Молотов, Каганович — Сталину 3 июля 1932 г.
Копия.
Секретно.
Шифром.
Сочи. Сталину.
Первое. Иен вручил первого июля Литвинову письмо, в котором официально сообщает, что уполномочен своим правительством обсудить вопрос о заключении пакта. На указание Литвинова, что надо восстановить отношения, а потом заключить пакт, Иен заявил, что он готов написать другое письмо, где сказать, что с заключением пакта отношения автоматически будут восстановлены. Литвинов считает не удобным и нецелесообразным отклонение нанкинского предложения и высказывается за принятие предложения. Если заключение пакта будет признано нежелательным, Литвинов предлагает все-таки формально начать переговоры, включив в пакт статьи, требующие длительной дискуссии и таким образом затянуть его заключение.
Второе. То, что Нанкин настаивает на пакте, как условии восстановления отношений, подтверждает пункт 2-й нашей шифровки от 12.VI нр 9/с. Нанкин рассчитывает переговорами о пакте или связать нас в отношении с Манчжуго или, прощупав нас и убедившись, что мы сохраняем свободные руки в отношении Манчжуго, на этом порвать.
Третье. Мы предлагаем остаться при старом решении и соответственно ответить Иену. Вместе с тем этот наш ответ не должен означать разрыва или перерыва переговоров. № 34/с — № 1191/ш.
Молотов, Каганович1.
3.VII. 32 г.
________________________
1 Сталин ответил согласием 4 июля (Там же. Л. 1). 4 июля М.М. Литвинову была направлена телеграмма с сообщением об этом решении ПБ. 6 июля Литвинов послал соответствующее письмо Иену (ДВП. Т. XV. С. 395, 400–401).