4. Из объяснительной записки треста «Караганда» к контрольным цифрам на 1932 г. [Начало 1932 г.]
Из объяснительной записки треста «Караганда»[1] к контрольным цифрам на 1932 г.
Начало 1932 г.[2]
... Временная центральная электростанция в «Караганде» должна быть оборудована тремя агрегатами. Первый из них мощностью 3100 кВт находится в настоящее время на площадке станции. Второй в 5000 кВт демонтируется в Донбассе, на Штеровке. Наконец, последний мощностью 6000 кВт работает на Днепрострое и будет демонтирован после ввода в эксплуатацию Днепровской гидроэлектростанции[3].
... Электрооборудование станция должна получить из общесоюзных запасов за счет фондов, как отпущенных самой станцией, так и снятых с других учреждений.
Установку агрегата в 3100 кВт предполагается закончить к концу второго квартала 1932 г., но лишь при условии своевременного получения недостающих частей оборудования.
Кроме того, трест оборудует еще одну небольшую электростанцию мощностью 180 кВт.
Таким образом, трест, вступив в 1932 г. с весьма ничтожным количеством электроэнергии, не получит существенного подкрепления электроэнергоресурсов вплоть до конца первой половины 1932 г.
Рассчитывать на достаточное количество энергии во втором полугодии также можно лишь в том случае, если демонтаж и передача оборудования со Штеровской и Днепровской станций будут произведены своевременно.
Следует также со всей отчетливостью поставить вопрос о точном выполнении Казэнергостроем сроков постройки районной электростанции мощностью 72 тыс. кВт[4]. Только при форсировании постройки этой станции возможно будет выдержать намеченные темпы развития промышленности и строительства «Караганды», в системе пятилетнего плана.
Из вышесказанного следует, что в 1932 г. эксплуатация шахт Караганды не может надеяться на обеспечение в достаточном количестве электроэнергией и поэтому оборудование всех шахт должно вестись с расчетом на начальн[ую мощность].
К началу 1932 г. общая мощность всех первичных двигателей не превышала 340 кВт. Чтобы не терять темпы прохождения шахт и своевременно подготовить их к работе, установка паровых котлов и двигателей должна вестись особо усиленными темпами. Определить более или менее точно количество паровой энергии, которой будет располагать трест к концу 1932 г., невозможно, ибо при установке оборудования приходится руководствоваться не действительными потребностями шахт, а ставить те агрегаты, которые удается достать. При этом оборудование почти без исключения является старым и крайне изношенным. Тем не менее это оборудование останется основным для разведочных шахт, являясь временным для шахт эксплуатационных, подлежащих в будущем к переводу на обслуживание электроэнергией.
Разумеется, что установка временного парового оборудования значительно удорожит капитальные затраты строительства.
Наличие большого количества маломощных паровых котлов, разбросанных по производственным единицам, будет особенно резко сказываться отрицательным образом в условиях Караганды, где весьма трудно иметь пригодную для питания котлов воду.
Поэтому переход [на] электросиловое хозяйство для Караганды является чрезвычайно существенным. Время пользования паром должно быть сокращено до минимума.
Примечания:
[1] «Караганда» — государственный Карагандинский каменноугольный трест.
[2] Дата установлена предположительно, по содержанию документа.
[3] Строительство временной электростанции было предпринято в связи с постановлением Совета Труда и Обороны от 9 сентября 1931 г. о развитии Карагандинского каменноугольного бассейна и необходимости его электрификации (см. ЦГАОР СССР, Ф. 5674, Оп. 1, Д. 46, Л. 196). Первый агрегат, введенный в действие 1 января 1933 г., дал ток группе шахт: на электроэнергию переводились конвейеры в лавах по откатке угля, механизмы по водоотливу и частично работы по подъему угля на-гора («Правда», № 3, 3 января 1933 г.). Второй агрегат вступил в строй 27 мая 1933 г. («Казахстанская правда», № 126, 3 июня 1933 г.). 12 ноября 1934 г. вошел в действие третий агрегат в 3 тыс. кВт («За индустриализацию», № 263, 14 ноября 1934 г.).
[4] Строительство Карагандинской районной электростанции проектировалось в районе р. Нури, в 30 км от Караганды. Работы по строительству были начаты в сентябре 1934 г. («Узбекистанская правда», г. Ташкент, № 213, 15 сентября 1931 г.; «Казахстанская правда», № 176, 4 августа 1934 г.).
ЦГАНХ СССР, Ф. 3139, Оп. 5, Д. 117, Л. 38—39. Подлинник.