Запись беседы Г. Г. Карпова с патриархом Сергием (Страгородским). 25 ноября 1943 года

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1943.11.25
Метки: 
Источник: 
Русские патриархи ХХ века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. Москва. Издательство РАГС. 1999. Стр. 297-302
Архив: 
ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 4. Л. 5 — 10. Подлинник.

25 ноября 1943 года

25 ноября от 12 до 14 часов Председателем Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР Г. Г. Карповым была проведена беседа с патриархом Сергием (Страгородским).

При беседе присутствовали: от Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР — заместитель Председателя Совета тов. Зайцев К. А., от Патриархии — Управляющий делами протоиерей Колчицкий Н. Ф.

1. Сергий поставил в известность о получении им письма из Сан-Франциско от журналиста церковных газет Дроздова, являющегося сторонником митрополита Феофила и поддерживающего связь с митрополитом Вениамином. Письмо приветственно-поздравительного характера. К письму приложены вырезки из газеты "Новая Заря”, в которых есть статья Дроздова, статья Феофила об избрании Сергия патриархом, статья Попова.

В газетной статье Дроздова, между прочим, пишется, что если в России было 52 тыс. церквей, то сейчас, по имеющимся в Америке сведениям, в Советском Союзе насчитывается 50 тыс. церквей.

2. Сергий поставил в известность, что он уполномочил Костромского протоиерея Флоринского обследовать положение церковных дел в Черниговской и Сумской областях, исходя из того, что в Черниговской области у Флоринского имеются личные интересы (посещение сестры), а обследование Сумской области он поручил ему потому, что ранее намечавшийся туда протоиерей Понятский от поездки отказался.

3. Сергий поставил в известность, что вызванные из Нежина Нектарий и Панкратий до сего времени не приехали и сообщают, что они не могут получить допусков на въезд в Москву. Сергий просил содействия Совета в части предоставления пропусков как указанным лицам, так и епископу Симону Ивановскому, находящемуся в Чернигове.

4. На вопрос Председателя Совета, в каких странах ранее были русские православные церкви, Сергий сообщил, что русские православные церкви были в Америке, Франции, Японии, Китае, Греции, Палестине, Дании, Швеции, Финляндии и что по этому вопросу материал можно найти в книге Мальцева "Русские церкви за границей".

5. На вопрос Сергия о результатах рассмотрения Правительством представленного им списка 26 духовных лиц на амнистию Председатель сообщил, что вопрос об амнистии перечисленных в списке лиц перед Правительством не мог быть поставлен, так как предварительно нужно выяснить местонахождение указанных лиц, что представляется затруднительным сделать из-за отсутствия гражданских имен.

Патриарх поручил Управляющему делами Колчицкому представить в Совет необходимые дополнительные сведения по ранее представленному списку.

6. Сергий интересовался, рассмотрены ли Правительством Положения о Православно-богословском институте и богословско-пастырских курсах и чем задерживается их рассмотрение.

Председатель Совета дал справку, что Положения Правительству представлены, но извещения о их рассмотрении Совет пока не имеет.

В связи с этим поднят вопрос Сергием о кандидатуре на должность ректора института. Сергий спросил мнение Совета о бывшем протоиерее Боголюбове, в отношении которого им было представлено в Совет письмо.

Председатель Совета спросил Сергия, известно ли ему о выступлении Боголюбова на Соборе 1917— 18 гг., и, получив на это от патриарха отрицательный ответ, показал ему стенограмму антисоветского выступления Боголюбова из печатных отчетов Собора.

По прочтении Сергий, заявивший, что ему это известно не было, резко отрицательно отнесся к кандидатуре Боголюбова на должность ректора института и просил снять с рассмотрения ранее представленное ходатайство.

Председатель Совета высказал свое мнение, что решать вопрос о замещении этой должности пока преждевременно, но кандидатуру подыскивать можно. Сергий с этим согласился, но указал, что трудность заключается в отсутствии лиц, имеющих специальное академическое образование.

7. Председатель Совета дал справку Сергию о том, что Советом получено уведомление от Наркома Обороны, что отправленные Сергием на имя командующего Белорусским фронтом генерала Рокоссовского четыре мешка табачных изделий при письме Сергия на имя Рокоссовского адресатом получены 7 ноября 1943 г. и распределены среди рядового и офицерского состава фронта.

8. Сергием был поднят вопрос о необходимости замещения должности епархиальных епископов Ворошиловградской и Воронежской епархий и о необходимости назначения в Горьковскую область викарного епископа, не делая пока назначения епархиального правящего епископа за отсутствием кандидатуры. Сергий при этом указал, что трудность заключается в том, что некоторые вдовствующие протоиереи, проживающие в Москве, хотя и имеют предложения, но отказываются.

Сергий внес предложение вызвать из Черниговской области протоиерея Красовского, проживающего в гор. Лысково, с тем чтобы сделать его, если подойдет, викарным епископом Лысковским или Балахнинским, а также вызвать из Рязани протоиерея Скворцова, ранее рекомендованного Сергию Рязанским архиепископом Алексием, с тем чтобы назначить Скворцова Воронежским епископом. Сергий указал при этом, что сейчас временно Воронежская епархия придана в обслуживание Курскому епископу Питириму, но последний не управляется с делами двух епархий.

Председатель Совета согласился с предварительным вызовом Красовского и Скворцова, послав на место Скворцова протоиерея Образцова из Воронежа. Против этого Сергий и Колчицкий возразили, ссылаясь на то, что Образцов необходим в Воронеже как благочинный и что в Рязани имеется много свободных священников.

9. На вопрос Председателя Совета, кто из обновленческого духовенства уже принят в Патриаршую церковь и какие Патриархия имеет нерассмотренные заявления от обновленческого духовенства, Сергий сказал, что пока ими принят бывший обновленческий архиепископ Постников, проживающий в Москве, который принят в сане епископа, но назначения на епархию не получил.

В Патриархии также имеются письма с выражением желания перейти из обновленчества в Патриаршую церковь от ташкентского обновленческого епископа Сергия Ларина и алма-атинского архиепископа Анатолия Синицына, причем последний в своем письме просит патриарха утвердить его в качестве алма-атинского архиепископа.

Сергий дал справку, что он этого сделать не может, так как сан архиепископа Синицын получил у обновленцев и, самое главное, что он женат, но он может его принять как мирянина, с последующим рукоположением в священники. Сергия Ларина может принять сразу в качестве епископа, оставив на руководстве Ташкентской епархией.

Сергий поставил в известность, что он в свое время имел телеграмму от тульского обновленческого архиепископа Турбина, выражавшего желание выйти из обновленчества.

В Патриархию для соответствующих переговоров приходил священник Будилович от имени обновленческого московского архиепископа Андрея Расторгуева, желавшего выйти из обновленчества и соглашавшегося быть принятым в качестве священника.

Сергий высказал предположение, что как Турбин, так и Расторгуев прервали свои переговоры в связи с приездом в Москву митрополита Введенского А. И., который, по имеющимся у Сергия сведениям, категорически запретил выходить из обновленчества.

Из беседы видно, что Сергий хорошо осведомлен о настроениях обновленческого духовенства и о предпринятых Введенским мерах. Также известно ему о выезде Введенского в Ульяновск.

Председатель Совета спросил Сергия, допускала ли церковная практика прием женатого епископата?

Сергий дал справку, что монашествующий епископат установлен VI Вселенским собором (начало 7-го века) и с тех пор как Русская православная, так и другие православные церкви женатого епископата не принимают.

Сергий высказал свое мнение, что он лично считал бы возможным пересмотр этого положения, т. е. допустить прием женатого епископата, но на это, безусловно, отрицательно посмотрят верующие и, кроме того, этот вопрос единоначально патриарх одной Церкви не может решать, а нужен созыв Вселенского собора. Он указал, что, по его мнению, другие патриархи к этому отнесутся отрицательно.

Председатель Совета высказал мнение о желательности в интересах ускорения оформления перехода обновленческого духовенства не предъявлять жестких требований при приеме их, с чем Сергий согласился, сказав при этом, что он будет принимать всех беспрепятственно, но он не может обходить основные канонические требования, как-то: не может иметь женатого епископата и не может иметь священников, состоящих во втором браке, тем более что он хочет и должен считаться с мнением верующих масс. Сергий сказал, что, например, он совершенно беспрепятственно может принять митрополита Виталия Введенского в сане епископа, несмотря на то что он до перехода в обновленчество был священником.    

На вопрос Председателя Совета, не было ли каких-либо обращений к нему со стороны митрополита Александра Введенского и не известно ли Сергию намерения Введенского в этом отношении, Сергий сказал, что обращений со стороны Введенского не было и он не допускает возможности поступления таких обращений. Сергий при этом указал, что он может говорить о всем обновленческом духовенстве, кроме Александра Введенского, который, при всем его желании, не может быть принят не только епископом, но и простым священником, т. к. Введенский трижды женат, и что он не видит никаких возможностей к его использованию в Церкви, хотя личных антипатий к нему не имеет.

10. Сергий заявил, что в первых числах ноября, по сообщению архиепископа Романовского, бывшего в то время в Тбилиси, католикосом Грузинской церкви Каллистратом была послана телеграмма на его имя по поводу состоявшегося соглашения между Русской и Грузинской православными церквами о каноническом и молитвенном общении, но по неизвестным для Сергия причинам эта телеграмма до сего времени не поступала, и Сергий высказал при этом свое недоумение.

Председателем Совета было рекомендовано поручить Романовскому выяснить этот вопрос на телеграфе в Тбилиси.

11. Сергий спросил Председателя, подошел ли в качестве полкового священника в сербскую часть, формируемую в СССР, протоиерей Цветков Дмитрий (настоятель церкви Петра и Павла в Москве) и согласился ли идти в армию, так как при переговорах в Управлении делами Патриархии Цветков высказывал нежелание, мотивируя тем, что один сын убит на фронте, второй

дважды ранен, третий сын сейчас на фронте, а жена больна. Председатель Совета дал справку Сергию, что Цветков Дмитрий Павлович, будучи послан из Патриархии в Совет, выразил свое желание принять участие в качестве священника в сербской части и уже представлен командиру части, но просит оставить за ним получаемые доходы с церкви и просит личного приема у патриарха.

Сергий сказал, что он так и предполагал сделать, сохранив за ним часть доходов, и в ближайшие дни примет Цветкова для келейного благословения.