Докладная записка УНКВД Орджоникидзевского края Н.И.Ежову «О ходе операции по изъятию бывших кулаков, уголовников и других контрреволюционных элементов» по состоянию на 10 августа 1937 г. 11 августа 1937 г.
№ 213
Докладная записка УНКВД Орджоиикидзевского края Н.И.Ежову «О ходе операции по изъятию бывших кулаков, уголовников и других контрреволюционных элементов»1* по состоянию на 10 августа 1937 г.
11 августа 1937 г.2*
С получением Вашего телеграфного приказания № 266 от 3 июля с.г. о взятии на учет всех ранее репрессированных кулаков и уголовников, мною 4 июля были сформированы оперсектора с задачей: а) общего усиления агентурно-оперативной работы; б) учета контингентов лиц, подлежащих включению в операцию по подготовке на них дел.
В течение подготовительного периода были обактивлены имевшиеся агентурные разработки, возник целый ряд новых, и часть разработок была ликвидирована. В результате, в предоперационный период по групповым делам (повстанческие, фашистские, эсеровские, сектантские организации и группировки со связями на правых) по краю был арестован 421 чел. За тот же период было изъято особо враждебных бывших кулаков, уголовников и других контрреволюционных элементов 821. Таким образом, к началу операции, по краю было арестовано 1242 чел., все подпадающие под первую категорию, согласно приказа № 00447. Кроме того, к моменту получения приказа, Опергруппами было учтено для включения в операцию по 1 категории — 2934 чел.
С момента получения приказа № 00447 по 10 августа включительно по краю арестовано 961 чел., что с ранее арестованными 1242 составляет 2203 чел., из них: бывших кулаков — 1811, уголовников — 171, других контрреволюционных элементов — 221.
За время с 5 по 10 августа, т.е. с момента сформирования тройки осуждено: по 1 категории 228 чел., из них: бывших кулаков 191 чел., уголовников 8 чел., других контрреволюционных элементов 29 чел.; по 2 категории — 6 чел., из них: бывших кулаков 4 чел., других контрреволюционных элементов 2 чел. К заключению в лагеря осуждено 6 социально опасных членов семей.
Операция по изъятию лиц, подпадающих под эту категорию, проходит в обстановке полного одобрения мероприятий правительства, подъема положительных настроений и активности по выявлению и разоблачению скрывающихся враждебных элементов, со стороны основной массы населения края.
«Наш нарком Ежов верно взял линию в работе — сразу среди верхушек нашел вредителей, а в низах районные НКВД — у нас в колхозе врагов разоблачили. Эту сволочь нужно до конца выявить, не допускать, чтобы эти гады вредили. У нас нужно всех врагов выкорчевывать» (В группе колхозников Петровского района).
«Ничего, пусть они (арестованные кулаки) теперь попробуют мощь диктатуры Советской власти. 15 лет под маркой совактива душили нас, а в результате, кроме вреда, ничего не сделали, а теперь Соввласть научит их, как нужно им в дальнейшем быть...» (колхозник аула Хурзук Карачаевской АО).
«НКВД делает толково. Я вот вчера разносил газеты, народ доволен и все говорят, что сейчас еще легче и лучше будем работать в колхозе, так как колхозы очистятся от кулаков ...» (Письмоносец Евдокимовского райотдела связи).
В результате наличия значительных контрреволюционных кулацко-бело-гвардейских контингентов, осевших на территории края, среди населения отмечаются многочисленные факты высказываний, требующих расширения объема операции: ...«Правильно поступает Соввласть, изымая палачей, но мало еще взяли, еще много осталось таких, которые издевались раньше над нами и сейчас вредят Соввласти...» (Колхозник ст. Усть-Джегутинской Карачаевской АО). ...«Надо еще больше сажать контрреволюционеров, пока их не выкорчуем — всех гадов до конца, иначе нам плохо будет жить в колхозах, ведь они на каждом шагу вредят...» (Колхозник-казак ст. Красногорской). ...«В нашем ауле мало взяли еще, есть в колхозах активные повстанцы, которые, благодаря Курджиева и других врагов народа, остались не осуждены...» (Колхозник-карачаевец аула Джегутинского).
Ярким показателем роста положительных настроений, вызванных проводимой операцией по изъятию, являются факты проявлений со стороны массы колхозников личной инициативы и активности в выявлении и разоблачении скрывающихся контрреволюционных элементов. В ст. Голюгаевской Моздокского района на следующий день после начала операции, рядовые колхозники в количестве 6 чел., узнав о произведенных арестах, явились к нашему оперработнику и заявили: «Мы услышали об аресте Сорокина, Шального, Серова и других и решили придти к Вам и дать показания о их враждебных настроениях к Соввласти и их вредительской деятельности». После чего дали ценные показания, вскрывающие организованную контрреволюционную деятельность в ст. Голюгаевской.
В процессе подготовки к операции в Минерало-Водском районе, к начальнику райотделения НКВД, выехавшему в ст. Константиновскую для ознакомления с обстановкой на месте, обратилась группа колхозников станицы с жалобами на неполадки и с просьбой помочь оздоровить колхоз и убрать лиц, мешающих в работе. На вопрос: «Кто эти лица?» заявителями было перечислено 13 чел., включенных по материалам РО, в списки на изъятие. В той же ст. Константиновской в ночь с 5 на 6 августа с.г., после проведения арестов, в оперативную группу пришли 4 чел. колхозников с вопросом «Будут ли еще кого-либо арестовывать?» Узнав, что больше арестовывать никого не будут, обратились с просьбой арестовать еще одного беглого кулака, дав ценные материалы о его контрреволюционной деятельности в последнее время.
Аналогичные факты подачи заявлений, явок в местные органы НКВД заявителей, инициативных свидетелей и т.п. фиксируются и по другим районам края.
В последние дни из ряда районов начали поступать сведения о положительных результатах проведенной операции в области улучшения производственной деятельности и политической обстановки в колхозах, очищенных от контрреволюционных кулацко-белогвардейских и других враждебных элементов — повысилась производительность труда, резко сократились невыходы на работу, прогулы и т.п. Указанное выше положение фиксируется по всем колхозам ст. Усть-Джегутинской КАО, ст. Константиновской Мин.-Водского района, Арзгирскому району и по ряду других пунктов, ранее неблагополучных в этом отношении.
Наряду с отмеченным выше ростом положительных настроений и еще большим укреплением политической обстановки в крае, проводимая операция вызвала заметное обактивление со стороны контрреволюционных элементов. Деятельность последних прежде всего заключается в попытках использовать проводимые аресты для спровоцирования в массах растерянности — паники и недовольства Соввластью, путем проведения контрреволюционной агитации и распространения среди населения контрреволюционных провокационных слухов.
Контрреволюционная агитация в связи с этим идет по следующим основным линиям:
а) Распространение контрреволюционных провокационных слухов «о близости войны Советского Союза с капиталистическими странами и неизбежности гибели Советской власти»: «Западно-европейские страны уже начали войну с Советским Союзом. Я со дня на день ожидаю смертной минуты для Соввласти. В данный момент приближенность этого чувствуется потому, что Соввласть, учитывая свою слабость, проводит групповые аресты, чтобы обеспечить тыл на время войны». (Бывший кулак аула Кызыл-Октябрь Карачаевской АО). ...«Настал 20-й год, берут всех, больше невиновных. Что ни ночь, то слышишь крик детей, жен и матерей, но все равно хоть и берут людей, но власть не удержат. Пусть едят — наедятся, скоро будут расплачиваться — война не за горами». (Казак-хорунжий, репатриант из ст. Красногорской — дано распоряжение об аресте).
б) Повстанческая агитация с прямыми призывами на вооруженную борьбу против Советской власти: «Наших начали вновь арестовывать. Долго ли мы будем еще терпеть. Надо организовываться и идти к НКВД и громить их. Когда только эта власть прекратится. Все же мы добьемся своей власти, при которой можно вздохнуть легче. Уже терпенью приходит конец». (Сестра репрессированного белогвардейца-казака из ст. Усть-Джегутинской. Дано распоряжение об аресте). «Дураки колхозники терпят непомерный гнет от Советской власти, до сего времени не поймут, что нужно голову свернуть Со-ввласти...» (Кулак Арзгирского района. Арестован).
в) Распространение контрреволюционной клеветы «о буржуазном перерождении Советской власти»: «Сейчас органы НКВД сажают в тюрьму крестьян, в то время, как раньше арестовывали дворян. Это все говорит «за то, что власть переменилась». (Родственник репрессированного кулака из Черкесской АО). «Кулаков сажают это для того, чтобы не поняли, что сейчас творится, потому что власть находится в руках предателей, связанных с заграницей». (Бывший кулак из Петровского района).
г) Распространение провокационных слухов о том, что аресты проводятся в целях обеспечения рабсилой строительства новых каналов, взамен освобожденных, после строительства канала Москва—Волга: «Наверное, надо опять канал какой-либо строить, люди нужны, так как с канала Москва-Волга много людей освободили. Решили брать нашего брата, так как бельмо на глазах у Советской власти эти казаки». (Казак ст. Кисловодской). «Центральная власть в связи с освобождением со строительства Московского канала арестованных, разослала план НКВД об аресте 100 тыс. чел. взамен освобожденных». (Колхозник, бывший кулак из Черкессии).
д) Распространение контрреволюционных провокационных слухов о том, что аресты проводятся в целях недопущения чуждого элемента к предстоящим выборам в Верховный Совет: «Подготавливаются к выборам, боятся, чтобы кулаков в советы не избрали и чтобы не избрали бывших осужденных, поэтому и арестовывают их на время выборов». (Бывший кулак из Моздокского района). «Сейчас арестовывают кулаков потому, что скоро будут перевыборы и вот, чтобы они не голосовали — их и спрятали по Новой Конституции». (Бывший середняк, тесно связанный с кулацкими элементами из Нагутского района).
е) Проведение контрреволюционной националистической агитации в национальных областях с попытками взять под защиту разоблаченных врагов народа из числа лиц, стоявших у руководства области: «Я чувствую, что сейчас в области проводится явно выраженная шовинистическая политика, а именно: Карачаевских работников систематически выживают... Возьми сейчас всех арестованных, и ты не увидишь ни одного русского человека. Процентов 70 — 80 из арестованных абсолютно не имеют за собой вины, это разве не шовинизм?»... (Инструктор облисполкома, исключенец из ВЛКСМ за связь с врагами народа. Дано распоряжение об аресте).
Одновременно с этим по краю зафиксированы отдельные попытки со стороны контрреволюционных элементов из числа подлежащих аресту и из числа родственников репрессированных оказать сопротивление проводимой операции:
В колхозе им. Шпака Изобиленского района при аресте одного из участников контрреволюционной группы, последний намеревался оказать вооруженное сопротивление и был задержан с берданкой, заряженной боевым патроном и двумя запасными боевыми патронами к ней.
В с. Алексеевке Благодарненского района на другой день после арестов была подожжена копна соломы. Установлено, что поджог совершен в контрреволюционных целях сыном арестованного накануне кулака. Последний в связи с этим также арестован.
В колхозе «1 Мая» Карачаевской АО бригадир бригады № 2, в прошлом контрреволюционный повстанец, имеющий ряд родственников, изъятых в связи с операцией, умышленно на двое суток оставил бригаду без воды, пищевых продуктов и соли, в результате чего появились массовые желудочные заболевания. Ведется следствие.
Фактов волынок, эксцессов и организованных выступлений со стороны контрреволюционных элементов за время операции не зафиксировано.
Исходя из наличия в крае больших контингентов особо враждебного и активного контрреволюционного кулацкого элемента, значительно превышающих установленный Вами лимит по 1 категории для Орджоникидзевского края, я прошу удовлетворить мое ходатайство, посланное Вам 8 августа с.г. за № 3237/3, об увеличении лимита 1 категории64.
Начальник УНКВД по Орджоникидзевскому краю майор Государственной безопасности Булах.
1* На документе имеется помета: «В ЦК. Ежов».
2* Дата названа в документе № 217.
64 Дополнительный лимит был выделен Орджоникидзевскому краю 15 сентября 1937 г. — 1 тыс. чел. по первой категории (ЦА ФСБ РФ. Ф. 3. Оп. 4. Д. 149. Л. 62). Аналогичные документы, содержащие одновременно и отчеты о проведении «кулацкой операции», и сводки настроений, и запросы на дополнительные лимиты, были характерны только для раннего этапа реализации приказа № 00447.