Докладная записка об оперативной работе управления НКВД УССР по Харьковской области наркому внутренних дел УССР И. М. Леплевскому. 12 января 1938 г.
12 января 1938 г.
Совершенно секретно
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УССР
КОМИССАРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
II-ГО РАНГА тов. ЛЕПЛЕВСКОМУ
Оперативная работа Харьковского Областного Управления НКВД за последнее полугодие была подчинена выполнению приказов народного комиссара внутренних дел Союза ССР по разгрому контрреволюции.
Как установлено, Харьковская область была значительно засорена враждебным элементом.
До 1934 года Харьков, будучи столицей Украины, привлекал к себе особое внимание иностранных разведок.
Наличие в Харькове крупной промышленности, ряда мощных оборонных заводов, развертывание строительства стягивало кулацкий контрреволюционный элемент.
В Харькове сосредоточено большое количество научных и учебных заведений, куда националисты проникали, стремившись расширить там свое влияние.
Польские и немецкие разведки использовали осевшие здесь кадры «политэмигрантов», галичан, реэмигрантов, перебежчиков, среди которых вербовали агентуру. Работа этих разведок облегчалась наличием польского и немецкого консульства.
Водворенные в Харьковскую область переселенцы из погранполосы еще больше расширили базу для антисоветских формирований.
Оперативный удар Областного Управления НКВД УССР был направлен на разгром контрреволюционного подполья и очистку области от шпионского, диверсионного, повстанческого и кулацкого элемента.
На 10 января 1938 года было арестовано по области — 18 368 человек.
Основное внимание было направлено на выкорчевывание правотроцкистских заговорщиков, пробравшихся в советский и партийный аппарат, расставивших свои кадры на ряде предприятий и [в] земельных, заготовительных и др. организациях.
Деятельностью правотроцкистской организации руководили 6ывш[ие] секретари Обкома КП(б)У ДЕМЧЕНКО, МУСУЛЬБАС, НАЛИМОВ, бывш[ий] председатель Облисполкома ПРЯДЧЕНКО и др.
Особо разрушительную работу они развернули в сельском хозяйстве Харьковщины, причинив огромный вред в области животноводства и зернового хозяйства, блокируясь в своей практической подрывной работе с националистами.
По делу правотроцкистской организации было арестовано — 500 человек.
В частях Харьковского гарнизона правотроцкистские предатели развернули большую подрывную работу.
В течение продолжительного времени руководители правотроцкистского заговора в частях ХВО — бывш[ий] командующий округом ДУБОВОЙ, нач[альник] политуправления КОЖЕВНИКОВ расставляли вражеские кадры на командные и политические должности.
Польские разведывательные органы создали разветвленные шпионские резидентуры на оборонных предприятиях, в частях гарнизона вокруг стратегических объектов (артиллерийские склады, железнодорожные мосты и др.), а также ими организовывались националистические формирования, как в городе, так и на периферии.
По польской контрреволюции было арестовано 3700 человек шпионов, диверсантов, повстанцев и националистов.
Наряду с поляками активную разведывательную, диверсионную и повстанческую работу развернули немецкие фашисты.
Оперативный удар по немецкой контрреволюции был направлен на разгром шпионских гнезд гестапо и ликвидацию фашистских националистических подпольных организаций.
По немецкой контрреволюции было арестовано 952 человека.
Деятельность польских и немецких националистических организаций тесно переплеталась с антисоветской работой украинских националистов.
Боротьбисты, сохранив в Харькове в ряде учреждений свои кадры, активизировали контрреволюционную деятельность выходцев из других украинских антисоветских политпартий (УПСР, УСД и Др.), объединили националистические элементы и создали широко разветвленное подполье.
Националистические контрреволюционные организации на Харьковщине руководились ЛЮБЧЕНКО и ХВЫЛЕЙ, через активных боротьбистов - ЛАЗОРСКОГО, ЛИХАНСКОГО, ДУБКОБЕЛОПОЛЬСКОГО и др.
Организация создала широкую повстанческую сеть, охватив своим влиянием до 15 районов области. В отдельных районах, как, например, Балаклеевском, Грунском, были созданы большие повстанческие отряды, командный состав которых комплектовался из бывш[их] политбандитов, офицеров и членов УПСР.
Украинские эмигрантские закордонные центры засылали в Харьков своих эмиссаров, которые, в свою очередь, разворачивали диверсионно-шпионскую, повстанческую работу.
Польское и немецкое консульства в Харькове вербовали агентуру среди националистов.
На ряде оборонных предприятий (электростанция, ХТЗ и др.) вскрыты диверсионные группы националистов.
Ликвидирован также ряд боевых групп националистической организации, подготовлявших террористические акты против руководителей ВКП(б).
Террористическая группа, руководимая бывш[им] боротьбистом ШЕНДРОИ, располагала огнестрельным оружием и взрывчатыми веществами (изъяты).
Осевшие на Харьковщине остатки командного состава галицийской армии значительно активизировали деятельность националистов по заданиям закордонных центров.
Бывшие деятели УКП — ДРАГОМИРЕЦКИЙ (бывш[ий] секретарь ЦК УКП), ЗАМОЧНИК, КУЧЕРЕНКО и др. воссоздали в 1935 году подпольную организацию УКП, организовав в Харькове свое Оргбюро.
Оргбюро связывалось с укапистами других городов Украины.
По националистической контрреволюции было арестовано 2034 человека.
Проведенная операция по кулачеству, по которой арестовано 11 148 человек, значительно сузила базу для контрреволюционной деятельности националистов.
Ощутительный удар был нанесен по церковно-сектантской контрреволюции. Ликвидирован ряд контрреволюционных организаций церковников и сектантов, проводивших большую подрывную работу, главным образом, на селе.
По церковникам и сектантам было арестовано 1043 человека.
Среди латышской колонии в Харькове разведывательные органы Латвии создали ряд националистических формирований и диверсионно-шпионских групп.
Основной базой контрреволюционной работы являлись: латышский клуб и Харьковский электромеханический завод, эвакуированные в период империалистической войны из Риги.
По латышской контрреволюции арестовано 337 человек.
Ликвидирован также ряд шпионских резидентур и агентов японской, румынской и греческой разведок. Всего арестовано по ним 799 человек.
Активную работу проводили также правые и левые эсеры.
Бывшие члены ЦК левых эсеров — КАРЕЛИН и правых эсеров — СТРЕЛЬЦОВ создали подпольные эсеровские организации, связавшись с эсерами других городов.
Материалами следствия устанавливается также существование меньшевистского подполья, руководимого местным комитетом.
Активные кадровые меньшевики — ЦИГАРЕЛИ, КИСЛЯНСКИЙ, ЛУПИНСКИЙ и др. поддерживали организационную связь с меньшевиками других городов Украины.
Вскрывается также сионистское подполье, связанное с Москвой, Днепропетровском и другими городами.
По антисоветским политпартиям арестован 121 человек. Операция по меньшевикам и анархистам расширяется.
Имевшиеся оперативно-следственные материалы использовались для приобретения новой агентуры.
За последние пять месяцев было завербовано 90 человек, из них: агентов — 30, осведомителей — 60.
Совершенно бесспорно, что количество приобретенной агентуры явно недостаточно.
Особое значение в условиях Харькова приобретает создание крепкого агентурного аппарата на оборонных предприятиях по полякам, среди молодежи, где оперативный удар был нанесен незначительный, по исключенным из КП(б)У, работа среди которых поставлена неудовлетворительно.
К созданию действенного агентурного аппарата приступил оперативный костяк УГБ.
Зам. начальника Харьковского облуправления НКВД
майор государственной безопасности Рейхман
«12» января 1938 г., № 933153/ст.. г. Харьков