Глава III Феодальный способ производства

Возникновение феодализма.

 

Феодальный строй существовал, с теми или иными особенностями, почти во всех странах.

 

Эпоха феодализма охватывает длительный период. В Китае феодальный строй существовал свыше двух тысяч лет. В странах Западной Европы феодализм охватывает ряд веков – со времени падения Римской империи (V век) до буржуазных революций в Англии (XVII век) и во Франции (XVIII век), в России – с IX века до крестьянской реформы 1861 г., в Закавказье – с IV века до 70–х годов XIX века, у народов Средней Азии – с VII – VIII веков вплоть до победы пролетарской революции в России.

В Западной Европе  феодализм возник на почве распада римского рабовладельческого общества, с одной стороны, и разложения родового строя у племён–завоевателей – с другой; он сложился в результате взаимодействия этих двух процессов.

 

Элементы феодализма, как уже было сказано, зародились ещё в недрах рабовладельческого общества в виде колоната. Колоны обязаны были обрабатывать землю своего господина – крупного землевладельца, уплачивать ему определённую денежную сумму или отдавать значительную долю урожая, выполнять различного рода повинности. И тем не менее колоны были более заинтересованы в труде, чем рабы, так как имели своё хозяйство.

Таким образом зарождались новые производственные отношения, получившие полное развитие в феодальную эпоху.

Римскую империю разгромили племена германцев, галлов, славян и других народов, живших в различных частях Европы. Власть рабовладельцев была свергнута, рабство отпало. Крупные латифундии и ремесленные мастерские, основанные на рабском труде, раздробились на мелкие. Население распавшейся Римской империи состояло из крупных землевладельцев (бывших рабовладельцев, перешедших на систему колоната), освобождённых рабов, колонов, мелких крестьян и ремесленников.

У племён–завоевателей ко времени покорения Рима был Общинный строй, находившийся в стадии разложения. Большую роль в общественной жизни этих племён играла сельская община,  которая у германцев называлась маркой. Земля, за исключением крупных земельных владений родовой знати, находилась в общинной собственности. Леса, пустоши, пастбища, пруды использовались сообща. Поля и луга через несколько лет переделялись между членами общины. Но постепенно приусадебная земля, а затем и пахотные угодья стали переходить в наследственное пользование отдельных семей. Распределением земли, разбирательством дел, касающихся общины, улаживанием споров между её членами занимались общинное собрание, выбранные им старосты и судьи. Во главе племён–завоевателей стояли военачальники, владевшие вместе со своими дружинами большими землями.

Племена, покорившие Римскую империю, завладели большей частью её государственных земель и некоторой частью земель крупных частных землевладельцев. Леса, луга и выгоны остались в общем пользовании, а пахотная земля была разделена между отдельными хозяйствами. Разделённые земли в дальнейшем превратились в частную собственность крестьян. Так образовался обширный слой самостоятельного мелкого крестьянства.

Но крестьяне не могли надолго сохранить свою независимость. На основе частной собственности на землю и другие средства производства неизбежно усиливалось имущественное неравенство между отдельными членами сельской общины. Среди крестьян появились зажиточные и бедные семьи. Разбогатевшие члены общины с ростом имущественного неравенства стали приобретать власть над общиной. Земля сосредоточивалась в руках богатых семей и стала предметом захвата со стороны родовой знати и военачальников. Крестьяне попали в личную зависимость от крупных землевладельцев.

Для того чтобы удержать и укрепить власть над зависимыми крестьянами, крупным земельным собственникам надо было усилить органы государственной власти. Военные вожди, опираясь на родовую знать и дружинников, стали сосредоточивать власть в своих руках, превратились в королей – монархов.

На развалинах Римской империи образовался ряд новых государств, во главе которых стояли короли. Короли щедро раздавали захваченную ими землю в пожизненное, а затем и в наследственное владение своим приближённым, которые должны были нести за это военную службу. Много земель получила церковь, служившая важной опорой королевской власти. Земля обрабатывалась крестьянами, которые должны были теперь выполнять ряд повинностей в пользу новых господ. В руки королевских дружинников и слуг, церковных властей и монастырей перешли огромные земельные владения. :

Земельные угодья, розданные на таких условиях, назывались феодами. Отсюда название нового общественного строя – феодализм.

Постепенное превращение крестьянской земли в собственность феодалов и закрепощение крестьянских масс (процесс феодализации) происходили в Европе в течение ряда столетий (с V – VI до IX – X веков). Свободное крестьянство разорялось от непрерывной военной службы, грабежей и поборов. Обращаясь за помощью к крупному землевладельцу, крестьяне превращались в зависимых от него людей. Нередко крестьяне бывали вынуждены отдаться под «покровительство» феодала: иначе беззащитному человеку в условиях беспрерывных войн и разбойничьих набегов невозможно было существовать. В таких случаях право собственности на земельный участок переходило к феодалу, и крестьянин мог обрабатывать этот участок лишь при условии выполнения различных повинностей в пользу феодала. В других случаях королевские наместники и чиновники путём обмана и насилия прибирали к рукам земли свободных крестьян, заставляя их признать свою власть.

В различных странах процесс феодализации протекал по–разному, но суть дела везде была одинакова: ранее свободные крестьяне попадали в личную зависимость от феодалов, захвативших их землю. Эта зависимость была иногда слабее, иногда жёстче. Со временем различия в положении бывших рабов, колонов и свободных крестьян стёрлись, и все они превратились в единую массу крепостного крестьянства.  Постепенно сложилось такое положение, которое характеризовалось средневековой поговоркой: «Нет земли без сеньёра» (то есть без господина–феодала). Верховными земельными собственниками были короли.

Феодализм явился необходимой ступенью в историческом развитии общества. Рабство изжило себя. В этих условиях дальнейшее развитие производительных сил было возможно лишь на основе труда массы зависимых крестьян, владеющих своим хозяйством, собственными орудиями производства и имеющих некоторую заинтересованность в труде, необходимую для того, чтобы обрабатывать землю и выплачивать феодалу дань натурой из своего урожая.

В России  в условиях разложения общинного строя возникло патриархальное рабство. Но развитие общества пошло здесь в основном не по пути рабовладения, а по пути феодализации. Славянские племена ещё при господстве у них родового строя, начиная с III века новой эры, наступали на Римскую рабовладельческую империю, боролись за освобождение находившихся под её властью городов Северного Причерноморья и сыграли большую роль в крушении рабовладельческого строя. Переход от первобытно–общинного строя к феодализму в России происходил в те времена, когда рабовладельческий строй давно уже пал и феодальные отношения в европейских странах упрочились.

Как свидетельствует история человечества, не обязательно, чтобы каждый народ проходил все этапы общественного развития. Для многих народов складываются такие условия, при которых они получают возможность миновать те или другие стадии развития и перейти сразу на более высокую ступень.

Сельская община у восточных славян носила название «вервь», «мир». Община имела в общем пользовании луга, леса, водоёмы, а пахотная земля стала переходить во владение отдельных семей. Во главе общины стоял старейшина. Развитие частного землевладения привело к постепенному разложению общины. Землю захватывали старейшины и племенные князья. Крестьяне – смерды – были вначале свободными членами общины, а затем попали в зависимость от крупных землевладельцев – бояр.

Крупнейшим феодальным собственником стала церковь. Пожалования князей, вклады и духовные завещания сделали её обладательницей обширных земель и богатейших по тем временам хозяйств.

В период образования централизованного Русского государства (XV – XVI века) великие князья и цари стали, как говорилось тогда, «помещать» на землю своих приближённых и служилых людей, то есть давать им землю и крестьян под условием несения военной службы. Отсюда названия – поместье, помещики.

В то время крестьяне ещё не были окончательно прикреплены к землевладельцу и земле: они имели право переходить от одного помещика к другому. В конце XVI века помещики в целях увеличения производства зерна для продажи усилили эксплуатацию крестьян. В связи с этим в 1581 г. государство отняло у крестьян право перехода от одного помещика к другому. Крестьяне были полностью прикреплены к земле, принадлежавшей помещикам, и тем самым превратились в крепостных.

В эпоху феодализма преобладающую роль играло сельское хозяйство, а из его отраслей – земледелие. Постепенно, в течение ряда веков, совершенствовались способы хлебопашества, развивались огородничество, садоводство, виноделие, маслоделие.

 

В ранний период феодализма преобладала переложная,  а в лесных районах – подсечная  система земледелия. Участок земли засевался несколько лет подряд какой‑нибудь одной культурой, пока почва не истощалась. Тогда переходили на другой участок. В дальнейшем произошёл переход к трёхпольной  системе, при которой пашня делится на три поля, причём поочерёдно одно поле используется под озимые культуры, другое – под яровые и третье – остаётся под паром. Трёхпольная система стала распространяться в Западной Европе и в России с XI – XII веков. Она оставалась господствующей на протяжении многих столетий, сохранившись до XIX века, а во многих странах – и до настоящего времени.

 

Сельскохозяйственный инвентарь в ранний период феодализма был скуден. Орудиями труда служили соха с железным лемехом, серп, коса, лопата. Позднее стали применяться железный плуг и борона. Помол зерна долгое время производился вручную, пока не получили распространения ветряная и водяная мельницы.

 

 

Производственные отношения феодального общества. Эксплуатация крестьян феодалами.

 

Основой производственных отношений феодального общества являлась собственность феодала на землю и неполная собственность на крепостного крестьянина. Крепостной крестьянин не был рабом. Он имел своё хозяйство. Феодал уже не мог убить его, но он мог его продать. Наряду с собственностью феодалов существовала единоличная собственность крестьян и ремесленников на орудия производства и на их частное хозяйство, основанная на личном труде.

Крупная феодальная земельная собственность являлась основой эксплуатации крестьян помещиками. Собственное хозяйство феодала занимало часть его земли. Другую часть земли феодал отдавал на кабальных условиях в пользование крестьянам. Крестьянин был вынужден работать на феодала в силу того, что важнейшее средство производства – земля была собственностью феодала. Феодал «наделял» крестьян землёй, отсюда название «надел». Крестьянский земельный надел был условием обеспечения помещика рабочей силой. Наследственно пользуясь своим наделом, крестьянин обязан был работать на помещика, обрабатывать помещичью землю с помощью своих орудий и рабочего скота, либо отдавать помещику свой прибавочный продукт в натуральной или денежной форме.

Такая система хозяйства неизбежно предполагала личную зависимость крестьянина от помещика – внеэкономическое принуждение. «Если бы помещик не имел прямой власти над личностью крестьянина, то он не мог бы заставить работать на себя человека, наделенного землей и ведущего свое хозяйство»[1].

Рабочее время крепостного крестьянина делилось на необходимое и прибавочное время. В течение необходимого времени крестьянин создавал продукт, необходимый для своего собственного существования и существования своей семьи. В течение прибавочного времени он создавал прибавочный продукт, который присваивался феодалом. Прибавочный труд крестьян, работающих в хозяйстве феодала, или прибавочный продукт, создаваемый крестьянином в его собственном хозяйстве и присваиваемый феодалом, образуют феодальную земельную ренту.

Феодальная рента часто поглощала не только прибавочный труд крестьянина, но и часть его необходимого труда. Основой этой ренты являлась феодальная собственность на землю, связанная с непосредственным господством феодала–помещика над зависимыми от него крестьянами.

При феодализме существовали три формы земельной ренты: отработочная рента, рента продуктами  и денежная рента.  При всех этих формах ренты эксплуатация крестьян помещиками выступала в неприкрытом виде.

Отработочная рента преобладала на ранних ступенях развития феодализма. Она выступала в виде барщины.  При барщине крестьянин определённую часть недели – три дня или более – работал с помощью собственных орудий производства (соха, рабочий скот и т. д.) в господском имении, а в остальные дни недели работал в своём хозяйстве. Таким образом, при барщине необходимый труд и прибавочный труд крестьянина были чётко разграничены во времени и пространстве. Круг барщинных работ был весьма обширен. Крестьянин пахал, сеял и убирал урожай, пас скот, плотничал, рубил лес для помещика, перевозил на своей лошади сельскохозяйственные продукты, строительные материалы.

При барщине крепостной крестьянин был заинтересован в повышении производительности труда только во время работы в своём хозяйстве. Во время работы на помещичьей земле такой заинтересованности у крестьянина не было. Феодалы содержали надсмотрщиков, которые принуждали крестьян работать.

В ходе дальнейшего развития отработочная рента сменяется рентой продуктами. Рента продуктами выступала в виде натурального оброка.  Крестьянин обязан был регулярно доставлять помещику определённое количество хлеба, скота, птицы и других сельскохозяйственных продуктов. Оброк чаще всего сочетался с теми или иными остатками барщинных повинностей, то есть с работами крестьянина на помещичьей усадьбе.

При ренте продуктами крестьянин весь свой труд – как необходимый, так и прибавочный – затрачивал по своему усмотрению. Необходимый труд и прибавочный труд уже не разделялись так осязательно, как при отработочной ренте. Крестьянин становился здесь относительно более самостоятельным. Это создавало некоторые стимулы к дальнейшему повышению производительности труда.

На более поздней ступени феодализма, когда получил сравнительно широкое развитие обмен, возникла денежная рента. Она выступала в виде денежного оброка.  Денежная рента характерна для периода разложения феодализма и возникновения капиталистических отношений. Различные формы феодальной ренты часто существовали одновременно. «Во всех этих формах земельной ренты: отработочная рента, рента продуктами, денежная рента (как просто превращенная форма ренты продуктами), плательщик ренты всегда предполагается действительным возделывателем и владельцем земли, неоплаченный прибавочный труд которого непосредственно идет к собственнику земли»[2].

Стремясь увеличить свои доходы, феодалы облагали крестьян всякими поборами. Во многих случаях они имели в своём монопольном владении мельницы, кузницы и другие предприятия. Крестьянин вынужден был пользоваться ими за непомерно высокую плату натурой или деньгами. Помимо натурального или денежного оброка, вносимого феодалу, крестьянин должен был выплачивать всевозможные подати государству, местные сборы, а в некоторых странах – десятину, то есть десятую часть урожая, в пользу церкви.

Таким образом, основой существования феодального общества был труд крепостных крестьян. Крестьяне производили не только сельскохозяйственные продукты. Они работали в поместьях феодалов в качестве ремесленников, воздвигали замки и монастыри, прокладывали дороги. Руками крепостных крестьян строились города.

Хозяйство феодала, особенно на ранних ступенях его развития, было в своей основе натуральным хозяйством.  Каждое феодальное владение, состоявшее из барской усадьбы и принадлежащих феодалу деревень, жило обособленной хозяйственной жизнью, редко прибегая к обмену с внешним миром. Потребности феодала и его семьи, нужды многочисленной челяди на первых порах удовлетворялись теми продуктами, которые производились в барском хозяйстве и доставлялись оброчными крестьянами. Более или менее крупные имения располагали достаточным количеством ремесленников, большей частью из числа дворовых крепостных. Эти ремесленники занимались изготовлением одежды и обуви, производством и починкой оружия, охотничьего снаряжения и сельскохозяйственного инвентаря, постройкой зданий.

Крестьянское хозяйство также было натуральным. Крестьяне занимались не только сельскохозяйственным трудом, но и домашним ремесленным трудом, главным образом переработкой сырья, производимого в их хозяйстве: прядением, ткачеством, изготовлением обуви, хозяйственного инвентаря.

В течение длительного времени для феодализма было характерно сочетание земледелия  как основной отрасли хозяйства с домашним промыслом,  имевшим подсобное значение. Те немногие привозные продукты, без которых нельзя было обойтись, как, например, соль, изделия из железа, доставлялись на первых порах странствующими купцами. В дальнейшем, в связи с ростом городов и ремесленного производства, разделение труда и развитие обмена между городом и деревней сделали большой шаг вперёд.

Эксплуатация зависимых крестьян феодалами составляла главную черту феодализма у всех народов. Однако в отдельных странах феодальный строй имел свои особенности. В странах Востока феодальные отношения в течение длительного времени сочетались с отношениями рабства. Так было в Китае, Индии, Японии и в ряде других стран. Большое значение на Востоке имела феодальная государственная собственность на землю. Например, в период Багдадского халифата при господстве арабов (особенно в VIII – IX веках нашей эры) большая часть крестьян–общинников жила на земле халифа и платила феодальную ренту непосредственно государству. Феодализм на Востоке характеризуется также живучестью патриархально–родовых отношений, которые использовались феодалами в целях усиления эксплуатации крестьян.

В земледельческих странах Востока, где орошаемое земледелие имеет решающее значение, крестьяне оказались в кабальной зависимости от феодалов, потому что не только земля, но и водные ресурсы и ирригационные сооружения составляли собственность феодального государства или отдельных феодалов. У кочевых народов земля использовалась как пастбище. Размеры феодального землевладения определялись количеством скота. Крупные скотовладельцы–феодалы были фактически крупными собственниками пастбищ. Они держали крестьянство в зависимости и эксплуатировали его.

Исходя из изложенного, можно было бы следующим образом сформулировать главные черты основного экономического закона феодализма:  присвоение феодалами для своего паразитического потребления прибавочного продукта путём эксплуатации зависимых крестьян на основе собственности феодала на землю и неполной собственности его на работников производства – крепостных.

 

 

Средневековый город. Цехи ремесленников. Купеческие гильдии.

 

Города возникли ещё при рабовладельческом строе. Такие города, как Рим, Флоренция, Венеция, Генуя – в Италии; Париж, Лион, Марсель – во Франции; Лондон – в Англии; Самарканд – в Средней Азии, и многие другие были унаследованы средневековьем от эпохи рабства. Рабовладельческий строй пал, но города остались. Крупные рабовладельческие мастерские распались, не ремесло продолжало существовать.

В период раннего средневековья города и ремёсла развивались слабо. Городские ремесленники производили изделия для продажи, но большую часть нужных им предметов потребления они получали от своего хозяйства. Многие из них имели небольшие посевы, сады, продуктивный скот. Женщины занимались пряжей льна, шерсти для изготовления одежды. Это свидетельствовало об ограниченности рынков и обмена.

В деревне переработка сельскохозяйственного сырья являлась в первое время подсобным занятием земледельцев. Затем из среды крестьян стали выделяться ремесленники, обслуживавшие свою деревню. Производительность труда ремесленников росла. Возникла возможность производить больше изделий, чем было необходимо феодалу или крестьянам одной деревни. Ремесленники стали поселяться вокруг феодальных замков, у стен монастырей, в крупных сёлах и других торговых центрах. Так постепенно, обычно на водных путях, вырастали новые города (в России, например, Киев, Псков, Новгород, Владимир). Обособление города от деревни, возникшее ещё при рабстве, усиливалось.

С течением времени ремёсла становились всё более доходным делом. Искусство ремесленников совершенствовалось. Феодал–помещик переходил к покупке ремесленных изделий у горожан, его уже не удовлетворяли изделия собственных крепостных. Более развитое ремесло окончательно обособилось от земледелия.

Города, возникнув на землях светских и духовных феодалов, подчинялись их власти. Горожане несли в пользу феодала ряд повинностей, платили ему натуральный или денежный оброк, подчинялись его администрации и суду. Городское население рано начало борьбу за освобождение от феодальной зависимости. Частью силой, частью путём откупа города добывали для себя право самоуправления, суда, чеканки монеты, сбора налогов.

Городское население состояло главным образом из ремесленников и торговцев. Во многих городах находили пристанище крепостные, бежавшие от помещиков. Город выступал носителем товарного производства в отличие от деревни, где господствовало натуральное хозяйство. Рост конкуренции со стороны стекавшихся в города беглых крепостных, борьба против эксплуатации и притеснений со стороны феодалов заставляли ремесленников объединяться в цехи.  Цеховой строй существовал в эпоху феодализма почти во всех странах.

 

Цехи возникли в Византии в IX веке, в Италии – в X веке, а позднее – во всей Западной Европе и России. В странах Востока (Египет, Китай), в городах арабского халифата цехи возникли ещё раньше, чем в европейских странах. Цехи объединяли городских ремесленников одного определённого промысла или нескольких близких. Полноправными членами цехов были только ремесленники–мастера. Ремесленник–мастер имел небольшое число подмастерьев и учеников. Цехи тщательно охраняли исключительное право своих членов на занятие данным ремеслом и регламентировали процесс производства: они устанавливали продолжительность рабочего дня, число подмастерьев и учеников у каждого мастера, определяли качество сырья и готового продукта, а также его цены, нередко они сообща закупали сырьё. Приёмы работы, закреплённые долголетней традицией, были обязательны для всех. Строгая регламентация имела целью добиться, чтобы ни один мастер не возвышался над остальными. Кроме того, цехи служили организациями взаимопомощи.

 

Цехи являлись феодальной формой организации ремесла. На первых порах своего существования они играли известную положительную роль, способствуя укреплению и развитию городского ремесла. Однако по мере роста товарного производства и расширения рынка цехи всё более превращались в тормоз развития производительных сил.

Чрезмерная регламентация ремесленного производства со стороны цехов сковывала инициативу ремесленников и препятствовала развитию техники. Чтобы ограничить конкуренцию, цехи стали чинить всевозможные препятствия желающим получить права мастера. Перед учениками и подмастерьями, количество которых сильно выросло, практически закрывалась возможность стать самостоятельными мастерами. Они были вынуждены всю жизнь оставаться на положении наёмных работников. В этих условиях отношения между мастером и его подчинёнными теряли свой прежний, более или менее патриархальный, характер. Мастера усиливали эксплуатацию своих подчинённых, заставляя их работать по 14 – 16 часов в день за ничтожную плату. Подмастерья стали объединяться в тайные союзы – братства – для защиты своих интересов. Цехи и городские власти всячески преследовали братства подмастерьев.

Наиболее богатой частью городского населения были купцы.  Торговая деятельность развёртывалась как в городах, унаследованных от эпохи рабства, так и в городах, возникших при феодализме. Цеховой организации в ремесле соответствовала организация гильдий в торговле. Купеческие гильдии  в эпоху феодализма существовали почти повсеместно. На Востоке они известны с IX века, в Западной Европе – с IX – X веков, в России – с XII века. Основной задачей гильдий была борьба с конкуренцией посторонних купцов, упорядочение мер и весов, охрана купеческих прав от посягательства феодалов.

 

В IX – X веках уже существовала значительная торговля между странами Востока и Западной Европой. Киевская Русь принимала в этой торговле активное участие. Большую роль в расширении торговли играли крестовые походы (XI – XIII века), открывшие для западноевропейских купцов ближневосточные рынки. В Европу хлынул поток золота и серебра с Востока. Деньги стали появляться в таких местах, где ими раньше не пользовались. Непосредственное участие в завоевании восточных рынков принимали итальянские города, особенно Генуя и Венеция, которые перевозили на Восток на своих торговых судах крестоносцев, снабжали их провиантом.

В течение длительного времени средиземноморские порты были основными центрами торговли, связывавшими Западную Европу с Востоком. Но вместе с тем торговля широко развернулась в северогерманских и нидерландских городах, расположенных у торговых путей Северного и Балтийского морей. В XIV веке здесь возник торговый союз городов – немецкая Ганза, которая объединила в последующие два столетия около 80 городов различных стран Европы. Ганзейский союз вёл торговлю с Англией, Скандинавией, Польшей и Россией. В обмен на изделия западноевропейского ремесла – фландрские и английские сукна, полотна, немецкие металлические изделия, французские вина – из северо–восточных районов Европы вывозились: меха, кожи, сало, мёд, хлеб, лес, смола, льняные ткани и некоторые ремесленные изделия. Из стран Востока купцы привозили пряности – перец, гвоздику, мускатный орех, благовония, красильные вещества, бумажные и шёлковые ткани, ковры и другие товары.

В XIII – XIV веках русские города Новгород, Псков и Москва вели обширную торговлю с Азией и Западной Европой. Новгородские купцы торговали, с одной стороны, с народами Севера (побережье Ледовитого океана и Зауралье), а с другой стороны, вели регулярную торговлю со Скандинавией и Германией.

 

Рост городов и развитие торговли оказывали сильное влияние на феодальную деревню. Хозяйство феодалов втягивалось в рыночный оборот. Для покупки предметов роскоши и городских ремесленных изделий феодалам требовались деньги. В связи с этим феодалам было выгодно переводить крестьян с барщины и натурального оброка на денежный оброк. С переходом к денежному оброку феодальная эксплуатация ещё более усиливалась.

 

 

Классы и сословия феодального общества. Феодальная иерархия.

 

Феодальное общество распадалось на два основных класса – феодалов и крестьян. «Крепостническое общество представляло такое деление классов, когда громадное большинство – крепостное крестьянство – находилось в полной зависимости от ничтожного меньшинства – помещиков, которые владели землей»[3].

Класс феодалов не представлял собой однородного целого. Мелкие феодалы платили дань крупным феодалам, помогали им в войне, но зато пользовались их покровительством. Покровитель назывался сеньёром,  покровительствуемый – вассалом.  Сеньёры в свою очередь были вассалами других, более могущественных феодалов.

Как господствующий класс, феодалы–помещики стояли во главе государства. Они составляли одно сословие – дворянство.  Дворяне занимали почётное положение первого сословия, пользуясь широкими политическими и экономическими привилегиями.

Духовенство  (церковное и монастырское) было также крупнейшим земельным собственником. Оно владело обширными землями с многочисленным зависимым и крепостным населением и наряду с дворянами было господствующим сословием.

Широким основанием «феодальной лестницы» служило крестьянство.  Крестьяне были подчинены помещику и находились под верховной властью самого крупного феодала – короля. Крестьянство было политически бесправным сословием. Помещики могли продавать своих крепостных и широко пользовались этим правом. Крепостники подвергали крестьян телесным наказаниям. Крепостную зависимость Ленин называл «крепостным рабством». Эксплуатация крепостных крестьян была почти такой же жестокой, как эксплуатация рабов в древнем мире. Но всё же крепостной мог часть времени работать на своём участке, мог до известной степени принадлежать себе.

Основным классовым противоречием феодального общества было противоречие между феодалами и крепостными крестьянами. Борьба эксплуатируемого крестьянства против феодалов–помещиков велась на протяжении всей эпохи феодализма и приобрела особую остроту на последней ступени его развития, когда до крайности усилилась крепостническая эксплуатация.

В городах, освободившихся от феодальной зависимости, власть находилась в руках богатых горожан – купцов, ростовщиков, владельцев городских земель и крупных домовладельцев. Цеховые ремесленники, составлявшие главную массу городского населения, часто выступали против городской знати, добиваясь своего участия в управлении городов наряду с городской аристократией. Мелкие ремесленники и подмастерья боролись против эксплуатирующих их цеховых мастеров и купцов.

К концу феодальной эпохи городское население было уже сильно расслоено. На одной стороне – богатые купцы и цеховые мастера, на другой – обширные слои ремесленных подмастерьев и учеников, городской бедноты. Городские низы вступали в борьбу против объединённых сил городской знати и феодалов. Борьба эта соединялась в один поток с борьбой крепостных крестьян против феодальной эксплуатации.

Носителями верховной власти считались короли (в России – великие князья, а затем цари). Но за пределами собственных владений королей значение королевской власти в период раннего феодализма было ничтожно. Часто эта власть оставалась номинальной. Вся Европа разделялась на множество крупных и мелких государств. Крупные феодалы были полными господами в своих владениях. Они издавали законы, следили за их исполнением, творили суд и расправу, содержали собственное войско, совершали набеги на соседей, не стеснялись и грабить на больших дорогах. Многие из них самостоятельно чеканили монету. Феодалы помельче также пользовались весьма широкими правами в отношении подвластных им людей; они старались равняться по крупным сеньёрам.

С течением времени феодальные отношения образовали до крайности запутанный клубок прав и обязанностей. Между феодалами возникали бесконечные споры и раздоры. Разрешались они обычно силой оружия, путём междоусобных войн.

 

 

Развитие производительных сил феодального общества.

 

В эпоху феодализма был достигнут более высокий уровень производительных сил по сравнению с эпохой рабства.

В области сельского хозяйства повысилась техника производства, появились и получили распространение железный плуг и другие железные орудия труда. Возникли новые отрасли полеводства, значительное развитие получили виноградарство, виноделие, огородничество. Росло животноводство и в особенности коневодство, которое было связано с военной службой феодалов, развивалось маслоделие. В ряде районов широкое распространение получило овцеводство. Расширялись и улучшались луга и пастбища.

Постепенно совершенствовались орудия труда ремесленников и способы обработки сырья. Прежние ремёсла стали специализироваться. Так, например, раньше кузнец производил из металла все изделия. С течением времени от кузнечного промысла обособились оружейный, гвоздарный, ножевой, слесарный, от кожевенного промысла отделились сапожный и шорный. В XVI – XVII веках в Европе получила распространение самопрялка. В 1600 г. был изобретён ленточный ткацкий станок.

Для совершенствования орудий труда решающее значение имело улучшение плавки и обработки железа. Вначале железо производилось весьма примитивным способом. В XIV веке начали применять водяное колесо, чтобы приводить в действие мехи для дутья и тяжёлые молоты для дробления руды. С усилением тяги в печах вместо ковкой массы стала получаться плавкая масса – чугун. С применением пороха в военном деле и появлением огнестрельной артиллерии (в XIV веке) потребовалось много металла для ядер; с начала XV века их стали отливать из чугуна. Всё более требовалось металла для изготовления сельскохозяйственных и других орудий. В первой половине XV века появились первые доменные печи. Изобретение компаса способствовало дальнейшему развитию судоходства и мореплавания. Большое значение имело изобретение и распространение книгопечатания.

 

В Китае производительные силы и культура уже в VI – XI веках достигли значительного развития, превосходя во многих отношениях Европу того времени. Китайцы первые изобрели компас, порох, писчую бумагу и в простейшей форме книгопечатание.

 

Развитие производительных сил феодального общества всё более наталкивалось на узкие рамки феодальных производственных отношений. Крестьянство, находясь под ярмом феодальной эксплуатации, не было в состоянии далее увеличивать производство сельскохозяйственных продуктов. Производительность подневольного крестьянского труда была чрезвычайно низка. В городе рост производительности труда ремесленника наталкивался на препятствия, создаваемые цеховыми уставами и правилами. Феодальный строй характеризовался медленными темпами развития производства, рутиной, властью традиций.

Выросшие в рамках феодального общества производительные силы требовали новых производственных отношений.

 

 

Зарождение капиталистического производства в недрах феодального строя. Роль торгового капитала.

 

В эпоху феодализма происходило постепенное развитие товарного производства, расширялось городское ремесло и всё более вовлекалось в обмен крестьянское хозяйство.

Производство мелких ремесленников и крестьян, основанное на частной собственности и на личном труде, создающее продукты для обмена, называется простым товарным производством.

Как уже говорилось, продукт, изготовляемый для обмена, является товаром. Отдельные товаропроизводители затрачивают на производство одинаковых товаров неодинаковое количество труда. Это зависит от различных условий, в которых им приходится работать: товаропроизводители, располагающие более совершенными орудиями, затрачивают на производство одного и того же товара меньше труда по сравнению с другими товаропроизводителями. Наряду с различиями в орудиях труда имеют значение и различия в силе, ловкости, искусстве работника и т. д. Но рынку нет дела до того, в каких условиях и какими орудиями произведён тот или другой товар. За одинаковые товары на рынке платят одну и ту же денежную сумму, независимо от тех индивидуальных условий труда, в которых они произведены.

Поэтому товаропроизводители, у которых индивидуальные затраты труда вследствие худших условий производства выше средних, при продаже своих товаров покрывают лишь часть этих затрат и разоряются. Наоборот, товаропроизводители, у которых индивидуальные затраты труда благодаря лучшим условиям производства ниже средних, при продаже своих товаров оказываются в выгодном положении и богатеют. Это усиливает конкуренцию. Происходит расслоение мелких товаропроизводителей: большинство из них всё больше беднеет, а незначительная часть богатеет.

Большим препятствием на пути развития товарного производства служила государственная раздроблённость при феодализме. Феодалы по своему произволу устанавливали пошлины на привозимые товары, взимали дань за проезд через свои владения и создавали таким образом серьёзные препятствия для развития торговли. Потребности торговли и вообще экономического развития общества вызывали необходимость уничтожения феодальной раздроблённости. Рост ремесленного и сельскохозяйственного производства, развитие общественного разделения труда между городом и деревней привели к усилению экономических связей между различными районами внутри страны, к образованию национального рынка.  Образование национального рынка создавало экономические предпосылки для централизации государственной власти. Зарождающаяся городская буржуазия была заинтересована в устранении феодальных перегородок и стояла за создание централизованного государства.

Опираясь на более широкую прослойку незнатных дворян–помещиков, на «вассалов своих вассалов», а также на подымающиеся города, короли нанесли феодальной знати решающие удары и укрепили своё положение. Они стали не только номинальными, но и фактическими властелинами в государстве. Образовались крупные национальные государства в форме абсолютистских монархий. Преодоление феодальной раздроблённости и создание централизованной государственной власти способствовало возникновению и развитию капиталистических отношений.

Большое значение для возникновения капиталистического уклада имело также образование мирового рынка.

 

Во второй половине XV века турки захватили Константинополь и всю восточную часть Средиземного моря. Важнейшая артерия, по которой проходили торговые пути между Западной Европой и Востоком, была перерезана. В поисках морского пути в Индию Колумб в 1492 г. открыл Америку, а в 1498 г. Васко да Гама, объехав вокруг Африки, открыл морской путь в Индию.

В результате этих открытий центр тяжести европейской торговли переместился со Средиземного моря на Атлантический океан, главная роль в торговле перешла к Нидерландам, Англии, Франции. Видную роль в европейской торговле играла Россия.

 

С возникновением мировой торговли и мирового рынка ремесло оказалось не в состоянии удовлетворить возросший спрос на товары. Это ускорило переход от мелкого ремесленного производства к крупному капиталистическому производству,  основанному на эксплуатации наёмных рабочих.

Переход от феодального способа производства к капиталистическому совершался двояким образом: с одной стороны, расслоение мелких товаропроизводителей порождало капиталистических предпринимателей, с другой стороны, торговый капитал в лице купцов непосредственно подчинял себе производство.

Цехи могли ограничивать конкуренцию и расслоение ремесленников, пока товарное производство было слабо развито. С развитием обмена конкуренция становилась всё сильнее. Мастера, работавшие на более широкий рынок, частью добивались отмены цеховых ограничений, частью просто обходили их. Они удлиняли рабочий день подмастерьев и учеников, увеличивали их число, применяли более производительные методы труда. Наиболее богатые мастера постепенно превращались в капиталистов, а бедные мастера, ученики и подмастерья – в наёмных рабочих.

Торговый капитал, разлагая натуральное хозяйство, содействовал возникновению капиталистического производства. Торговый капитал выступал первоначально в качестве посредника при обмене товаров мелких производителей – ремесленников и крестьян – и при реализации феодалами части присваиваемого ими прибавочного продукта. В дальнейшем купец начал регулярно скупать у мелких производителей изготовленные ими товары и затем перепродавал их на более широком рынке. Купец тем самым становился скупщиком.  С ростом конкуренции и появлением скупщика существенно менялось положение массы ремесленников. Обедневшие мастера вынуждены были обращаться за помощью к торговцу–скупщику, который ссужал их деньгами, сырьём и материалами при условии продажи ему готовых изделий по заранее установленной, низкой цене. Так мелкие производители попадали в экономическую зависимость от торгового капитала.

Постепенно в такой зависимости от богатого скупщика оказывалось много обедневших мастеров. Скупщик раздавал им сырьё, например пряжу, для переработки её в ткань за определённую плату и таким образом превращался в раздатчика.

Разорение ремесленника приводило к тому, что скупщик снабжал его уже не только сырьём, но и орудиями труда. Так ремесленник лишался последней видимости самостоятельного существования и окончательно превращался в наёмного рабочего, а скупщик становился промышленным капиталистом.

Вчерашние ремесленники, собранные в мастерской капиталиста, выполняли одинаковую работу. Вскоре, однако, обнаружилось, что некоторым из них лучше удаются одни операции, другим – другие операции. В силу этого было выгоднее поручить каждому именно ту часть работы, в которой он наиболее искусен. Таким образом, в мастерских с более или менее значительным числом работников постепенно вводилось разделение труда.

Капиталистические предприятия, применяющие наёмных рабочих, работающих вручную на основе разделения труда, называются мануфактурами [4].

 

Первые мануфактуры появились ещё в XIV – XV веках во Флоренции и некоторых средневековых городах–республиках Италии. Затем в XVI – XVIII веках мануфактуры различных отраслей производства – суконные, льняные, шёлковые, часовые, оружейные, стекольные – распространились во всех европейских странах.

В России мануфактуры стали возникать в XVII веке. В начале XVIII века, при Петре I, они стали развиваться более быстрыми темпами. Среди них были мануфактуры оружейные, суконные, шёлковые и другие. На Урале были созданы железоделательные заводы, рудники, солеварни.

В отличие от западноевропейских мануфактур, которые основывались на наёмном труде, на русских предприятиях в XVII – XVIII веках хотя и применялся вольнонаёмный труд, но преобладал труд крепостных крестьян и прикреплённых рабочих. С конца XVIII века стали широко распространяться мануфактуры, основанные на вольнонаёмном труде. Этот процесс особенно усилился в последние десятилетия перед отменой крепостного права.

 

Процесс разложения феодальных отношений совершался и в деревне. С развитием товарного производства возрастала власть денег. Феодалы–крепостники переводили оброк и другие повинности из натуральной формы в денежную. Крестьянам приходилось продавать продукты своего труда, а вырученные деньги уплачивать феодалам. У крестьян появилась постоянная нужда в деньгах. Этим пользовались скупщики и ростовщики для закабаления крестьян. Феодальный гнёт усиливался, положение крепостных ухудшалось.

Развитие денежных отношений дало сильный толчок дифференциации крестьянства,  то есть расслоению его на различные социальные группы. Подавляющее большинство крестьянства нищало, задыхалось от непосильного труда и разорялось. Наряду с этим в деревне стали появляться кулаки–мироеды, эксплуатировавшие односельчан путём кабальных ссуд, скупки у них за бесценок сельскохозяйственных продуктов, скота, инвентаря.

Таким образом в недрах феодального строя зародилось капиталистическое производство.

 

 

Первоначальное накопление капитала. Насильственное обезземеливание крестьян. Накопление богатств.

 

Капиталистическое производство предполагает два основных условия: 1) наличие массы неимущих людей, лично свободных и в то же время лишённых средств производства и средств существования и в силу этого вынужденных наниматься работать на капиталистов, и 2) накопление денежных богатств, необходимых для создания крупных капиталистических предприятий.

Мы видели, что питательной средой для капитализма служило основанное на частной собственности мелкое товарное производство с его конкуренцией, несущей обогащение немногим и разорение большинству мелких производителей. Но медлительность этого процесса не соответствовала потребностям нового мирового рынка, созданного великими открытиями конца XV века. Возникновение капиталистического способа производства было ускорено применением самых грубых методов насилия со стороны крупных землевладельцев, буржуазии и государственной власти, находившейся в руках эксплуататорских классов. Насилие, по выражению Маркса, сыграло роль повивальной бабки, ускорившей рождение нового, капиталистического способа производства.

Буржуазные учёные идиллически изображают историю возникновения класса капиталистов и класса рабочих. В незапамятные времена, утверждают они, существовала кучка старательных и бережливых людей, которые своим трудом накопили богатства. С другой стороны, существовала масса лентяев, бездельников, которые прокучивали всё своё достояние и превращались в неимущих пролетариев.

Эти басни защитников капитализма не имеют ничего общего с действительностью. На самом деле образование массы неимущих людей – пролетариев – и накопление богатств в руках немногих произошли путём насильственного лишения мелких производителей средств производства. Процесс отделения производителей от средств производства (от земли, от орудий производства и т. п.) сопровождался бесконечным рядом грабежей и жестокостей. Этот процесс называется первоначальным накоплением капитала,  так как он предшествовал созданию крупного капиталистического производства.

Капиталистическое производство достигло значительного развития раньше всего в Англии. В этой стране с конца XV века происходил мучительный процесс насильственного обезземеливания крестьян. Непосредственным толчком к этому послужил возросший спрос на шерсть со стороны крупных суконных мануфактур, возникших сначала во Фландрии, а затем и в самой Англии. Помещики стали разводить большие стада овец. Для овцеводства понадобились пастбища. Феодалы массами сгоняли крестьян с насиженных мест, захватывали земли, находившиеся в их постоянном пользовании, и превращали пашни в пастбища.

Изгнание крестьян с земли производилось разными способами и прежде всего путём открытого захвата общинных земель. Помещики огораживали эти земли, разрушали крестьянские дома, а крестьян насильственно выселяли. Если крестьяне пытались вернуть себе незаконно захваченную у них землю, на помощь феодалу приходила вооружённая сила государства. Государственная власть стала издавать в XVIII веке законы об «огораживании земель», освящая ограбление крестьян.

Разорённые и ограбленные крестьяне составляли бесчисленные толпы неимущих бедняков, которые заполняли города, сёла и дороги Англии. Не имея средств существования, они нищенствовали. Государственная власть издавала кровавые законы против экспроприированных. Законы эти отличались исключительной жестокостью. Так, в царствование английского короля Генриха VIII (XVI век) за «бродяжничество» было казнено 72 тысячи человек. В XVIII веке «бродяг» и бездомных вместо смертной казни заключали в «работные дома», заслужившие славу «домов ужаса». Так буржуазия старалась приучить деревенское население, лишённое земли и превращённое в бродяг, к дисциплине наёмного труда.

В царской России,  вступившей на путь капиталистического развития позже других европейских стран, отделение производителя от средств производства осуществлялось теми же способами, как и в других странах. В 1861 г. царское правительство под влиянием крестьянских восстаний вынуждено было отменить крепостное право.

 

Эта реформа была грандиозным ограблением крестьян. Помещики захватили две трети земли, оставив в пользовании крестьян только одну треть. Наиболее удобные земли, а также, в ряде случаев, выгоны, водопои, дороги к полю и т. д., находившиеся в пользовании крестьян, были отрезаны помещиками. В руках помещиков «отрезки» стали средством закабаления крестьян, которые оказались вынужденными арендовать эти земли у помещиков на самых тяжёлых условиях. Закон, объявив личную свободу крестьян, сохранил временно барщину и оброк. За полученный урезанный надел земли крестьянин обязан был нести эти повинности в пользу помещика до тех пор, пока земля не будет выкуплена. Размер выкупных платежей исчислялся по вздутым ценам на землю и составил около двух миллиардов рублей.

 

Характеризуя крестьянскую реформу 1861 г., Ленин писал: «Это – первое массовое насилие над крестьянством в интересах рождающегося капитализма в земледелии. Это – помещичья «чистка земель» для капитализма»[5].

Обезземеливанием крестьян был достигнут двойной результат. С одной стороны, земля попала в частную собственность сравнительно небольшой кучки землевладельцев. Сословная феодальная собственность на землю превращалась в буржуазную собственность. С другой стороны, был обеспечен обильный приток в промышленность свободных рабочих, готовых наняться к капиталистам.

Для возникновения капиталистического производства необходимо было, кроме наличия дешёвой рабочей силы, накопление в немногих руках крупных богатств в виде денежных сумм, которые можно превратить в любые средства производства и употребить на наём рабочих.

В средние века большие денежные богатства были накоплены торговцами и ростовщиками. Эти богатства послужили впоследствии основанием для организации многих капиталистических предприятий.

Покорение Америки, сопровождавшееся массовым ограблением и истреблением туземного населения, принесло завоевателям несметные богатства, которые стали расти ещё быстрее в результате эксплуатации богатейших рудников благородных металлов. Для рудников нужны были рабочие руки. Туземное население – индейцы – массами погибало, не выдерживая каторжных условий труда. Европейские купцы организовали в Африке охоту за неграми, которая велась по всем правилам охоты за дикими зверями. Торговля неграми, вывезенными из Африки и превращёнными в рабов, была исключительно выгодна. Барыши работорговцев достигали баснословных размеров. На хлопководческих плантациях Америки стал широко применяться рабский труд негров.

Одним из важнейших источников образования крупных состояний служила также колониальная торговля.  Для торговли с Индией голландские, английские и французские купцы организовали ост–индские компании. Эти компании пользовались поддержкой своих правительств. Им была предоставлена монополия на торговлю колониальными товарами и право неограниченной эксплуатации колоний с применением любых мер насилия. Барыши ост–индских компаний исчислялись сотнями процентов в год. В России крупные барыши доставляла купцам хищническая торговля с населением Сибири и грабительская система винных откупов, состоявшая в том, что государство предоставляло частным предпринимателям за определённую плату право производства и продажи спиртных напитков.

В результате огромные денежные богатства сосредоточились в руках торгового и ростовщического капитала.

Так ценою грабежа и разорения массы мелких производителей были накоплены денежные богатства, необходимые для создания крупных капиталистических предприятий.

Характеризуя этот процесс, Маркс писал: «Новорожденный капитал источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят»[6].

 

 

Восстания крепостных крестьян. Буржуазные революции. Гибель феодального строя.

 

Борьба крестьянства против феодалов–помещиков происходила на протяжении всей эпохи феодализма, но особой остроты она достигла к концу этой эпохи.

 

Франция  в XIV веке была охвачена крестьянской войной, которая вошла в историю под названием «Жакерия». Нарождающаяся буржуазия городов на первых порах поддержала это движение, но в решительный момент отошла от него.

В Англии  в конце XIV века вспыхнуло крестьянское восстание, охватившее большую часть страны. Вооружённые крестьяне во главе с Уотом Тайлером прошли по стране, громя помещичьи усадьбы и монастыри, и захватили Лондон. Феодалы прибегли к насилию и обману, чтобы подавить восстание. Тайлер был предательски убит. Поверив посулам короля и феодалов, восставшие разошлись по своим домам. После этого по деревням прошли карательные экспедиции, учинившие жестокие расправы над крестьянами.

Германия  в начале XVI века была объята крестьянской войной, поддержанной городскими низами. Во главе восставших стоял Томас Мюнцер. Крестьяне требовали отмены дворянского произвола и насилия.

В России  особенно крупными были крестьянские войны во главе со Степаном Разиным в XVII веке и Емельяном Пугачёвым в XVIII веке. Восставшие крестьяне добивались отмены крепостного права, передачи им помещичьих и казённых земель, ликвидации господства помещиков. Обострение кризиса феодально–крепостнической системы хозяйства в 50–х годах XIX века выразилось в широкой волне крестьянских восстаний накануне реформы 1861 г.

Огромные по своим масштабам крестьянские войны и восстания происходили на протяжении сотен лет в Китае.  Восстание тайпинов в эпоху Цинской династии (середина XIX века) охватило многомиллионные массы крестьянства. Восставшие заняли древнюю столицу Китая – Нанкин. Аграрный закон тайпинов провозглашал равенство в пользовании землёй и другим имуществом. В государственной организации тайпинов своеобразно сочетались монархия с крестьянской демократией, что свойственно крестьянским движениям и других стран.

 

Революционное значение крестьянских восстаний заключалось в том, что они расшатали основы феодализма и привели в конечном счёте к отмене крепостного права.

Переход от феодализма к капитализму в странах Западной Европы совершился через буржуазные революции.  Борьба крестьян против помещиков была использована подымающейся буржуазией, для того чтобы ускорить гибель феодального строя, заменить крепостническую эксплуатацию эксплуатацией капиталистической и захватить власть в свои руки. В буржуазных революциях крестьяне составляли основную массу бойцов против феодализма. Так было в первой буржуазной революции в Нидерландах (Голландия и Бельгия) в XVI веке. Так было в английской революции XVII века. Так было в буржуазной революции во Франции в конце XVIII века.

Плодами революционной борьбы крестьянства воспользовалась буржуазия, пробравшись на его плечах к власти. Крестьяне были сильны своей ненавистью к угнетателям. Но крестьянские восстания носили стихийный характер. Крестьянство как класс мелких частных собственников было раздроблено и не могло создать ясной программы и крепкой, сплочённой организации для борьбы. Крестьянские восстания могут приводить к успеху только в том случае, если они сочетаются с рабочим движением и если рабочие руководят крестьянскими восстаниями. Но в период буржуазных революций XVII и XVIII веков рабочий класс был ещё слаб, малочислен и неорганизован.

В недрах феодального общества созрели более или менее готовые формы капиталистического уклада, вырос новый эксплуататорский класс – класс капиталистов – и наряду с этим появились массы людей, лишённых средств производства, – пролетариев.

В эпоху буржуазных революций буржуазия использовала против феодализма экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил, низвергла феодальные производственные отношения, создала новые, буржуазные производственные отношения и привела производственные отношения в соответствие с характером производительных сил, созревших в недрах феодализма.

Буржуазные революции покончили с феодальным строем и утвердили господство капитализма.

 

 

Экономические воззрения эпохи феодализма

 

В экономических взглядах феодальной эпохи нашёл своё отражение господствовавший в то время строй общественных отношений. В феодальном обществе вся умственная жизнь находилась под контролем духовенства и протекала в религиозно–схоластической  форме. Поэтому рассуждения о хозяйственной жизни того времени составляли особые разделы в богословских трактатах.

Экономические и другие воззрения эпохи феодализма в Китае в течение многих веков находились под влиянием учения Конфуция.  Конфуцианство как религиозная идеология возникло ещё в V веке до нашего летосчисления. Социально–экономические воззрения конфуцианства сводятся к освящению единого феодального государства под властью монарха, требуют строгого сохранения сословной феодальной иерархии как в государственном устройстве, так и в семейной жизни. По словам Конфуция, «тёмные люди должны повиноваться аристократам и мудрецам. Неповиновение простолюдина высшему есть начало беспорядка». Конфуций и его последователи, защищая интересы феодальных эксплуататоров, идеализировали наиболее отсталые, консервативные формы хозяйства. Они восхваляли «золотой век» патриархальной старины. Конфуцианство в своём развитии превратилось в официальную идеологию феодальной знати.

Один из идеологов феодализма в средневековой Европе – Фома Аквинский  (XIII век) – пытался обосновать необходимость феодального общества божественным законом. Провозглашая феодальную собственность необходимой и разумной и объявляя крепостных крестьян рабами, Фома Аквинский в противоположность древним рабовладельцам утверждал, что «в своём духе раб свободен» и поэтому господин не имеет права убивать раба. Труд уже не считался недостойным свободного человека. Фома Аквинский рассматривал физический труд как труд чёрный, а умственный – как труд благородный. В таком разделении он видел основание для сословного деления общества. В его взглядах на богатство проявился тот же феодально–сословный подход. Каждый человек должен располагать богатством в соответствии с тем положением, которое он занимает на феодальной иерархической лестнице. С этой точки зрения характерно учение средневековых богословов о так называемой «справедливой» цене. «Справедливая» цена должна отражать количество труда, затраченного на производство товара, и сословное положение производителя.

Средневековые защитники «справедливой» цены нисколько не возражали против купеческой прибыли. Они лишь стремились ввести прибыль в такие рамки, при которых она не угрожала бы хозяйственному существованию других сословий. Они осуждали ростовщичество как занятие низкое и безнравственное. Однако с развитием товарного производства и обмена само духовенство стало принимать участие в ростовщических операциях; вместе с тем отношение церкви к ростовщичеству становилось всё более терпимым.

Классовая борьба угнетённых и эксплуатируемых масс против господствующих классов феодального общества в течение ряда веков развёртывалась в религиозной форме. Требования эксплуатируемых крестьян и подмастерьев часто обосновывались цитатами из библии. Большое распространение имели всевозможные секты. Католическая церковь, инквизиция жестоко преследовали «еретиков», сжигали их на кострах.

С развитием классовой борьбы религиозная форма движения угнетённых масс отступала на задний план и всё отчётливее выступал революционный характер этого движения. Крестьяне требовали ликвидации крепостного рабства, отмены феодальных привилегий, установления равноправия, отмены сословий и т. п.

В ходе крестьянских войн в Англии, Чехии, Германии лозунги восставших принимали всё более радикальный характер. Стремление эксплуатируемых масс деревни и города к равенству выражалось в требовании общности имуществ.  Это было стремление к равенству в области потребления. Хотя требование общности имуществ было неосуществимым, оно имело в ту историческую эпоху революционное значение, так как поднимало массы на борьбу против феодального гнёта.

К исходу феодальной эпохи выступили два выдающихся ранних социалиста–утописта – англичанин Томас Мор,  написавший книгу «Утопия» (XVI век), и итальянец Томазо Кампанелла,  книга которого называется «Город Солнца» (XVII век). Видя растущие неравенство и противоречия современного им общества, эти мыслители в своеобразной форме изложили свои взгляды на причины общественных бедствий: они дали описание идеальных, по их мнению, общественных порядков, при которых эти бедствия будут устранены.

В книгах этих утопистов описывается общественный строй, свободный от частной собственности и всех сопутствующих ей пороков. Каждый в этом обществе занимается как ремесленным, так и сельскохозяйственным трудом. Все жители работают по шесть или даже по четыре часа в день, и плодов их труда вполне достаточно для удовлетворения всех потребностей. Продукты распределяются по потребностям. Воспитание детей является общественным делом.

Произведения Мора и Кампанеллы сыграли прогрессивную роль в ходе развития общественной мысли. Они содержали идеи, значительно опередившие развитие общества того времени. Но Мор и Кампанелла не знали законов общественного развития, их идеи были неосуществимыми, утопическими. В то время нельзя было уничтожить общественное неравенство: уровень производительных сил требовал перехода от феодальной эксплуатации к капиталистической.

Возникновение капитализма относится к XVI веку. К этому же веку относятся первые попытки осмыслить и объяснить ряд явлений капитализма. Так зародилось и развилось в XVI – XVIII веках направление экономической мысли и политики, известное под названием меркантилизма.

Меркантилизм возник в Англии, затем он появился во Франции, Италии и в других странах. Меркантилисты ставили вопрос о богатстве страны, о формах богатства и о путях его роста.

Это было время, когда капитал – в форме торгового и ростовщического капитала – господствовал в сфере торговли и кредита. В области же производства он делал только первые шаги, основывая мануфактуры. После открытия и завоевания Америки в Европу хлынул поток благородных металлов. Золото и серебро затем беспрерывно перераспределялись между отдельными европейскими государствами как посредством войн, так и путём внешней торговли.

В своём понимании природы богатства меркантилисты исходили из по верхностных явлений обращения. Они сосредоточили внимание не на производстве, а на торговле и денежном обращении, в особенности на движении золота и серебра.

В глазах меркантилистов единственным истинным богатством были не общественное производство и его продукты, а деньги – золото и серебро. Меркантилисты требовали от государства активного вмешательства в хозяйственную жизнь, с тем чтобы возможно больше денег притекало в страну и возможно меньше уходило за её пределы. Ранние меркантилисты стремились добиться этого чисто административными‑ мерами запрещения вывоза денег из страны. Более поздние меркантилисты считали необходимым в этих целях расширять внешнюю торговлю. Так, английский представитель меркантилизма Томас Мен  (1571 – 1641) – крупный купец и директор Ост–Индской компании – писал: «Обыкновенное средство к увеличению нашего богатства и наших сокровищ есть иностранная торговля, в которой всегда мы должны держаться того правила, чтобы ежегодно продавать иностранцам своих товаров на большую сумму, чем мы потребляем их товаров».

Меркантилисты выражали интересы нарождающейся в недрах феодализма буржуазии, стремящейся накопить богатство в форме золота и серебра путём развития внешней торговли, колониальных грабежей и торговых войн, порабощения отсталых народов. В связи с развитием капитализма они стали требовать, чтобы государственная власть покровительствовала развитию промышленных предприятий – мануфактур. Были установлены вывозные премии,  которые уплачивались купцам, продающим товары на внешнем рынке. Ещё большее значение вскоре приобрели ввозные пошлины.  С развитием мануфактур, а затем фабрик обложение ввозимых товаров пошлинами становилось наиболее распространённой мерой защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции.

Такая покровительственная политика называется протекционизмом.  Во многих странах она сохранялась долгое время после того, как были преодолены представления меркантилизма.

В Англии  покровительственные пошлины имели большое значение в XVI и XVII веках, когда ей угрожала конкуренция со стороны более развитых мануфактур Нидерландов. С XVIII века Англия прочно завоёвывает промышленное первенство. Другие, менее развитые страны не могли с ней конкурировать. В связи с этим в Англии начинают пробивать себе дорогу идеи свободы торговли.

Иное положение создалось в странах, вступивших на капиталистический путь позже Англии. Так, во Франции  в XVII веке министр Людовика XIV Кольбер, который фактически управлял страной, создал широко разветвлённую систему государственного покровительства мануфактурам. Его система включала высокие ввозные пошлины, запрет вывоза сырья, насаждение ряда новых отраслей, создание компаний для внешней торговли и т. п.

Меркантилизм сыграл прогрессивную для своего времени роль. Протекционистская политика, вдохновляемая идеями меркантилизма, немало способствовала распространению мануфактур. Но во взглядах меркантилистов на богатство отражалась тогдашняя неразвитость капиталистического производства. Дальнейшее развитие капитализма всё ярче обнаруживало несостоятельность представлений меркантильной системы.

В России  в XVII – XVIII веках господствовала феодально–крепостническая система хозяйства. Хозяйство в основе своей было натуральным. В то же время значительное развитие получили торговля и ремесло, образовался национальный рынок, стали возникать мануфактуры. Эти экономические изменения в стране способствовали укреплению абсолютизма в России.

Отражая исторические и экономические особенности страны, представители русской экономической мысли развивали некоторые идеи меркантилизма. Однако в отличие от многих западноевропейских меркантилистов они придавали большое значение не только торговле, но и развитию промышленности и сельского хозяйства.

Экономические воззрения того времени нашли своё выражение в работах и мероприятиях государственного деятеля России XVII века А. Л. Ордын–Нащокина, в экономической политике Петра I, в работах крупнейшего русского экономиста начала XVIII века И. Т. Посошкова.

В своём труде «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.) И. Т. Посошков  изложил обширную программу экономического развития России и дал развёрнутое обоснование этой программы. Посошков доказывал необходимость проведения в России ряда экономических мероприятий, преследующих задачу покровительства развитию отечественной промышленности, торговли, сельского хозяйства, улучшения финансовой системы страны.

В последней трети XVIII века в России наметилась тенденция к разложению феодально–крепостнических отношений, резко усилившаяся в первой четверти XIX века, а позже переросшая в прямой кризис крепостничества.

Зачинатель революционно–демократического направления в общественной мысли России А. Н. Радищев  (1749 – 1802) был выдающимся экономистом своего времени. Решительно выступая против крепостничества, в защиту угнетённого крестьянства, Радищев дал уничтожающую критику крепостнической системы, разоблачал эксплуататорский характер богатства помещиков–крепостников, владельцев мануфактур и торговцев и обосновывал право собственности на землю тех, кто её обрабатывает своим трудом. Радищев был твёрдо убеждён, что самодержавие и крепостничество могут быть ликвидированы только революционным путём. Он разработал прогрессивную для своего времени систему экономических мероприятий, осуществление которых обеспечило бы переход России к буржуазно–демократическому строю.

Декабристы,  выступившие в первой половине XIX века, были революционными деятелями того исторического периода в России, когда назревала необходимость смены феодализма капитализмом. Они направляли остриё своей критики против крепостничества. Выступая горячими поборниками развития производительных сил России, они считали важнейшим условием этого развития отмену крепостного права, освобождение крестьян. Декабристы не только выдвинули лозунг борьбы с крепостным правом и самодержавием, но и организовали вооружённое восстание против абсолютистской монархии. П. И. Пестель  (1793 – 1826) разработал оригинальный проект решения аграрного вопроса в России. В составленном Пестелем своего рода проекте конституции, названном им «Русской Правдой», предусматривалось безотлагательное и полное освобождение крестьян от крепостной зависимости, а также экономические мероприятия, направленные к защите интересов крестьян и в дальнейшем. В этих целях Пестель считал необходимым создать особый общественный земельный фонд, из которого каждый крестьянин мог бы получать бесплатно в своё пользование землю, необходимую для его существования. Этот фонд должен быть образован за счёт части земель помещиков и казны, причём у наиболее крупных помещиков часть их земли должна быть отчуждена безвозмездно. Декабристы, как революционеры, вышедшие из среды дворянства, были далеки от народа, но их идеи борьбы против крепостничества содействовали росту революционного движения в России.

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистического уклада складывалась идеология буржуазии, поднимавшейся к своему господству. Эта идеология была направлена против феодального строя и против религии как идеологического орудия феодалов. В силу этого мировоззрение боровшейся за власть буржуазии в ряде стран носило прогрессивный характер. Её наиболее видные представители – экономисты и философы – подвергли решительной критике все устои феодального общества: экономические, политические, религиозные, философские и моральные. Они сыграли крупную роль в идеологическом подготовлении буржуазной революции, оказав прогрессивное влияние на развитие науки и искусства.

 

 

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. Феодализм возник на почве распада рабовладельческого общества и разложения сельской общины племён, завоевавших рабовладельческие государства. В тех странах, где рабовладельческого строя не было, феодализм возник на почве разложения первобытно–общинного строя. Родовая знать и военачальники племён захватили в свои руки большое количество земель и раздавали их своим приближённым. Произошло постепенное закрепощение крестьян.

2. Основой производственных отношений феодального общества являлась собственность феодала на землю и неполная собственность на работника производства  – крепостного крестьянина. Наряду с феодальной собственностью существовала, единоличная собственность крестьянина и ремесленника, основанная на личном труде. Труд крепостных крестьян был основой существования феодального общества. Крепостническая эксплуатация выражалась в том, что крестьяне вынуждены были отбывать в пользу феодала барщину или платить ему натуральный и денежный оброк. Крепостная зависимость по своей тяжести для крестьянина часто немногим отличалась от рабства. Однако крепостной строй открывал некоторые возможности развития производительных сил, так как крестьянин известную часть времени мог работать в собственном хозяйстве и имел некоторую заинтересованность в труде.

3. Главные черты основного экономического закона феодализма состоят примерно в следующем: присвоение феодалами для своего паразитического потребления прибавочного продукта путём эксплуатации зависимых крестьян на основе собственности феодала на землю и неполной собственности его на работников производства  – крепостных.

4. Феодальное общество, особенно в период раннего средневековья, было раздроблено на мелкие княжества и государства. Господствующими сословиями феодального общества были дворянство и духовенство. Крестьянское сословие не имело политических прав. На протяжении всей истории феодального общества происходила классовая борьба между крестьянами и феодалами. Феодальное государство, выражая интересы дворянства и духовенства, являлось активной силой, помогавшей им укреплять за собой право феодальной собственности на землю и усиливать эксплуатацию бесправных и угнетённых крестьян.

5. В эпоху феодализма преобладающую роль играло земледелие, причём хозяйство носило в основном натуральный характер. С развитием общественного разделения труда и обмена оживлялись старые города, сохранившиеся после падения рабовладельческого строя, и возникали новые города. Города были центрами ремесла и торговли. Ремесло было организовано в цехи, которые стремились не допускать конкуренции. Торговцы объединились в купеческие гильдии.        

6. Развитие товарного производства, разлагая натуральное хозяйство, приводило к дифференциации крестьян и ремесленников. Торговый капитал ускорял разложение ремесла и содействовал возникновению капиталистических предприятий  – мануфактур. Феодальные ограничения и раздроблённость тормозили рост товарного производства. В ходе дальнейшего развития образовался национальный рынок. Возникло централизованное феодальное государство в виде абсолютистских монархий.

7. Первоначальное накопление капитала подготовило условия для возникновения капитализма. Огромные массы мелких производителей  – крестьян и ремесленников  – лишались средств производства. Большие денежные богатства, сосредоточенные в руках крупных земельных собственников, купцов, ростовщиков, были созданы путём насильственного обезземеливания крестьянства, колониальной торговли, налогов, торговли рабами. Так ускорялось образование основных классов капиталистического общества: наёмных рабочих и капиталистов. В недрах феодального общества выросли и созрели более или менее готовые формы капиталистического уклада.

8. Производственные отношения феодализма, низкая производительность подневольного труда крепостных крестьян, цеховые ограниче.ния препятствовали дальнейшему развитию производительных сил. Восстания крепостных крестьян расшатали феодальный строй и привели к ликвидации крепостного права. Во главе борьбы за свержение феодализма встала буржуазия. Она использовала революционную борьбу крестьян против феодалов, чтобы захватить власть в свои руки. Буржуазные революции покончили с феодальным строем и утвердили господство капитализма, открыли простор для развития производительных сил.        



[1] В. И. Ленин,  Развитие капитализма в России, Сочинения, т. 3, стр. 159.

 

[2] К. Маркс,  Капитал, т. III, 1953, стр. 815.

 

[3] В. И. Ленин,  О государстве, Сочинения, т. 29, стр. 445.

 

[4] Слово «мануфактура» буквально означает ручной труд.

 

[5] В. И. Ленин,  Аграрная программа социал–демократии в первой русской резолюции 1905 – 1907 годов, Сочинения, т. 13, стр. 250.

 

[6] К. Маркс,  Капитал, т. I, 1953, стр. 764.