Донесение в Секретариат НКВД СССР с приложением протокола допроса А.А. Евстифеева. 10 августа 1937 г.
Совершенно секретно
Начальнику Секретариата НКВД Союза ССР,
комиссару государственной безопасности 3-го ранга
тов. Дейч.
При этом направляю протокол допроса Евстифеева А.А. — Зав. Горьковским областным секретным архивом, об изъятых из архива Погребинским материалах секретного характера о Г.Г.Ягоде.
Одновременно прилагаю выписку из отношения № 296262 от 28.04.1912 г. Московской охранки, в котором сообщается Департаменту полиции о Г.Г.Ягоде: "В 1908 году в городе Нижний Новгород был заподозрен в сношении с охранным отделением ".
Приложение: по тексту.
10 августа 1937 года.
Начальник УНКВД по Горьковской области
майор государственной безопасности Лаврушин
Протокол допроса
свидетеля Евстифеева Александра Александровича от 28 июля 1937 года.
1907 г. рождения, урож. г. Горького; проживает - г. Горький, б. Печерский монастырь, кв. 53. Зав. Горьковским обл. секретным архивом. Образование среднее, окончил курс ЦАУ. Б/парт, С 1922 по 1932 гг. состоял чл. ВЖСМ, выбыл по возрасту.
Вопрос: Следствию известно, что в Горьковском секретном архиве имеются материалы бывшего охранного отделения НГЖУ, по которым проходил бывший анархист Г.Г.Ягода. Вам известно содержание этих документов?
Ответ: По разрабатываемым архивным материалам бывшего охранного отделения Нижегородского жандармского управления мне известно, что Г.Г.Ягода проходил как анархист под кличкой "Сыч".
Вопрос: Как именно Ягода проходил по архивным материалам охранного отделения?
Ответ: По материалам охранного отделения, находившимся в секретном архиве, Ягода проходил как активный участник анархической группы, существовавшей в Нижнем Новгороде.
Вопрос: А еще что известно по материалам охранки?
Ответ: Из просмотренной мною лично переписки между охранными отделениями по анархистам, в зашифрованной форме указывалось о связи Ягоды с охранным отделением.
Вопрос: Где находятся в настоящее время архивные материалы о Ягоде?
Ответ: Часть архивных материалов до настоящего времени сохранилась в Горьковском областном секретном архиве, а одно дело, о Ягоде, было изъято из архива осенью 1935 года Погребинским[1] и возвращено не было.
Вопрос: Вы лично знаете о содержании материалов о Ягоде в деле, изъятом Погребинским из архива?
Ответ: Изъятое из архива Погребинским дело я просматривал, но содержание всех материалов в нем не помню. Знаю, что это дело с материалами на Нижегородскую группу анархистов за 1910 год № 27 в зеленой обложке. Судя по необычной обстановке изъятия Погребинским из архива этого дела, я прихожу к твердому убеждению, что в этом деле имелись какие-то особо важные документы о Ягоде, которые потребовалось Погребинскому скрыть.
Вопрос: В какой необычной обстановке было изъято Погребинским из архива дело о Ягоде?
Ответ: Осенью 1935 года, месяц и число не помню, около 10 часов вечера ко мне на квартиру в Печеры (пригородный поселок в 6 километрах от центра) приехал секретарь Погребинского Куракин и предложил срочно поехать с ним в областной архив и выдать по требованию Погребинского дело за 1910 год за № 27.
Когда я предложил дать расписку в получении дела, Куракин от этого отказался. При этом Куракин мне пригрозил, что я не имею оснований не доверять Погребинскому. Боясь обострений отношений с Погребинским, как с начальником Управления НКВД, я выдал дело без расписки.
Вопрос: Откуда мог знать Погребинский, что именно в этом деле № 27 за 1910 год имеются особо важные документы о Ягоде?
Ответ: Я не могу утверждать, что именно в этом деле находились особо важные документы о Ягоде, т. к. я уже сказал выше, что всех материалов этого дела я не помню. Но изъятие этого дела с такой поспешностью, в ночное время, отказ о выдаче расписки о получении дела, и, в конечном счете, невозвращение этого дела в архив, все это дает основание утверждать, что именно в этом деле находились особо важные документы о Ягоде.
Что касается осведомленности Погребинского со всеми материалами, имевшихся в секретном архиве о Ягоде, то этому предшествовало неоднократное затребование ряда дел из секретного архива, с которыми Погребинский знакомился лично, снимал копии с интересующих его документов. Поэтому Погребинский знал о всех материалах о Ягоде, находившихся в секретном архиве, и мог знать без особого труда, в каком деле какие материалы находятся.
Вопрос: Какие же документы сохранились в делах секретного архива, подтверждающие связь Ягоды с охранным отделением?
Ответ: В сохранившихся в данное время делах охранного отделения по анархистской группе имеется не совсем ясный документ, в котором бывший начальник охранного отделения гор. Москвы, полковник Заварзин, в адрес Департамента полиции от 28 апреля 1912 года за 296262 предупреждает о какой-то связи Ягоды с охранным отделением в г. Нижний Новгород.
Вопрос: Где находится указанный выше документ?
Ответ: Этот документ находится в архивном деле № 16/12 за 1911 год Нижегородского охранного отделения об анархистах.
Вопрос: Вы требовали возвращения в архив изъятое дело Погребинским?
Ответ: Да, я неоднократно обращался к секретарю Погребинского Куракину и просил возвратить дело или, в крайнем случае, выдать мне расписку. Но все мои старания вернуть дело или получить расписку, остались безрезультатны.
Записано с моих слов верно. Евстифеев
Допросил нач. 1 Отделения 4 отдела ГБ УНКВД
Горьковской области, лейтенант госбезопасности Курсанов
[1] Погребинский Матвей Самойлович (1896-1937), большевик с 1919 года. В органах безопасности начал работать в 1924 г. В августе 1925 г. - начальник организационного отдела ОГПУ; с января 1930 г. - начальник Башкирского управления ОГПУ; с 15 июля 1935 г. - начальник УНКВД Горьковской области. Комиссар госбезопасности 3 ранга. 4 апреля 1937 г. покончил жизнь самоубийством. Погребинский был одним из организаторов трудовых коммун ОГПУ, автором книги "Трудовая коммуна ОГПУ» (М., 1928).