Приказ НКО СССР о результатах общевойсковых маневров Киевского военного округа. 22 сентября 1935 г.
№ 0182
22 сентября 1935 г.
С 12 по 17 сентября сг. в районе гор. Киева были проведены общевойсковые маневры.
В маневрах принимали участие: на красной стороне: 8 ск в составе: 100 сд: 299 и 300 сп и 296 сп; управление 46 сд с 137 сп и 5-й Турк-полк; 9-я кавдив.; 45-й мехкорпус; 2-й мехполк 2-я кавдив.; Киевская пехотная школа; школа имени С.С. Каменева; 8 рэ, 256 шб, 5 и 109 иэ.
На синей стороне: 17 ск в составе: 24 сд: 70 и 72 сп и 288 сп; 44 сд: 130 и 131 сп. и 7-й Кавказский полк; авиадесантная дивизия: 43 сп, 90 сп и парашютный полк т. Индзера; 2-й конный корпус в составе 3 и 5 кд и 57 и 59-го кавполков; 4 тб Т-28, 8 тб Т-26, 14 тб Б-Т (из состава 134-й мехбригады), 137 ап РГК, свободный тяжелый артполк; 202-й зенитный дивизион; 206 лбб.; управление 451 аб; 15 и 18 тб; 3 АБОН; 12-й химбатальон и 45-й саперный батальон.
Для маневров были поставлены следующие задачи:
1. Прорыв укрепленной оборонительной, полосы стрелковым корпусом, усиленным танковыми батальонами и артиллерией РГК.
2. Развитие успеха прорыва конным корпусом.
3. Применение крупного авиадесанта в оперативном взаимодействии с группой прорыва.
4. Маневр механизированного корпуса совместно с кавдивизией с задачей окружения и уничтожения прорвавшейся группы.
На маневрах отработаны следующие основные темы:
оборона стрелковой дивизии;
прорыв оборонительной полосы;
пропуск конного корпуса в прорыв и последующее его окружение;
высадка крупного авиадесанта и борьба с ним;
оборона и форсирование речного рубежа;
маневр мотомехвойск и конницы с задачей окружения и уничтожения противника.
Маневры носили учебно-опытный характер, при этом ответственные эпизоды предварительно были проработаны с начсоставом и основательно проиграны с посредниками. Этот метод подготовки обеспечил полностью выполнение поставленных сложных учебных целей.
Проведенные маневры показывают, по сравнению с маневрами 1934 г., значительный рост боевой подготовки войск КВО:
Стрелковые войска. Тактическая подготовка пехоты хорошая. Достигнуто твердое и четкое управление движением боевых порядков и огнем, особенно пулеметных подразделений. Пехота в целом продемонстрировала хорошую маршевую втянутость: делала отличные броски к полю боя, показала высокие темпы наступления и умение упорно обороняться. В этом отношении 135-я стр. пул. бригада и части авиадесанта заслуживают быть особенно отмеченными. Отмечаю хорошие успехи по оборудованию накоротке полевых оборонительных сооружений для пехоты, пулеметов и орудий и их удачную, часто превосходную маскировку. Особенно это относится к 100-й и 2-й Туркест. дивизиям.
Конница. Имеет значительные успехи в выполнении главнейших задач, поставленных мною в приказах № 0101 и 0102.
Повысилась гибкость и непрерывность управления и взаимодействия с другими родами войск и своими техническими средствами в подвижных формах боя и быстро меняющейся обстановке. Бой проводился с большим напряжением, высокой маневренностью, умением применяться к местности и выявил хорошую тактическую подготовку и натренированность кавалеристов, а также хорошую втянутость конского состава. Заметна полная сработанность со своими мотомеханизированными полками, органически уже с нею спаянными. Конница умело выполняла марши как днем, так и в ночных условиях; дисциплина марша стояла на высоком уровне.
Мотомеханизированные войска. Выросла по сравнению с прошлым годом техническая, маршевая и тактическая подготовка механизированных частей. Из 1040 боевых машин, принимавших участие в маневрах, не было ни одного серьезного аварийного случая до конца маневров. Отдельные танковые части (24-й танковый батальон, 3-й и 5-й мехполки) прошли за время маневров в общей сложности от 600 до 650 км. Мехкорпус в целом и отдельные мехбригады при движении в боевой обстановке днем давали в среднем скорости до 20 км в час, сохраняя маршевую дисциплину и безотказность управления. Безотказным и умелым было управление мехчастями и соединениями в бою. 45-й мехкорпус продемонстрировал не только хорошую техническую слаженность и организованность, но также и свою мощную убойную силу. Механизированные полки конницы и танковые батальоны стрелковых дивизий хорошо сработались и умело взаимодействовали с конницей и пехотой, являясь для последних мощным средством усиления.
Авиация. На протяжении всех маневров и во всех видах столкновений части авиации работали очень хорошо.
Легкобомбардировочная авиация помимо хорошего выполнения своих основных задач, что было показано 14 сентября, обучена и штурмовым действиям. Истребительная авиация обучена действиям по наземным и живым целям. Штурмовая авиация умело выбирала боевые курсы и маскировано подходила к целям атаки. В большинстве случаев атаки авиацией наземных целей были своевременны и часто внезапны и увязаны с действиями наземных войск. Действия авиации ночью при атаке второго конного корпуса в ночь с 12 на 13 сентября были удачны и нанесли чувствительный урон кавчастям корпуса. Авиация, несмотря на максимальные напряжения в своей работе, действуя, как правило, с боевых высот и невзирая на то, что в маневрах участвовало свыше 500 самолетов, налетавших в общей сложности днем и ночью 5560 часов, сумела добиться безаварийности. Необходимо отметить хорошую работу самолетов связи.
Авиадесант (в составе 2953 бойцов, в том числе парашютный полк т. Индзера 1188 парашютистов) как с организационной, так и технической стороны — выполнен отлично. Тактические действия авиадесанта по темпу движения, маневренности и взаимодействию высаженных частей между собой и со своей авиацией соответствовали поставленным задачам и выполнены отлично. Исключительно хорошей, организованной и четкой была работа авиации, производившей высадку десанта: 15-я тяж. авиабригада (комбриг т. Житов), 18-я тяж. (комбриг т. Черний) и 3-я авиабригада особого назначения (комбриг т. Коханский). Личный состав этих частей работал безукоризненно.
Артиллерия всех назначений действовала хорошо. Артиллерия в полном взаимодействии с пехотой, конницей и мехчастями обеспечивала их своим огнем на марше, в наступлении и обороне. Корректировочная авиация, артразведка и взводы связи обеспечивали бесперебойную работу артиллерии.
Остальные рода войск: инженерные, химические войска общевойсковыми начальниками использовались правильно, и сами войска умело действовали на всех этапах маневров. Не в пример учениям прошлых лет и даже 1934 г., хорошо действовала связь как нейтральная, так и маневрирующих войск. Особенно заметные успехи достигнуты в использовании и работе радиосвязи, что является наиболее ценным достижением КВО.
Работа посреднического аппарата, по сравнению с 1934 г., резко улучшилась, что отношу как к общему росту подготовки командного состава за истекший год, умело и хорошо продуманной, предварительной отработке с посредниками задач.
Посредники проявили много энергии и инициативы в деле выполнения поставленных учебных целей. Посреднический аппарат своей работой умело воспитывал и учил войска правильным боевым действиям на протяжении всего хода учений, отличавшихся большой сложностью боевых положении и высокой маневренностью.
Хорошо тактически правильно применялась имитация огня.
Отдельными недочетами явились:
1) В ряде случаев продолжает иметь место слабость организации разведки. Постановка задач на разведку не всегда была четкой и конкретной. Недостаточно отработана служба боевой разведки, требующая от командиров и бойцов в современном бою особой сноровки и смелости, быстроты ориентирования и информации своих начальников. В наступающем учебном году нужно обратить особое внимание на обучение и тренировку в боевой разведке.
2) Разведывательные передовые части мотомехвойск иногда развертывали свои боевые порядки перед незначительными частями противника, чем преждевременно себя обнаруживали, а иногда открывали огонь всеми своими огневыми средствами после того, как по ним был открыт огонь артиллерии, не учитывая того, что противник нередко находился в этот период на расстоянии 2—3 км.
3) Противотанковый ров — перед передним краем обороны 100 сд своей конфигурацией на отдельных участках мешал огневой защите переднего края (закрывал обзор и обстрел со стороны обороняющегося), позволяя противнику безнаказанно подходить вплотную к проволочным заграждениям и уничтожать их.
4) Не все скрывающиеся пулеметы (вообще отлично замаскированные) понимали свое назначение в обороне и в некоторых случаях открывали огонь по разведке противника, чем преждевременно обнаруживали себя. Основная задача скрывающихся пулеметов в обороне — внезапно открывать огонь в момент атаки главными силами наступающего оборонительной полосы.
5) Отсутствие на отдельных участках «огневых секретов» для защиты проволочных заграждений в ночное время позволяло наступающим подходить к проволоке вплотную и безнаказанно делать в ней проходы.
6) Переправа танков через р. Ирпень на участке 131 сп была плохо организована, благодаря чему переправившаяся пехота не была своевременно поддержана танками. Вообще переправа этого полка и особенно маскировка была организована неудачно, в результате чего в действительном бою полк должен был бы понести тяжелые потери от авиации, пулеметов и особенно от артиллерии противника.
7) В ряде случаев при отходе противника станковые пулеметы наступающего вместо того, чтобы двигаться перекатами с первыми эшелонами и своим огнем с рубежей не давать отступающему противнику зацепиться за местность, отставали и применяли стрельбу через головы своих войск в условиях, исключающих возможность ведения такого вида огня.
8) В некоторых эпизодах недостаточно было применения к местности боевых порядков пехоты при наступлении. Имело место скопление значительных пехотных групп, хорошо наблюдаемых обороняющимися за 1,5—2 км. Неполностью отработана еще тактика применения дымов, между тем неправильная постановка дымовых завес не маскирует, а демаскирует части.
9) Действия «выпадовых отрядов» (кстати, нужно придумать другое название) считаю целесообразными, однако необходимо основательно проработать тактику этих отрядов в ночных условиях. То, что я наблюдал ночью 12.9, носило на себе еще следы неполного освоения действий наскоро сколоченных отрядов, не умеющих сочетать своего огня и движения, не умеющих действовать внезапно.
10) В отдельных столкновениях боевые порядки конницы все еще были скучены, даже при атаке нерасстроенной пехоты.
11) В частях конницы не отработана с достаточной четкостью служба ВНОС, что приводило к запаздыванию оповещения о воздушной опасности. Расчленение конницы при появлении авиации, как правило, применялось, но приемы расчленения (поэскадронно) не обеспечивают в достаточной мере кавалерийские части от поражения с воздуха.
12) Отмечаю плохую переправу конницы вброд через р. Ирпень, результатом чего были случаи падения лошадей в воду и угроза калечения и гибели их. Этим вопросам на будущее время должно быть уделено серьезное внимание.
13) Отмечаю отсутствие единого метода обучения верховой езде артиллерийского начсостава (за исключением, разумеется, конной артиллерии). На Киевском параде громадное количество артначаль-ников и рядового состава, помимо разнообразия посадки, просто не умело держаться в седле. Командующему войсками КВО т. Якиру, инспектору кавалерии РККА т. Буденному и инспектору артиллерии РККА т. Роговскому к концу 1935 г. ликвидировать недочеты строевой и конной подготовки артиллерии.
14) Ставлю Инспекции кавалерии, командующим войсками и кавалерийским начальникам как важнейшие задачи нового учебного года — добиться возможно меньшей скученности и густоты боевых порядков конницы, отработать (используя опыт авиационных начальников) более действенные приемы расчленения при воздушной опасности и обеспечить бесперебойную службу ВНОС.
15) Авиационные штабы не имеют достаточной тренировки в быстрой обработке добытых разведывательных данных и своевременном доставлении их войсковым штабам.
16) Мало уделяется внимания вопросам маскировки аэродромов и их ПВО.
Указанные выше отдельные недочеты не умаляют общей отличной оценки больших в целом успехов в боевой подготовке войск КВО за истекший год.
Маневры КВО текущего года носили характер действительно современной операции, боя, строящихся на принципе большой маневренности, неизбежной при массовом применении таких подвижных средств, как авиация, мотомехчасти, конница и авиадесанты.
Боевая обстановка этих маневров ставила все роды войск в самое сложное положение, требовавшее от них не только стойкости, дисциплины, инициативы и большой выносливости, но и наличия твердого, организованного и бесперебойного управления войсками.
Войска, командиры и штабы, участвовавшие на маневрах, показали, что они достигли уже в главном уровня подготовки, требуемого современным боем и операцией.
Боевая работа отдельных родов войск и их взаимодействие, в частности взаимодействие авиации, мотомехвойск и конницы, осуществлялись успешно благодаря хорошо организованному управлению и безотказной работе всех видов связи.
Положения о новых формах боя, изложенные в Инструкции по глубокому бою, на этих маневрах основательно бьши проработаны и в основном себя оправдали.
Как отдельный важнейший вывод маневров нужно подчеркнуть большой успех действительно массового авиадесанта, доказывающий полную возможность применения этого нового боевого средства для решения серьезных тактических и оперативных задач в будущей войне.
Парад войск, участвовавших на маневрах, был четко организован, показал хорошую слаженность и строевую подготовку пехоты, конницы, авиации, мотомехвойск, артиллерии (за исключением верховой езды артиллеристов), войск связи и понтонных частей. Парад прошел в целом отлично.
Политико-моральное состояние бойцов и начальствующего состава на протяжении всех маневров было очень высокое.
Войска и начсостав вкладывали всю свою волю, инициативу и знания для наилучшего выполнения поставленных перед ними задач. Была проявлена выдающаяся выносливость и неизменно сохранялась бодрость при самой напряженной работе.
Общая подтянутость и воинская дисциплина были также на высоком уровне.
Весьма существенным фактором успеха маневров явилась исключительная забота и любовь к Красной армии, проявленные пролетариями, колхозниками и всеми трудящимися Киевщины, а также большая помощь и внимание делу боевой подготовки войск со стороны Центрального Комитета КП(б)У и правительства УССР.
* * *
В настоящем приказе указываю только общую оценку войск и организации маневров и некоторые мои выводы по ходу боевых действий.
Начальнику Генерального штаба РККА и начальнику ПУ РККА организовать, с привлечением штаба и политуправления Киевского военного округа, составление к 15 октября с.г. подробного описания и критического анализа работ войск, аппарата руководства и посредников на маневрах КВО с целью наиболее полного изучения и использования опыта маневров начальствующим составом всей армии.
Киевские маневры текущего года, проведенные в большом масштабе, явились фокусом, наиболее полно сосредоточившим сумму вопросов боевой подготовки, над которыми работает в настоящее время Красная армия.
Помимо этих больших маневров КВО осенью текущего года были проведены крупные учения и в других округах, опыт которых также должен стать достоянием всей армии.
Начальнику Генерального штаба РККА и начальнику ПУ РККА обеспечить, с привлечением необходимых командиров из войск, составление к 15 ноября с.г. критического обзора учений, проведенных во всех округах, и краткого описания наиболее интересных из этих учений.
Народный комиссар обороны СССР К. Ворошилов