Из протокола № 51 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) об утверждении директивы всем секретарям областных и краевых парторганизаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД. 2 июля 1937 г.
№ 188
94. Об антисоветских элементах.
Послать секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий следующую телеграмму:
«Замечено, что большая часть бывших кулаков и уголовников, высланных одно время из разных областей в северные и сибирские районы, а потом по истечении срока высылки, вернувшихся в свои области, — являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых отраслях промышленности.
ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки58, а остальные менее активные, но все же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД.
ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке».
Секретарь ЦК И. Сталин.
58 Тройки создавались на различных этапах деятельности органов ВЧК — ОГПУ — НКВД. Первоначально в наиболее критических ситуациях гражданской войны, связанных с обострением обстановки в стране или в каком-либо регионе, охваченном восстаниями и бандизмом. В других случаях тройки создавались для проведения кампаний карательной политики в отношении отдельных «социально-чуждых» слоев населения, в частности, бывших белых офицеров, мятежного казачества, «бандитско-повстанческих элементов», кулаков и др. Тройки руководили также депортацией различных категорий населения с места жительства в ссыльные районы по социальному или национальному признаку. В соответствии со своим назначением тройки наделялись внесудебными функциями, осуществляя самые различные меры репрессий вплоть до расстрела.
Термин «тройки» появился после переезда ВЧК в Москву 18 марта 1918 г. Тройка в составе Ф.Э.Дзержинского, В. А.Александровича и Я.Х.Петерса была создана для принятия решительных карательных мер, вплоть до расстрела в отношении «бандитствующих и прочих уголовных элементов из числа анархистов». При решении вопроса о мере наказания в названной тройке между большевиками и левыми эсерами возникали постоянные разногласия. 15 июня 1918 г. было принято решение: «Составить тройку из представителей партии коммунистов (большевиков) и левых эсеров, которые и уполномочиваются решать вопросы о расстреле. Избраны в тройку: Дзержинский, Лацис и Александрович. Расстрелы применяются ко всем, кто замешан в заговоре против Советской власти и республики, если это будет доказано. Приговоры тройки должны быть единогласны» (см.: Отчет ВЧК за 4 года ее деятельности. Организационная часть. М., 1921. С. 19).
Внесудебные функции ВЧК —ОГПУ— НКВД регламентировались нормативными актами высших органов власти. Так, постановлением ВЦИК от 6 октября 1922 г. в целях искоренения «всякого рода бандитских налетов и вооруженных ограблений» ГПУ было предоставлено право внесудебной расправы, вплоть до расстрела, в отношении всех лиц, взятых с поличным на месте преступления. 28 марта 1924 г. ЦИК СССР утвердил «Положение о правах ОГПУ в части административных высылок, ссылок и заключения в концентрационный лагерь», согласно которому вынесение постановлений об этих мерах наказания возлагалось на Особое совещание при ОГПУ в составе трех членов Коллегии ОГПУ с обязательным участием прокурорского надзора.
9 июня 1927 г. Президиум ЦИК предоставил ОГПУ право рассмотрения во внесудебном порядке дел на белогвардейцев, шпионов и бандитов, вплоть до вынесения приговоров о расстреле. Одновременно вновь расширялись права ОГПУ в области борьбы с бандитизмом. Районы действий банд объявлялись на особом положении, где могли создаваться тройки для рассмотрения дел на бандитов (см.: ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 152. Л. 12).
На судебных заседаниях Коллегии ОГПУ или Особого совещания ОГПУ слушались законченные следствием дела, предварительно рассмотренные на заседаниях троек, образованных в центральном аппарате с циркулярами ОГПУ от 29 октября 1929 г. и от 8 апреля 1931 г. В состав троек входили начальники оперативных управлений — отделов ОГПУ. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 3 февраля 1930 г. на время проведения кампании «по ликвидации кулачества как класса» ОГПУ передавало функции внесудебного рассмотрения дел своим полномочным представителям в краях и областях с привлечением представителей краевых и областных исполкомов и органов прокуратуры. Согласно приказа от 2 февраля 1930 г. в состав троек включались представители крайкомов и обкомов ВКП(б). 10 июля 1934 г. ОГПУ вошло в состав Наркомата внутренних дел СССР на правах управления. Особое совещание стало действовать при наркоме внутренних дел. 27 мая 1935 г. приказом НКВД СССР в НКВД —УНКВД республик, краев и областей были организованы тройки НКВД, на которые распространялись права Особого совещания (вынесение приговоров о заключении в лагеря и тюрьмы до 5 лет, ссылке и высылке «уголовного деклассированного элемента»), В состав тройки входили: председатель — начальник УНКВД или его заместитель, члены — начальник Управления милиции и начальник отдела, чье дело рассматривалось на тройке. Участие прокурора было обязательным.
По приказу НКВД СССР № 00447 от 30 июля 1937 г. особые тройки, призванные «навсегда покончить» с подрывной работой «против основ государства», создавались во всех республиках, краях и областях. Они имели право, «в зависимости от характера материалов и степени социальной опасности арестованного» приговаривать к расстрелу или ссылке в лагеря. На основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г. «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» приказом НКВД СССР от 26 ноября 1938 г. тройки были упразднены. Накануне и в годы Великой Отечественной войны тройки создавались для осуществления различных депортаций населения (прим. В. К. Виноградова).