Послание митрополита Петра (Полянского) к верующим. 12 апреля 1925 г.
12 апреля 1925 г.
Архипастырям, пастырям и всем верным чадам православной Российской церкви
Волею Божией Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон в 11 ч 45 мин. ночи, на исходе праздника Благовещения Божией Матери, тихо опочил.
Сонмом архипастырей и пастырей при небывало громадном стечении мирян почивший Святейший Патриарх торжественно погребен в Донском монастыре сего 30 марта/12 апреля в храме в честь иконы Донской Божией Матери.
В заботах о сохранении преемства власти церковной и канонического строя управления Церковью Божией Святейший Патриарх Тихон оставил при жизни 25 декабря 1924 г./7 января 1925 г. завещание, которое в присутствии сонма архипастырей и было оглашено.
Точное содержание сего завещания следующее: "В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, предоставляем временно Высокопреосв[ященному] Митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить в отправление означенных прав и обязанностей таковые переходят к Высокопр[еосвященному] Митрополиту Агафангелу. Если же и сему Митрополиту не представится возможность осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру, Митрополиту Крутицкому.
Доводя о настоящем нашем распоряжении до общего сведения всех архипастырей, пастырей и верующих Церкви Российской, считаем долгом пояснить, что сие распоряжение заменяет таковое наше распоряжение, данное в ноябре месяце 1923 г.
25 декабря 1924 г./7 января 1925 г.
Донской монастырь. Москва.
Тихон, Патриарх Московский
и всея России".
Присутствующие при оглашении сего исторически важного для Церкви документа архипастыри Русской Прав[ославной] Церкви по ознакомлении с завещанием Святейшего Патриарха сделали следующее, закрепленное собственноручной подписью, заключение:
"Убедившись в подлинности документа и учитывая 1) то обстоятельство, что почивший Патриарх при данных условиях не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемства власти и 2) что ни Митрополит Кирилл, ни Митроп[олит] Агафангел, не находящиеся теперь в Москве, не могут принять на себя возлагаемых на них вышеприведенным документом обязанностей, мы, архипастыри, признаем, что Высокопреосвященнейший Митрополит Петр не может уклониться от данного ему послушания и во исполнение воли почившего Патриарха должен вступить в обязанности Патриаршего Местоблюстителя".
Всецело покоряясь воле Премудрого и Благого Промысла, без коего, верю, ничто в жизни не совершается, сыновне подчиняясь велению нашего Святейшего Патриарха и согласуясь с пониманием Его веления архипастырями Русской Прав[ославной] Церкви, я, смиренный Петр, Митрополит Крутицкий, выразил согласие вступить со дня оглашения завещания почившего первосвятителя в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя.
Доводя о сем до сведения архипастырей, пастырей и верных чад Православной Русской Церкви, прошу всех вознести ко Господу молитвы, чтобы Он упокоил со святыми Святейшего Нашего Отца, а мне даровал силы и мудрость достойно проходить возложенное на меня служение.
Божие благословение да будет со всеми нами.
Патриарший Местоблюститель Петр, Митрополит Крутицкий