Молотов, Каганович, Ворошилов, Орджоникидзе — Сталину 26 июня 1932 г.
Шифром.
Совершенно секретно.
Копия.
Сочи. Сталину.
Залеский в Женеве сообщил на днях Литвинову, что Титулеску готов возобновить переговоры о советско-румынском пакте. Одновременно Залеский вручил согласованный уже им с Титулеску проект пакта. В этом проекте, в отличие от берлинских формулировок Залеского, нет оговорки о том, что спорные между СССР и Румынией вопросы1 не задеваются настоящим пактом.
Литвинов обещал обсудить предложение Залеского и дать ответ, но тут же заметил от себя, что несогласие Румынии упомянуть о наличии спорных вопросов помешает заключению пакта и что Польше в таком случае придется подписывать пакт без Румынии.
Залеский промолчал, не заявил о неприемлемости для него такой перспективы.
По ряду имеющихся информации Польша готова ратифицировать пакт одновременно с прибалтами без Румынии.
Полагаем, что формулировка Залеского — Титулеску неприемлема и что в вопросе о Бессарабии надо остаться на прежней позиции.
Сообщите Ваше мнение2.
Молотов, Каганович, Ворошилов, Орджоникидзе.
26/VI-32 г.
_____________________
1 Имеется в виду бессарабский вопрос.
2 В тот же день Сталин ответил согласием (РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 77. Л. 101). 28 июня ПБ утвердило телеграмму М.МЛитвинова, в которой отвергался румынский проект пакта о ненападении, но принималось предложение о возобновлении переговоров с Румынией. При этом ставилась задача избежать в связи с позицией Румынии отсрочки подписания аналогичного пакта с Польшей (Там же. Ф. 17. Оп. 162. Д. 13. Л. 3, 9; ДВП. Т. XV. С. 392). Договор о ненападении между СССР и Польшей был подписан 25 июля 1932 г.