Каганович — Сталину, Ворошилову 19 сентября 1933 г.
С. секретно.
Шифром.
Копия.
Т. т. Сталину, Ворошилову.
Сегодня в 11 часов утра т. Тухачевского посетили Пьер Кот и генерал Баррес. Пьер Кот заявил, что «две страны в мире не хотят войны — это СССР и Франция и что поэтому эти страны могут безбоязненно ознакомлять друг друга со своими достижениями и что он имеет предложение установить более постоянное и тесное сотрудничество между французской и советской авиацией, что делает он это в самой предварительной форме, но, что, тем не менее, он может предложить сотрудничество по двум направлениям.
В области производства — посылка наших инженеров для изучения французской авиационной промышленности или приглашение к нам в промышленность французских инженеров, или, если мы пожелаем, и то и другое вместе. Во-вторых, Пьер Кот предложил посылку наших командиров для изучения французских авиационных частей и для прохождения французских авиационных школ.»
Пьер Кот интересовался, в каких формах представляется Тухачевскому сотрудничество. Тухачевский ему определенного ответа не дал. Обещал доложить правительству1.
Уезжают они 21. IX. Просим сообщить Ваше мнение. Целесообразно ли дать Пьеру Коту и Барресу положительный ответ об установлении более систематической связи между нашей и их авиацией и авиационной промышленностью и о посылке наших командиров и инженеров для изучения французской авиации и авиапромышленности.
Мы считали бы целесообразным дать положительный ответ2.
№ 35/36/1910/ш.
Каганович.
19/IX-33 г.
____________________
Речь идет о визите в СССР министра авиации Франции П.Кота и сопровождавших его генерального инспектора французской авиации генерала Бареса и других руководителей министерства авиации (см. ДВП. Т. XVI. С. 856–857). 20 сентября Тухачевский направил Кагановичу следующее сообщение: «Вчера на обеде, устроенном в честь французских гостей, пришлось иметь разговоры с Пьером Кот, ген[ералом] Барес и инженером Како по различным вопросам авиационной техники. Были затронуты вопросы полетов в условиях плохой видимости, охлаждения моторов на больших высотах, вооружения авиации, методов подготовки бомбардировщиков, организации ночных полетов и пр. по всем этим вопросам французы очень охотно дают ответы и открыто рассказывают о новых самолетных пушках и пулеметах (1.200 выстрелов в минуту). Истребитель, вооруженный автоматической пушкой, обещают показать через несколько месяцев (сейчас он строится). Приемом французы очень довольны, в частности, ген[ерал] Баррес говорит, что он совершенно очарован приемом, что он является старым другом СССР и что еще в 1927-ом году сговаривался с Эррио о совместной поездке в СССР, но что тогда это не удалось. До сих пор Баррес был очень сдержан. Очень приглашают меня и тов. Алксниса с группой командиров приехать во Францию для изучения авиации и обещают показать всю технику и методику подготовки» (РГАСПИ. Ф. 81. Оп. 3. Д. 101. Л. 27).
2 23 октября 1933 г. посол Франции в СССР в беседе с наркомом иностранных дел Литвиновым вновь поставил вопрос о визите Тухачевского во Францию. Литвинов ответил, что «вопрос у нас не обсуждался», и он даже не знает получил ли Тухачевский приглашение от кого-либо. 30 ноября 1933 г. советник посольства Франции передал члену коллегии НКИД Б.С.Стомонякову памятную записку французского посольства, в которой подтверждалось приглашение Тухачевскому и советским летчикам прибыть во Францию с визитом в ответ на визит Кота (ДВП. Т. XVI. С. 555, 859–860). 10 декабря 1933 г. ПБ приняло предложение Кота о посылке советских командиров в школы французской авиации для совершенствования и наметило состав командируемых. Послу во Франции В.СДовгалевскому было поручено сообщить французской стороне о намерении послать весной 1934 г. эскадрилью самолетов в Париж в ответ на визит Кота (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 15. Л. 152). Визит советской авиационной делегации во главе с начальником Главного управления гражданского/Воздушного флота Уншлихтом состоялся в августе 1934 г. (ДВП. Т. XVII. М. 1971. С. 811).