Каганович — Сталину 9 августа 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.08.09
Метки: 
Источник: 
Сталин и Каганович. Переписка. 1931–1936 гг. Москва: (РОССПЭН), 2001 Стр. 272-273
Архив: 
Личный архив М.Л. Каганович.

9-го августа 1932 г.

Здравствуйте, дорогой т. Сталин!

1) Декрет уже опубликован и произвел очень сильное и хорошее впечатление. В Москве мы развернули большую работу по разъяснению его значения. Большая часть рабочих воспринимает его очень хорошо, не говоря уже о коммунистах, есть и такие, которые по оппортунистически толкуют этот декрет, в частности придираются к слову «священна».

Я сегодня в выступлении на МК высмеял их, этих крючкотворов. Ленин употреблял этот термин «священна». Даже у Даля это слово разъясняется так: «Заветный, нерушимый», а по существу это формулировка еще ярче оттеняет коренную разницу противоположности нашего лозунга от лозунга буржуазии.

2) Вообще настроение рабочих неплохое. Неважно только у текстилей, возвращающихся сейчас из отпуска из деревни. Организацию мы мобилизовали, развернули разъяснительную работу. Оживились немного оппозиционные элементы, как правые, так и троцкисты. Мы думаем на днях группу активных троцкистов изъять и выслать. Правые в организационном отношении осторожнее, но работу, несомненно, ведут. Через короткое время получим более подробные данные. На днях мы провели партдень по вопросам с[ельского] хоз[яйства], где развернули основные вопросы нашей политики и практики. Одновременно разоблачая правые и троцкистские настроения.

3) Вчера на ПБ обсуждали вопрос об антивоенном конгрессе, создали комиссию1. До решения хотел бы получить ваше указание. Видимо, на этот конгресс надо будет послать парочку крупных людей от нас, а то там может получиться пацифистская белиберда. Горький выдвигает Бухарина. Я думаю, что это не годится, тем более, что он был коминтерновским работником. Вопрос стоит также о самом Горьком. Сам он отказывается, кажется мне, что он не прочь поехать. Как вы думаете, если послать бы и Луначарского или Радека. Прошу вас телеграфировать.

4) Обсуждали мы о плане использования хлебофуражных культ[ур], но мы вопрос отложили. Очень важно до решения получить ваше мнение. Посылаю вам записку.

5) По тепловозам мы вопроса не решили, приняли только, что Орск является базой тепловозостр[оения], а пока строит[ельство] развернуть на Коломенском заводе. Так как вы этим вопросом особенно интересовались прошу вас ознакомиться с запиской и написать свое мнение2.

6) 15-го должен открыться пленум ИККИ, тезисы вам посланы. Очень прошу вас написать ваше мнение, что им можно посоветовать.

7) В течение последних двух дней у нас было много пожаров — на торфяных разработках, лесах и в городе Москве в 4-х местах, бараки при заводах в т. ч. и при Шарикоподшипнике, завод удалось отстоять.

Сейчас нами приняты ряд энергичных мер. Не исключено вредительство, но независимо от этого обнаружено ряд крупнейших дефектов в пожарной охране, которые сейчас устраняем3. Погода у нас сейчас очень плохая. Сушь и ветры небывалые, но это, к сожалению, устранить не можем.

На этом кончу. Привет. Ваш. Л.Каганович.

______________________

1 8 августа 1932 г. ПБ поручило комиссии в составе В.М. Молотова, Л.М. Кагановича, О.А Пятницкого, А.И.Стецкого и А.М.Горького обсудить вопрос об антивоенном конгрессе и представить свои предложения в ПБ (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 895. Л. 2, 3). После телеграммы Сталина 13 августа ПБ приняло решение: «Ввиду важности антивоенного конгресса послать делегацию в 8 человек в составе т.т. Горького, Радека, Луначарского, Шверника, Стасовой и трех профработников, в том числе 2 женщин [...] Председателем делегации наметить т. Горького А.М. [...] Поручить т. Пятницкому организовать разработку и рассмотрение делегацией проекта программы работ, выступлений и т.д., разослав членам Политбюро» (Там же. Д. 896. Л. 12, 13). Конгресс открылся в Амстердаме 17 августа 1932 г. Однако Горькому и Швернику было отказано в визах (Сап E.H. The Twilight of Comintern, 1930–1935. London and Basingstoke, 1982. P. 387–389).

2 Проект постановления «О тепловозах» рассматривался на ПБ 8 августа 1932 г. (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 895. Л. 2, 3).

3 23 июля 1932 г. Акулов и Пятаков докладывали на ПБ о состоянии противопожарной охраны промышленности СССР (Там же. Д. 893. Л. 5). 8 августа 1932 г. по докладу Кагановича ПБ приняло постановление: «а) Признать необходимым издание специального постановления СТО по вопросу о борьбе с пожарами [...] б) Поручить СТО наметить практические мероприятия и доложить Политбюро, в) Разрешить местным организациям применение воинской силы для тушения пожаров [...]» (Там же. Д. 895. Л. 10). 10 августа ПБ утвердило проект постановления СНК СССР «О противопожарных мероприятиях» (Там же. Д. 896. Л. 10, 27).