Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину о террористической группе в резиновой промышленности. 2 сентября 1938 г.
2 сентября 1938 г.
№ 106426
Сов. секретно
СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ
На основе добытых агентурных и следственных данных 8-м Отделом
1 Управления НКВД выявлена террористическая группа из числа участников правотроцкистской организации, существовавшей в резиновой промышленности.
Террористическая группа намечала произвести террористический акт в день авиации 18 августа с.г. на Тушинском аэродроме.
Группа была создана по инициативе одного из руководителей правотроцкистской организации, быв. наркома БРУСКИНА и возглавлялась участником антисоветской организации, быв. главным инженером Главрезины КОМАРОВЫМ.
В состав террористической группы входили КАМИНЕР — быв. нач. технического отдела Главрезины, ПОЛУНИН — инженер Спецотдела Главрезины, ЯНЦ — административно высланный в г. Куйбышев и сотрудник ТАСС КУЗНЕЦОВ.
В мае месяце с.г. БРУСКИН поручил ЛУКАШИНУ подобрать подходящих людей из числа участников антисоветской организации для совершения террористического акта над тов. Сталиным.
Для этой цели ЛУКАШИН привлек КОМАРОВА, который в свою очередь завербовал непосредственных исполнителей террористического акта. Затем ЛУКАШИН связал КОМАРОВА с БРУСКИНЫМ.
По первому варианту плана, разработанного КОМАРОВЫМ, террористическое покушение было намечено совершить путем метания бомб.
Бомбы должен был достать БРУСКИН, но в связи с его арестом этот вариант отпал.
Тогда КОМАРОВ, будучи еще ранее связанным по шпионажу с сотрудником германского посольства ВАЛЬТЕРОМ, договорился с ним об оружии.
Боясь вызвать подозрение частыми отлучками из Москвы для конспиративных встреч с ВАЛЬТЕРОМ, КОМАРОВ связал с ним участника террористической группы ЯНЦА, не имеющего определенных занятий и постоянного места жительства.
ЯНЦ, встретившись три раза с ВАЛЬТЕРОМ, информировал его о ходе подготовки террористического акта.
ВАЛЬТЕР условился с ЯНЦЕМ 18 августа, в день намечавшегося террористического акта, встретиться между 6—7 часами утра на ст. Пушкино и передать ему два револьвера.
В целях конспирации ВАЛЬТЕР не назвал ЯНЦУ свою настоящую фамилию, а представился как ЛЕМКЕ.
Получив револьверы, ЯНЦ должен был немедленно выехать в г. Москву и явиться на квартиру КАМИНЕРА, где остальные участники террористической группы должны были его ожидать для того, чтобы, вооружившись, вместе отправиться на Тушинский аэродром.
Утром 17 августа КАМИНЕР специально посетил ЯНЦА на ст. Пушкино с тем, чтобы договориться о времени доставки оружия.
Билеты на аэродром КАМИНЕР в этот же день достал через своего знакомого КУЗЬМИНА.
К вечеру 17 августа участники террористической группы (за исключением ЯНЦА) собрались на квартире КАМИНЕРА для уточнения действия каждого, где и были арестованы.
Все участники террористической группы сознались. Их показания подтверждены допросом быв. нач. Главрезины ЛУКАШИНА и быв. нач. Главкаучука БЕЛОВА.
Следствие продолжается.[1]
Нач. 3 отдела 1 управления НКВД СССР
майор государственной безопасности ГРИГОРЬЕВ
[1] На первом листе имеются рукописные пометы Сталина: «NB. Вальтер (немец)» и «NB. (избить Вальтера)».