Об увязке строительства фабрично-заводских станций с общим планом электрификации (письмо Госплана СССР в Совет Народных Комиссаров СССР) [20 марта 1929 г.]

Реквизиты
Направление: 
Тип документа: 
Датировка: 
1929.03.20
Источник: 
Электрификация СССР. Сборник документов и материалов 1926-1932 гг. Издательство «Экономика» Москва — 1966, стр. 314-318.
Архив: 
ЦГАОР СССР, Ф. 5446, Оп. 10, Д. 100, Л. 30—31. Подлинник.

Об увязке строительства фабрично-заводских станций с общим планом электрификации

(письмо Госплана СССР в Совет Народных Комиссаров СССР)

20 марта 1929 г.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 5 февраля 1929 г. (прот. № 4/291, п. 34)[1] в части строительства фабрично-заводских электростанций, все станции, включенные в списки объектов капитального строительства самостоятельными титулами, были распределены в отдельные группы — списки № 4, 5 и 6, и в отношении каждой из групп даны указания о порядке осуществления их строительства, причем в отношении 27 фабрично-заводских станций, поименованных в списке № 7[2], было дано поручение ВСНХ и Госплану увязать в месячный срок их строительство с общим планом электрификации.

При выполнении этого задания Госплан исходил из того, что общие вопросы, связанные со строительством перечисленных в списке № 7 станций — электрохозяйство предприятий, потребность их в мощности и энергии, состояние проектов, размер необходимых ассигнований, — нашли свое отражение при указанном выше распределении всех станций на группы, а потому названные 27 станций были рассмотрены Госпланом только с плановой стороны.

В процессе этого рассмотрения приходилось по ряду станций, начатых и продолжающихся постройкой, считаться с состоянием работ по их сооружению и учитывать произведенные уже затраты. Сюда относятся станции:

1) Орехово-Зуевская — израсходовано до 1 октября 1928 г. 1.785 тыс. руб.; здание станции закончено постройкой, оборудование заказано.

2) Костромская — израсходовано до 1 октября 1928 г. 1.220 тыс. руб.; здание станции вчерне закончено, оборудование за границей заказано.

3) «Заря Социализма» — израсходовано до 1 октября 1928 г. 175 тыс. руб.; сооружение станции предполагается закончить в текущем году, и заказы на оборудование переданы за границу.

4) Бакинская — израсходовано до 1 октября 1928 г. 3.605 тыс. руб.;

5) Березниковская — израсходовано до 1 октября 1928 г. 2.454 тыс. руб.

6) Криворожская (Вечерний Кут) — израсходовано до 1 октября 1928 г. 6.723 тыс. руб.; заканчивается постройкой[3].

7) Станция на Кольчугинском заводе — здание для станции на мощность в 6 тыс. кВт закончено сооружением и в нем уже установлен новый агрегат в 3 тыс. кВт.

8) Ленинская — монтаж агрегата в 2 тыс. кВт будет по предположению треста Алтайполиметалл закончен к марту 1929 г.

Учитывая указанное состояние работ, Госплан не возражает против продолжения строительства перечисленных 8 станций, причем в отношении отдельных из этих станций Госплан полагает необходимым сделать следующие замечания.

По Костромской станции. Впредь до окончательного решения вопроса о подаче в г. Кострому электроэнергии извне (Ляпинская, Иваново-Вознесенская станции) следует ограничить мощность станции предположенной установкой двух агрегатов по 6 тыс. кВт с тем, чтобы вопрос об установке третьего агрегата в 6 тыс. кВт разрешить в зависимости от результатов проработки общей проблемы электроснабжения районов Ярославль — Кострома — Иваново-Вознесенск.

По станции Кольчугинского завода. Независимо от решения о постройке этой станции на мощность в 6 тыс. кВт необходимо предложить Главэлектро проработать общий план электроснабжения района, выяснив размер ожидаемого в пятилетии потребления и установив наиболее целесообразные способы его удовлетворения с учетом строящихся и намеченных уже к постройке промышленных станций (Струнинская, Карабановская станции), а также осветить вопрос о необходимости постановки проблемы мощной районной электроцентрали для снабжения всего района.

При обсуждении вопроса о постройке названной станции Госпланом были приняты во внимание также и следующие обстоятельства: а) характер производства Кольчугинского завода, имеющего особо важное значение и требующего гарантированной подачи энергии (до 28 млн. кВтч в 1929/30 г.), б) недостаток меди на рынке для провода и в) что МОГЭС не располагает необходимыми для форсированной постройки электропередачи средствами и отпуск таковых по смете 1928/29 г. не предусмотрен.

По Ленинской станции. Соглашаясь, ввиду острой нужды в электроэнергии для угледобычи, с установкой на этой станции одного агрегата в 2 тыс. кВт, Госплан считает, что вопрос о дальнейшем расширении станции должен быть рассмотрен лишь после выяснения всей проблемы электроснабжения Ленинско-Беловского района, и в частности о новой районной электростанции для этого района.

9) Станция Салаирского комбината оставлена Госпланом по соглашению с Главэлектро в разряде условных впредь до разрешения общего вопроса об электроснабжении всего района (Ленинск — Белово) от мощной электроцентрали.

Следующие станции из числа поименованных в списке № 7: 10) Тверская, 11) Краматорская, 12) Кадиевская[4] 13) Анжерская, 14) Кемеровская, 15) Батумская, 16) Донсоды, 17) Константиновская[5], 18) Пензенская, 19) Николо-Павдинская, 20) Добрушевская, 21) Николо-Уссурийская и 22) Воронежская — возражений с плановой стороны не встретили.

Замечания Госплана по отдельным из этих станций сводятся к следующему.

По Тверской станции: постройка станции признается не нарушающей плана электрификации района в предположении, что сооружение районной электрической станции на болоте Оршинский Мох относится во вторую очередь и вступление ее в работу в пределах текущего пятилетия не предусматривается.

Постройка станций Краматорской, Кадиевской, Донсоды и Константиновской учтена в полной мере в общем плане электроснабжения Донбасса, которое в промежуточные годы текущего пятилетия не удовлетворяет намечающейся потребности, вследствие чего представляется целесообразным ускорение сооружения намеченных фабрично-заводских станций в Донбассе. В связи с этим Госпланом было дано задание ВСНХ СССР в срочном порядке разработать вопрос о дальнейшем расширении электростанции Донсоды путем установки в построенных уже зданиях 8-тысячного агрегата с противодавлением (в старом здании) и 11‑тысячного и двух агрегатов по 22 тыс. кВт в новом здании и с установкой в новой котельной пяти котлов по 600 кв. м и пяти котлов по 1 тыс. кв. м и о соединении станции Донсоды электропередачей с Кадиевкой и Центральным районом. Ввиду сего вопрос о расширении названной станции, не встречая возражений с плановой стороны, подлежит дополнительной разработке в части установления размера этого расширения и его состава, согласно изложенного задания Госплана, сообщенного ВСНХ СССР письмом от 26/28 января 1929 г. за № 16/13‑Эл.

По Батумской станции — против сооружения первой очереди станции на мощность в 2 тыс. кВт возражений не встретилось. Вместе с тем Госплан считает необходимым обратить внимание Главэлектро на желательность проработки вопроса об использовании на этой станции в полной мере комбинированного производства пара для технологических процессов и электроэнергии и о возможности снабжения за счет увеличения мощности станции, кроме Батумского завода, потребителей района, имея в виду неопределенность срока окончания Аджарис-Цхальской станции.

По Добрушской станции — при разработке проекта этой станции необходимо учесть возможность ее развития в будущем для целей электроснабжения Гомельского района.

По Пензенской станции — необходимо проработать вопрос об увязке работы этой станции с расширяемой городской станцией.

По станциям: 23) Вышне-Волоцской и 24) Петрищевской — предусматривается отпуск средств лишь на проектирование, против чего возражений не встречается.

25) Станция Ново-Смольяниновская исключена Главэлектро из плана текущего года и с рассмотрения снята.

26) Яхромская электростанция. В способе осуществления электроснабжения Яхромской прядильно-ткацкой фабрики, расположенной в 63 км от Москвы, конкурируют два варианта: постройка собственной станции и присоединение к сетям МОГЭСа. Ввиду того что сооружение собственной электростанции на Яхромской фабрике с экономической стороны особых преимуществ не дает, а прокладка высоковольтной линии в районе, не охваченном сетями МОГЭСа, будет иметь пионерное значение, стимулируя развитие в этом районе промышленности, Госплан полагал бы с плановой стороны более целесообразным присоединение названной фабрики к сетям МОГЭСа. ВСНХ СССР по этому вопросу остался в разногласии, поддерживая вариант постройки собственной станции.

В отношении всех остальных, перечисленных выше станций, со стороны ВСНХ возражений не заявлено.

Что касается станции Свердловского завода тяжелого машиностроения, то согласно просьбы ВСНХ рассмотрение ее отложено впредь до представления особого доклада, разрабатываемого ВСНХ СССР.

Примечания:

[1] См. ЦГАОР СССР, Ф. 5446, Оп. 1, Д. 44, Л. 232‑235.

[2] См. ЦГАОР СССР, Ф. 5446, Оп. 1, Д. 44, Л. 252‑254.

[3] 5 ноября 1929 г. две турбины Криворожской электростанции по 10 тыс. кВт каждая вступили в действие («Торгово-промышленная газета», № 258, 7 ноября 1929 г.). 16 ноября 1929 г. электроэнергию получили Либкнехтовский, Октябрьский и другие рудники Южнорудного треста («Торгово-промышленная газета», № 266, 19 ноября 1929 г.). 29 января 1930 г. Криворожская электростанция начала работать на полную мощность в 30 тыс. кВт («Правда», № 29, 30 января 1930 г.).

[4] К работам по сооружению Кадиевской станции преступлено в июле 1928 г. (см. ЦГАНХ СССР, Ф. 4372, Оп. 28, Д. 178, Л. 20). В июне 1930 г. она вступила в строй с мощностью 12 тыс. кВт («За индустриализацию», № 145, 25 июня 1930 г.).

[5] Строительство станции мощностью в 10 тыс. кВт было начато при Константиновском стеклозаводе в октябре 1927 г. («Экономическая жизнь», № 237, 16 октября 1927 г.). Первая очередь станции в 3500 кВт была закончена в июне 1930 г. («Кочегарка», орган Артемовского Окружкома КП(б) У, Окрисполкома, Окрпрофсовета, № 146, 27 июня 1930 г.).

ЦГАОР СССР, Ф. 5446, Оп. 10, Д. 100, Л. 30—31. Подлинник.