАВИЛОВА в Париже поместила интервью с ВАВИЛОВЫМ своего корреспондента, в котором от имени ВАВИЛОВА сделано заявление такого содержания «Я служу не правительству, а моей родине — РОССИИ»1.

Академик ВАВИЛОВ Н. И., занимая руководящее положение в науке, всячески дискредитирует работу советских ученых, ведет активную борьбу за сохранение антидарвинистических основ науки, группирует вокруг себя кадры антисоветски настроенных сельско-хозяйственных специалистов.

Оперативно установлены факты, когда ВАВИЛОВ Н. И. во время своих приездов в Москву неоднократно призывал ряд научных работников к прекращению научной работы.

ЗАМ НАЧ. 3 ОТД. 3 ОТДЕЛА ГЭУ НКВД

ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ.

[…]

«    » февраля 1940 г.

_______________

1 В Центральном архиве ФСБ (ІМР-2311, т. 8 л. 18—21) находится русский перевод этого интервью Жана-Анри Марэна из парижской газеты «Пари-Миди» от 14 февраля 1933 г. Оно гласит:

«Французский Комитет научных связей с Россией и г-н АЛЬКЬЕ — энергичный директор Национального Агрономического Института — организовали первую публичную лекцию г-на ВАВИЛОВА.

Член Академии Наук СССР, директор Института прикладной ботаники в Ленинграде, доктор-профессор ВАВИЛОВ является в настоящее время одним из первых ученых мира

Г-н АЛЬКЬЕ был так любезен, что устроил мне возможность поговорить несколько минут с его ленинградским коллегой.

В назначенный час он ждет меня в вестибюле большого отеля на левом берегу реки, где он остановился.

При моем входе он встает. Он говорит по-французски бегло, почти без всякого акцента.

— Я чрезвычайно занят. Жизнь коротка. Я должен побывать в Пастеровском институте. Возьмем такси, а по дороге вы будете задавать мне вопросы.

Есть люди, благословенные богами, ум которых освещает все их лицо ,Без вмешательства каких-либо канцелярий они входят в жизнь, эти великие работники умственной категории. Они редки. И вот один из них. Совершенно бесспорно

— В 1916г., в царское время, вы уже являлись служащим императорского правительства?

— Что за интерес? В Европе вы всегда говорите о правительстве. В России, даже в царское время, мы говорили о государстве В 1916 г. я уже был на государственной службе. Это верно. Как ассистент профессора. Я остался на службе у государства, русского государства, у государства моей родины. Это вполне естественно. В настоящее время я являюсь директором института, похожего на ваш Агрономический институт.

— Вы много путешествовали?

— Это самое интересное Я посетил более 50 стран, в их самых недоступных районах. Я побывал в Алжире, Тунисе, Марокко, на французском берегу Сомали, ѳ Абиссинии Афганистане, Японии, Китае, Индии (эта страна не значится в перечислениях Вавилова — Ред.). Я возвращаюсь из Южной Америки. Я исследовал почти все страны этого нового и еще девственного материка, наибольшую часть его протяжения. Я только что облазил на спине мула горы Боливии и Перу Я провел шесть месяцев вдали от всякой цивилизации.

— Почему?

— Я чрезвычайно честолюбив Меня интересует мировая аграрная философия Я хочу написать книгу и придумал к ней название: “Мировые ресурсы земледелия” Мне нужны документальные данные.

— Какой практический результат может получиться от ваших путешествий?

— Мои путешествия могут иметь только один практический результат. Я сказал — «философия». Я говорил вам об аграрной философии. Я должен был бы сказать, марксистская аграрная философия.

— Определите точнее?

— Я процитирую вам Маркса. «Прежде ученые изучали мир, чтобы его понять, мы изучаем его, чтобы его изменить».

— Чтобы улучшить его?

— Это само собою разумеется.

— Каким образом вы улучшите мировое земледелие?

— Прежде всего нужно определить происхождение растений. Они почти все происходят с тропических гор. Даже пшеница и рожь.

— Что вы сделаете затем?

— Существуют два метода. Один метод — эмпирический — осуществимый немедленно, и, впрочем, уже употреблявшийся во Франции. Это метод скрещивания. Например, я видел в Японии апельсины по 20кг (речь идет о редисе. — Ред), в Китае — редиску весом в 15 кг; в Афганистане, — где я встретился с французской делегацией и путешествовал вместе с ней, — я обнаружил гигантскую белую и фиолетовую морковь. Скрещивая семена этих растений с семенами выродившихся растений, культивируемых в Европе, можно будет значительно улучшить национальное производство. И это уже делают

— Есть еще другой метод?

— Да. Это метод международный. Вы можете сейчас считать его утопией. Это — будущее. Это — столетний план.

— Столетний?

— Понадобится сто лет для того, чтобы применить мой метод.

— В чем же он состоит?

— Специализация при помощи естественных районов. Каждый район должен интенсивно культивировать то растение, которое ему лучше всего подходит в особенности нужно будет развивать земледелие в тропических странах.

— Разве они не культивированы?

— Я возвращаюсь из Бразилии Я нашел там плодороднейшие в мире земли, которые не только не возделаны, но даже пустынны. В настоящее время возделаны 7% всей суши земного шара.

— Таким образом, вы хотите сказать, что 93% суши не возделаны?

— Это факт. Есть место, много места на земле для лиц, имеющих охоту для этого. Земля может производить в десять раз больше, чем сейчас. Со времени войны Канада удвоила площадь своих возделанных земель. В России эта площадь увеличилась на 30%. Благодаря ирригации В районе Волги были орошены 4 миллиона гектаров.

— Каковы были бы результаты вашего столетнего плана?

— Они были бы неисчислимы. Ведь уже сахар с Явы и с Кубы стоит в три Раза дешевле, чем в других местах. Человек является биологической разновидностью, которая находится лишь в первой стадии своей истории. Она еще сконцентрирована в своей колыбели, в Южной Азии, где находится половина всего населения земного шара. Это население следует распределить пропорционально ресурсам земли. Тропические страны имеют еще неэксплуатируемые аграрные богатства Развивая средства транспорта, являющиеся источником богатства, человек лишает себя их прибыльности, парализуя их таможенными барьерами. Нужно уничтожить эти барьеры, для гармоничного развития всего человечества, для блага всех людей.

Вот и Пастеровский институт.

Проходя через собачник, конюшню, обезьяний садок, мы ищем профессора МЕТАЛЬНИКОВА, преемника МЕЧНИКОВА

Мы поднимаемся по крутой лестнице. Мы справляемся на каждом этаже. Нас посылают все выше.

— МЕТАЛЬНИКОВ как ПАСТЁР, работает под крышей.

Вот это здесь. Оба профессора целуются.

ВАВИЛОВ, который хочет реформировать всемирное земледелие, и МЕТАЛЬНИКОВ, который хочет улучшить сопротивляемость животных и людей всяким заболеваниям

Доктор-профессор ВАВИЛОВ оборачивается ко мне:

— Простите меня, сударь, жизнь коротка, время не терпит!»

ЦА ФСБ России, №Р-2311,т. 8, л. 18—21. См. Ю. Н. Вавилов и Я. Г. Рокитянский— Интервью а парижском такси— «Вестник РАН». 1997. № 11, с. 1033— 1934