2. Строительные работы на гидроэлектростанции [8 июня 1930 г.]

Реквизиты
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.06.08
Метки: 
Источник: 
Электрификация СССР. Сборник документов и материалов 1926-1932 гг. Издательство «Экономика» Москва — 1966, стр. 302-305.
Архив: 
«Узбекистанская правда», г. Ташкент, № 128, 8 июня 1930 г.

Строительные работы на гидроэлектростанции

8 июня 1930 г.

В период постройки существующей Ташкентской гидроэлектростанции на Боз-Су было выявлено, что пуск ее в эксплуатацию лишь на короткое время смягчит кризис на электроэнергию. Ташкент, являющийся самым населенным и наиболее развитым в промышленном отношении городом Средней Азии, уже тогда предъявил огромные требования на электроэнергию.

Гидростанция на Боз-Су была пущена в эксплуатацию 1 мая 1926 г., а в сентябре 1927 г. центром снова было признано положение с электроснабжением Ташкента неудовлетворительным и было предложено в ближайшее время построить в Ташкентском районе электростанцию.

Весь 1928 г. и 1929 г. ушли на изыскания и проектирование. За это время население Ташкента выросло с 300 до 400 тыс. жителей, а сосредоточение в нем ряда новых промышленных предприятий выдвинуло его в число первых городов Союза.

Для обеспечения плана строительства промышленных предприятий электроэнергией нам необходимо в 1932/33 г. мощность электростанций по Ташкенту довести до 20 тыс. кВт, между тем, их мощность не превышает 4500 кВт. Станции загружены полностью, работают без резерва, и с 1928 г. никаких потребителей из-за отсутствия электроэнергии не присоединяется.

В связи с новой хлопковой программой, согласно постановлению Совета Труда и Обороны от 13 сентября 1929 г.[1], намечается в Ташкенте расширение части существующих и сооружение целого ряда новых промышленных предприятий, которые должны полностью и своевременно быть обеспечены электроэнергией.

Мы должны вырасти за три года почти в 5 раз, в противном случае острый кризис в электроэнергии превратится в тормоз хозяйственного развития района. Учитывая это и придавая огромное экономическое значение своевременному подведению энергетической базы под быстро развивающуюся промышленность района, Совет Труда и Обороны постановил приступить в 1929/30 г. к строительству Кадырьинской гидроэлектростанции мощностью в 13000 кВт, с пуском ее в эксплуатацию на полную мощность в декабре 1931 г. и Ташкентской дизельной электростанции мощностью в 3000 кВт, из которых 1500 кВт должны вступить в работу к 1 января 1931 г., а остальные 1500 —к концу 1931 г.

На строительство Кадырьи отпускается в этом году — 1,9 млн. руб. по союзному бюджету, 1,2 млн. руб. по бюджету Узбекистана и 120 тыс. за счет НКПС. Строительство дизельной станции предположено вести за счет промышленных потребителей. Одновременно Госпланом Союза признано необходимым обеспечить строительство Кадырьи строительными материалами не в меньшей мере, чем снабжаются строительства Главхлопкома и других будущих потребителей, связанных с выполнением хлопковой программы.

Кадырьинская станция признана центром, имеющим союзное значение, и строительство ее поручено особому Управлению «Кадырьястрой», входящему в объединение Энергоцентра ВСНХ СССР с подчинением Узбекскому ВСНХ. Все работы предложено развернуть немедленно с тем, чтобы строительство было закончено в срок, отведенный Советом Труда и Обороны, т. е. в 20 месяцев.

С технической стороны строительство Кадырьи больших трудностей не встретит, т. к. принятые проектом сооружения являются обычными инженерными сооружениями, а принятая схема сооружения станции в целом довольно проста. Кадырьинская станция по заключению технической экспертизы использует лучший участок падения Боз-Су на протяжении 5,2 км, считая по деривации. Участок этот начинается против села Кибрай, на 0,5 км выше головы арыков Юз и Алим, берущих воду из Боз-Су, и кончается на километр выше головы арыка Кынграк, против урочища Кадырья. Это так называемая 2 ступень использования Боз-Су по схеме инженера Ф. П. Моргуненкова.

Основные пункты расположения сооружений и возможный наибольший напор всецело определяют место расположения напорного бассейна на бугре, находящемся на правом берегу Боз-Су, против селения Джарбаши. Этот участок создает напор на станции в 37,5 м. На станции устанавливается 4 турбоагрегата по 4,5 тыс. л. с. каждый, напряжение генераторов принято 6600 В, которые (вблизи станции) повышаются на повысительной подстанции открытого типа на напряжение 35 тыс. В. Двумя линиями электропередачи энергия Кадырьи передается на понизительную подстанцию в Ташкент и одной — в сторону Ниязбека. От Ташкента линии передачи пойдут на Каунчи.

Полная мощность станции 13 тыс. кВт, или 18 тыс. л. с., с годовой выработкой около 70 млн. кВтч, стоимость всего строительства определена в 8,5 млн. руб., а себестоимость энергии не будет превышать 2 коп. за кВтч.

Напряжение в 35 тыс. в принято потому, что Кадырья будет снабжать электроэнергией не только Ташкент, но и район. На энергии Кадырьи должно развиться электромашинное орошение Ташкентского района, которое в первый же год эксплуатации станции может дать около 10 тыс. га новых площадей под хлопок.

Электрический ток Кадырьи приобщит новые тысячи дехканского населения к советской культуре и явится мощным стимулом в деле коллективизации сельского хозяйства.

Для сооружения станции требуется вынуть и перевести миллион кубических метров земли и уложить около 30 тыс. куб. м бетона и железобетона и установить около 300 тонн железных конструкций. Для этого необходимо своевременно обеспечить строительство лесом, цементом, железом и транспортом.

К строительству Кадырьи приступлено с 5 апреля, на работах занято свыше 700 человек рабочих, а в ближайшие дни число рабочих увеличивается до тысячи пятисот человек.

Это число рабочих сохранится до конца постройки, при условии, если строительство обеспечит транспортом работу двух электрических экскаваторов на деривационном канале. В противном случае число рабочих будет доведено до трех тысяч человек.

В настоящее время, несмотря на своевременность сделанных заявок, строительство крайне нуждается в лесе и железе, а транспортные средства совершенно отсутствуют.

По плану это строительство должно было давно закончиться, но спор в среднеазиатских и узбекских организациях — где и что строить, отодвинул приступ к строительству на два года...

Примечание:

[1] См. ЦГАОР СССР, Ф. 5674, Оп. 1, Д. 38, Л. 133‑143.

«Узбекистанская правда», г. Ташкент, № 128, 8 июня 1930 г.