Сталин — Кагановичу [ранее 13 сентября 1933 г.]
Т-щу Кагановичу.
1) Проектов о втузах и фабзавучах читать не буду. Уехал от бумаг, а Вы забрасываете меня грудой бумаг. Решайте сами и решайте поскорее, т.к. нельзя дальше откладывать это дело1.
2) Насчет ответа Манчжуго согласен2.
3) Тоже насчет процесса о поджоге рейхстага3. Привет!
И. Сталин.
P.S. Очень прошу заняться специально вопросом о своевременном вывозе и подвозе руды, флюсов, огнеупоров, кокса, угля для металлургии. У вас есть соответствующее решение, но дело не в решении, а в его исполнении. Без выполнения этой задачи мы зарежем черную металлургию.
PP. SS. Насчет тонколистового стана (заказ для САСШ) напишу, когда разберусь в вопросе.
И. Ст.
____________________
1 1 июля 1933 г. ПБ утвердило с поправками внесенный комиссией Кагановича проект постановления об улучшении постановки дела подготовки и использования кадров (по втузам, техникумам и фабзавучам). Оно предусматривало, что все окончившие вузы, втузы и техникумы молодые специалисты должны в течение 5 лет работать на определенных предприятиях по указанию наркоматов, в ведении которых находились эти учебные заведения. За самовольное устройство на работу грозила уголовная ответственность. Были намечены другие меры для увеличения количества специалистов непосредственно на производстве. Аналогичные решения были приняты по ФЗУ, выпускникам которых запрещалось после завершения учебы переходить в другие учебные заведения (техникумы, вузы). По указанию хозяйственных организаций они должны были проработать на производстве не менее трех лет. Для ускорения подготовки рабочих срок обучения в ФЗУ сокращался с двух лет до шести месяцев (обучение в течение года было сохранено для наиболее сложных специальностей) (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 925. Л. 5, 36–43). 15 сентября постановления были опубликованы. См. также документ № 309.
2 Возможно, речь идет о согласовании письма генерального консула СССР в Харбине М.М.Славуцкого особому агенту министерства иностранных дел в Северной Маньчжурии, которое было вручено 11 сентября 1933 г. Письмо было составлено в ответ на протесты маньчжурского правительства по поводу ареста группы русских эмигрантов-белогвардейцев на маньчжурской территории. В нем отвергались эти обвинения и заявлялся протест «по поводу того, что маньчжурские власти допускают переход на советскую территорию белых банд» (ДВП. Т. XVI. С. 502–504).
3 Поджог здания рейхстага в Берлине 27 февраля 1933 г., через месяц после назначения Гитлера канцлером, был использован нацистами для усиления террора против левых. В частности, были арестованы лидер немецких коммунистов Э.Тельман и один из руководителей Коминтерна Г. Димитров. Суд над Димитровым и другими обвиняемыми в поджоге начался в Лейпциге 21 сентября 1933 г. В декабре 1933 г. Димитров был оправдан (См. Сагг E.H. Twilight of Comintern. London, 1982. P. 87–88, 101–102). 13 сентября 1933 г. ПБ утвердило комиссию под председательством А.И. Стецкого по руководству печатью в связи с процессом о поджоге рейхстага (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 930. Л. 38). См. также документ № 355.