Глава 14. Первая Российская буржуазно-демократическая революция 1905—1907 гг.

Первые четыре документа посвящены Кровавому воскресенью. Заранее подготовленная к проведенная военными средствами расправа г мирным шествием рабочих привела к тому, что, по словам В. И. Ленина, «из зубатовщины, как мелкого повода, выросло широкое, крупное, всероссийское революционное движение» (Т. 9.— С. 211). Кровавая провокация, которая должна была предотвратить взрыв, лишь ускорила его. Власти своевременно не разглядели под причудливой оболочкой гапоновщины стремительный процесс созревания революционного сознания. Особая роль в событиях 9 января принадлежала петиции (документ № 1), сыгравшей роль оси, вокруг которой стремительно развернулось историческое действие. Петиция помогла родиться революции. Изучая историю текста петиции, проблему авторства, необходимо проанализировать и сам текст; подумать, почему В. И. Ленин охарактеризовал ее содержание как «чрезвычайно интересное преломление в умах массы и ее малосознательных вождей программы социал-демократии» (Т. 9.— С. 176), а также изучить требования, за которые, собственно, и развернулась борьба в годы революции. Следующие три документа освещают первый день революции с разных точек зрения: № 2 — глазами человека, разбиравшегося в политической подоплеке и значении происходившего,— большевика М. Н. Лядова; Лгз 3 — с позиции одного из исполнителей преступления — начальника Петербургского охранного отделения; № 4 — ретроспективная оценка событиям, данная Г. Гапоном, которая позволяет определить политическое лицо этого человека.

«Возьмите кривую, изображающую стачечное движение рабочих за последние восемь лет! — писал В. И. Ленин в 1913 г.— И попробуйте нарисовать так>ю же кривую линию, изображающую рост и упадок всего русского освободительного движения вообще за эти годы. Обе кривые совершенно совпадут» (Т. 22.— С. 299). Именно данные о числе стачечников являются надежным критерием для периодизации революции, её динамики и качественной характеристики отдельных этапов (документы № 5—6). Стачечная борьба в 1905 г. продемонстрировала многообразие форм, могучие творческие возможности российского пролетариата, создавшего зародыш новой государственной власти — Советы рабочих депутатов (документ № 7). Наивысший подъем стачечной волны пришелся на октябрь и в целом на три последних месяца 1905 г. (документы № 8, 11). Крестьянское движение несколько отставало от рабочего, достигнув своего пика в ноябре 1905 г. (документ № 6). Волны крестьянского движения следовали как бы сразу за стачечными волнами городских рабочих, немного отставая.

Великим днем российской революции, ее первой победой стало 17 октября 1905 г. Характеризуя октябрьский манифест (документ № 9), следует помнить, что главное, по мнению Ленина, заключалось в том, что это был «манифест о конституции». Степень изученности этого документа историками позволяет рассмотреть историю создания его текста[1], рождения и оформления идеи конституционных реформ в верхах под влиянием революционного движения I документ № 8) и «строго финансового кризиса.

Из нескольких сот волнений и открытых восстаний в армии и на флоте, которые произошли в годы революции, предлагается документ № 10 о восстании в Севастополе не получившем освещения на страницах более ранних хрестоматий. Это восстание стоит в одном ряду с такими крупными событиями, как восстания на броненосце «Потемкин», в Кронштадте, Свеаборге, и отражает как сильные, так и слабые стороны революционного движения в армии и на флоте, и прежде всего тот факт, что основная часть армии пока еще оставалась верной присяге.

Образцы героической борьбы с самодержавием показали все нации и народности на обширной территории империи. Кавказ был одним из восставших регионов. При всем своеобразии он отразил и общее, а именно: угнетенные классы национальных районов органически соединяли требования национального равноправия с требованиями социального освобождения. Документ № 12 дает возможность определить средства и способы борьбы в освободительном движении Кавказа, разнообразие форм, неоднозначность их классового содержания, степень информированности и беспокойства царского правительства.

Декабрь 1905 г. — время массовых вооруженных восстаний в стране. Об одном из них — московском — рассказывает документ № 11.


[1] См.: Островский А. В., Сафонов М. М. Манифест 17 октября 1905  г. // Вспомогательные исторические дисциплины.— Л., 1981.— XII; Соловьев Ю. Б. Самодержавие и дворянство в 1902—1907 гг.— Л., 1981; Витте С. Ю. Воспоминания.— М., 1960.— Т. 3.— Гл. 52.