Доклад командующего войсками московского военного округа Н. И. Муралова Л. Д. Троцкому. 27 марта 1922 г.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1922.03.27
Метки: 
Источник: 
Русские патриархи ХХ века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. Москва. Издательство РАГС. 1999. Стр. 77-80
Архив: 
ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 10. Д. 60. Л. 643 — 643 об. Подлинник.

27 марта 1922 г.

Председателю РВСР тов. Троцкому

В добавление доклада тов. Смидовича1 о событиях в г. Шуе сообщаю:

1. Вызванная уездвоенкомом тов. Тюленевым полурота 146-го стрелкового полка под командой помощника командира роты тов. Зайцева, встретив на пути своем (вокруг собора) 3-тысячную толпу, остановилась в 40 шагах от последней и после того, как толпа не исполнила приказания разойтись, рассыпалась в цепь и залегла. Из толпы начались раздаваться крики: "Переходите на нашу сторону, защищайте храм", затем забросали солдат камнями, палками и надвигались на полуроту. Тов. Зайцев, желая напугать толпу (она состояла главным образом из женщин и детей, а среди ее суетились, бегая и крича, несколько мужчин), приказал стрелять в воздух. Толпа побежала быстро на солдат, забивая их камнями и кольями. Из толпы в момент приближения вплотную к солдатам раздалось несколько револьверных выстрелов. Толпа смяла солдат. Тогда уездвоенком вызвал на помощь 2 грузовика с пулеметчиками, которые обстреляли колокольню собора, откуда раздавался все время перезвон. После обстрела колокольни трезвон прекратился, толпа стала расходиться. В этот момент пулеметчики заметили человека, засевшего за водопроводным столбиком с винтовкой в руках, целившего в шофера грузовика. Пулеметчики выстрелили и убили наповал этого человека. Фамилия убитого неизвестна. Винтовка принадлежала тяжелоизбитому, потерявшему сознание от побоев отделенному командиру тов. Алабьеву.

2. 23 марта в 15 часов дня я вызвал из 1-го батальона 146-го полка сводную роту в 150 чел., пулеметную команду при 6 пулеметах, роту ЧОН, 6 конных милиционеров и оцепил этими силами всю соборную и базарную площадь, примыкающую к собору, заняли все выходные улицы, возвышенности, предварительно очистив указанную территорию от торговцев, зевак и т. п., с приказом никого без моего разрешения не пропускать. Всем частям лично объяснил задачу и цель операции. Несмотря на холодный день, плохое обмундирование, все красноармейцы и командиры радостно приняли мой приказ (не только чувствовали жажду мести, но и выражали словесно желание "пострелять в попов и спекулянтов"). Мной отдан был категорический приказ — без моего разрешения не стрелять. В собор я ввел красноармейцев и человек 10 ЧОН, а также 6 человек слесарей из военной автомастерской с молотками, зубилами и прочими инструментами. Сам, после проверки всех постов, остался в соборе. Слесаря принялись распаковывать и срубать серебро с "престола", сняли серебра 4 п. 30 фун., комиссия, главным образом тов. Коняев, быв[ший] каторжанин, понимавший толк в камнях и благородных металлах, принялся снимать с богов дорогие ризы, одежды, бриллианты и т. п.

Резерв, состоящий в соборе, я приказал менять через каждые полчаса, чтобы дать наглядный урок всем солдатам превосходства нашей силы перед силой попов и богов... разрушили все суеверия, если таковые еще остались в солдатской среде.

Изъяв все необходимые ценности и отправив их на грузовиках в финотдел (операция продолжалась с 15 до 20 час. 30 мин.), я собрал все части к собору и еще раз объяснил значение, смысл произведенной операции, а также указал приблизительную стоимость и какое количество мы получим хлеба в обмен на эти ценности.

После этого все команды, построившись в сводную колонну, с песнями отправились по улицам города в казармы.

3. Проверяя действие лиц военного ведомства в день события 15 марта, я обнаружил несколько технических неправильностей, которые мною на месте указаны [как] уездвоенкому, так и командиру роты, а кроме того, будут отданы в моем приказе по округу.

4. Батальон 146-го полка был заранее информирован как о декретах2, так и о настроении некоторых городских элементов, смысл декрета объяснил всем солдатам на общем собрании батальона, состоявшемся 15 марта, комиссар полка тов. Морозов. Тот же тов. Морозов 15 марта объяснил задачу полуроты, шедшей разгонять толпу. Командир полка тов. Богомолов в этот день отсутствовал (ездил в Иваново-Вознесенск смотреть свой 2-й батальон).

5. Рабочая масса была плохо информирована как о декретах, так и о необходимости во что бы то ни стало изъятия ценностей. Никаких митингов на эту тему не было.

6. Аресты производились головотяпски — ни у одного из арестованных не производились тотчас же обыски.

7. Среди арестованных наиболее ярк[ие] фигур[ы] — спекулянт Похлебкин, мелкий хозяйчик Языков и поп Светозаров. Остальные — барахло (учителя, учительницы и т. п.), просто недовольные, беспайковые обыватели.

8. Налицо несомненное известное нам кликушество, бабье, крестьянское и мещанское суеверие, невежество, иногда открытое, а частью скрыто поддерживаемое попами и местными эсерствующими. На мой вопрос попам — почему они, проповедники учения любви к ближнему, сами категорически не заявляют с амвона и печатно о безусловном изъятии ценностей — смирно отвечают, что от местных властей такого приказа не получают.

В Шуе ходили слухи, что тов. Вицин, председатель комиссии, пытался снять с Царицы Небесной ризы, но, как ни старался, не мог этого сделать — его бросало в пот, руки делались плетьми — так хотела сама Богородица.

Шуйская операция 23 марта со слесарями, солдатами и прочими богохульниками сделала опровержение всех этих суеверных слухов.

Во все комиссии на местах необходимо вводить членами представителей военведа. На места дать циркуляр — действовать тактично, проводя предварительно агитацию, но решительно,

беспощадно изымать максимальное количество ценностей.

Командующий войсками МВО    Н. Муралов

______________

1 П.Г.Смидович возглавлял комиссию ВЦИК, выезжавшую в Шую для расследования обстоятельств инцидента 15 марта во время изъятия церковных Ценностей.

2 Очевидно, имеются в виду постановления ВЦИК, касающиеся изъятия церковных ценностей.