Справка начальника УНКВД Западно-Сибирского края С.Н.Миронова в крайком ВКП(б) «По делу эсеровско-монархического заговора в Западной Сибири». 17 июня 1937 г.
№ 142
Справка начальника УНКВД Западно-Сибирского края С.Н.Миронова в крайком ВКП(б) «По делу эсеровско-монархического заговора в Западной Сибири*39
УГБ УНКВД на территории Западно-Сибирского края вскрыта кадетско-монархическая и эсеровская организации, которые по заданиям японской разведки и «Российского Обще-Воинского Союза» готовили вооруженный переворот и захват власти. Кадетско-монархическая организация, именовавшая себя «Союз Спасения России», была создана бывшими князьями — Волконским и Долгоруковым, бывшими белыми генералами — Михайловым, Эскиным, Шереметьевым и Ефановым, по заданиям активных деятелей РОВСа за рубежом — Оболенского, Голицина и Авралова. Контрреволюционная организация создала крупные филиалы в городах: Новосибирске, Томске, Бийске и На-рыме, куда вошло белое офицерство и кадетско-монархические элементы из числа бывших людей и реакционной части профессуры и научных работников.
Контрреволюционная организация руководствовалась указаниями Харбинского и Пражского филиалов РОВСа и официальными японскими представительствами в СССР. Связь с зарубежом контрреволюционная организация осуществляла путем нелегальных переходов границы.
Эсеровская организация возглавлялась так называемым «Сиббюро ПСР», в составе — Петелина, Осипова, Занозина, Евстигнеева и Горох. По заданиям «Центрального бюро ПСР» и японской разведки, организация широко развернула вербовочную работу и создала целый ряд террористических и шпионско-диверсионных формирований — в Новосибирском, Томском, Барнаульском, Тогучинском, Ояшинском и других районах. Эсеровская организация, также как и организация «Союз Спасения России», готовила повстанческие кадры для вооруженной борьбы с Советской властью. На этой основе в 1935 г. между «Сиббюро ПСР» и штабом «Союза Спасения России» был заключен блок. Руководство всей боевой и повстанческой работой эсеров, по договоренности с Петелиным, взял на себя Эскин.
Базой для формирования повстанческих кадров штаба «Союза Спасения России» и «Сиббюро ПСР» являлись кулаки-спецпереселенцы, размещенные в Нарымском округе и городах Кузбасса. Командные кадры для руководства повстанческими формированиями вербовались из числа белого офицерства. Если учесть, что на территории Нарымского округа и Кузбасса расселено 208 400 чел. высланного кулачества и находится в административной ссылке 5350 чел. бывших белых офицеров, активных бандитов и карателей, станет ясным на какой широкой базе была построена повстанческая работа.
Повстанческие формирования создавались по принципу войсковых подразделений (дивизии, полки, батальоны). Показаниями капитана Эскина, Долгорукова и бывшего штабс-капитана Пироцкого, уже вскрыты 26 таких войсковых подразделений, сформированных ими в районах Нарымского округа и в Кузбассе. Штабом был разработан план восстания, приуроченного к началу войны и на все эти повстанческие формирования был назначен командный состав из числа участников — бывших белых офицеров. Вооружение повстанческих формирований штаб намечал произвести путем захвата артскладов СибВО. Обвиняемый по настоящему делу, бывший начальник отдела военных сообщений штаба СибВО, старый японский агент, активный участник эсеровской организации — Берзин, показал о принятых им мероприятиях и плане захвата артскладов СибВО.
По делу «Союза Спасения России» и «Сиббюро ПСР» арестовано 382 чел. Выявлено агентурно-следственным путем 1317 чел. участников организации.
Начальник УНКВД Западно-Сибирского края Миронов.
39 В документах карательных органов 1937 г. данный «заговор» обозначался вначале как «эсеро-монархический», затем как «эсеро-ровсовский» или «ровсовский». По надуманной версии его «ядро» составляли две организации — «Сиббюро ПСР» и «Союз спасения России». «Сиббюро ПСР» — несуществующая организация, материалы о которой, согласно определению Военного Трибунала СибВО от 15 июля 1958 г., «были сфальсифицированы бывшими работниками органов НКВД вследствие чего были необоснованно арестованы и репрессированы многие ни в чем не повинные граждане» (Архив Управления ФСБ по Новосибирской области. ДП-3767. Л. 111). Первые аресты по указанному «делу» карательные органы произвели в октябре—ноябре 1936 г., арестовав ряд бывших в прошлом известных деятелей ПСР И.Х.Петелина, И.Л .Гороха, В.С.Осипова-Занозина и др. Практически все они еще в начале 1920-х годов отошли от активной партийной деятельности и являлись одними из инициаторов проведения легального съезда бывших членов ПСР (1923), признавших советскую власть. И.Х.Петелин и др. обвинялись в том, что по заданию «Всесоюзного объединенного бюро ПСР в течение 1932 — 1934 гг. создали «Сиббюро ПСР» и руководили через него «сетью антисоветских эсеровских организаций», занимаясь «шпионажем и диверсиями». В результате длительной «обработки» арестованные (за исключением И.Л.Гороха) дали «требуемые» признательные показания, согласно которым «Сиббюро ПСР» уже с середины 1935 г. установило через немецкое и японское консульства в Новосибирске связь с разведками этих стран.
Центром другой мифической «контрреволюционной монархической организации «Союз спасения России»» сибирские чекисты объявили г. Томск, а его организаторами бывших князей А.В,Волконского, М.М.Долгорукова и бывших белых генералов В.С.Михайлова, Н.А.Эскина и др. По сценарию данная организация объединяла бывшее офицерство и кадетско-монархические группы. Считалось, что сама организация была создана в 1934 г. по заданию эмигрантского «Российского общевоенного союза», имела повстанческий характер. Позднее «кадетско-монархическая повстанческая организация совместно с «Сиббюро ПСР» приступила к формированию отрядов прежде всего в районах дислокации спецпереселенцев». (Из истории земли Томской. Год 1937... Томск, 1998. С. 135 — 136, 147). За принадлежность к мифическому «эсеро-монархическому заговору» весной —летом 1937 г. на территории Западной Сибири были произведены массовые аресты, затронувшие не только «руководителей» несуществовавших организаций, но и практически всех сколько-нибудь известных политических ссыльных, находившихся в городах и селах региона, прежде всего социалистов-революционеров. Подверглись аресту и затем расстрелу все бывшие в разные годы члены ЦК ПСР: Е.А.Иванова-Иранова, М.С.Цетлин, Г.Д.Каценеленбоген, В.Л.Утгоф (не дожидаясь ареста осенью 1936 г. покончил с собой Д.Д.Донской). За принадлежность к «Союзу спасения России» был арестован и расстрелян отбывавший ссылку Томске известный поэт Н.А.Клюев, та же участь постигла известного ученого-почвоведа, бывшего активного деятеля ПСР Р.С.Ильина. Что касается крестьян-спецпереселенцев, то они были объявлены повстанческой «низовкой» РОВС, среди них летом—осенью 1937 г. прошли массовые аресты. В спецпоселках Западной Сибири в 1936 г. подверглось осуждению 720 чел., в 1937 — 2 105, в 1938 г. — 1 671 чел. (ГАРФ. Ф. Р-9479. Оп. 1, Д. 89. Л. 212 — 213). Не менее половины из них были осуждены тройками УНКВД за «принадлежность» к «эсеро-ровсовскому заговору» (прим. С.А. Красильникова).