Лондонская конвенция

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1871.03.13
Источник: 
Хрестоматия по истории СССР. 1861 —1917 — М.: Просвещение, 1990. С. 218-219

Лондон, 1(13) марта 1871 г.

Во имя бога всемогущего. Е. в. император всероссийский, е. в. император германский, король прусский, е. в. император австрийский, король богемский и пр. и апостолический король венгерский, глава исполнительной власти Французской республики, е. в. королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, е. в. король итальянский и е. в. император оттоманский почли необходимым собрать своих представителей на конференцию в Лондоне, дабы сговориться, в духе согласия, о пересмотре установлений трактата, заключенного в Париже 30 марта 1й56 года, относительно мореплавания на Черном море и судоходства по Дунаю; желая в то же время обеспечить в этих областях новые облегчения развитию коммерческой деятельности всех наций, высокие договаривающиеся стороны решили заключить трактат и назначили для сей цели своими уполномоченными: ... которые, по размене своих полномочий, найденных в надлежащем порядке, согласились о следующих статьях:

Статья I

Статьи XI, XIII и XIV Парижского трактата 30 марта 1856 года[1], равно специальная конвенция, заключенная между Блистательной Портой и Россией и приложенная к упомянутой XIV статье, отменяются и заменяются следующей статьей.

Статья II

Закрытие Дарданелльского и Босфорского проливов, как оно было установлено сепаратной конвенцией 30 марта 1856 г., сохраняет свою силу, с правом, предоставленным е. и. в. султану, открывать сказанные проливы в мирное время для военных судов дружественных и союзных держав в том случае, когда Блистательная Порта найдет это необходимым для обеспечения исполнения постановлений Парижского трактата 30 марта 1856 года.

Статья III

Черное море остается, как и в прежнее время, открытым для торгового флота всех наций. ...

Сборник договоров России с другими государствами.

1856—1917.— М., 1852. - С. 107—108.



[1] Статья XI Парижского трактата объявляла Черное море нейтральным, т. е. закрытым для военных судов; статья XIII обязывала Россию и Турцию не заводить и не оставлять на берегах Черного моря «никакого военно-морского арсенала»; статья XIV предусматривала заключение особой русско-турецкой конвенции о числе и силе легких судов, необходимых каждой из них для прибрежных нужд. Лондонская конвенция закрепила отмену этих унизительных для России статей, и она получила право иметь военный флот и военные арсеналы в Черном море, провозглашенные депешей А. М. Горчакова в октябре 1870 г.