Из циркулярного письма Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) «О борьбе с вредительством». 10 февраля 1937 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1937.02.10
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание Документы и материалы Том 5 1937 -1939 Книга 1. 1937 Москва РОССПЭН 2004. Стр. 137-138.
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 42. Д. 253. Л. 32-41. Подлинник.

№ 74

Из циркулярного письма Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) «О борьбе с вредительством»1*

Секретарям областных, городских и районных комитетов ВКП(б)

Настоящим письмом Северо-Кавказский крайком ВКП(б) считает необходимым информировать обкомы, горкомы и райкомы о важнейших фактах борьбы парторганизации с троцкистско-зиновьевскими бандитами и поставить ряд задач в области поднятия и организации большевистской бдительности.

...Многие партийные организации и хозяйственные руководители до сих пор не поняли, что ликвидация последствий вредительства имеет огромное народнохозяйственное значение и может выявить дополнительно новых агентов троцкистско-фашистского лагеря, сумевших до сих пор скрывать свое участие в изменческой работе.

Совершенно неудовлетворительно развертывается работа по выявлению фактов вредительства в сельском хозяйстве и ликвидации последствий этого вредительства. Между тем органами НКВД уже вскрыт ряд контрреволюционных, фашистско-троцкистских организаций, проводивших вредительскую работу в области землеустройства, водного хозяйства и организации кормовой базы. Во всех этих областях сельского хозяйства нужно зорким большевистским глазом проверить нет ли в данном районе вредительской работы врагов народа.

Особое внимание крайком обращает на следующий факт:

Разоблаченный еще в процессе обмена партийных документов отъявленный враг народа — бывший секретарь Правобережного РК Петка Таболов, как сейчас показывает проверка, производимая Северо-Осетинским обкомом, вел вредительскую работу по разложению колхозов. Петка Таболов принимал специальные меры к тому, чтобы извратить проведение сталинского устава сельхозартели. Для этого он организовал перегибы, насаждал произвол, создавал этим самым недовольство, возмущение колхозников, противопоставлял личные интересы колхозников интересам колхозов, проводил бригадный севооборот и т.д. Еще осенью крайком вскрыл в Северной Осетии ряд фактов, свидетельствующих о серьезных нарушениях сталинского устава колхозной жизни. Сейчас становится ясным, что к этому делу приложили руку троцкистско-буржуазно-националистические элементы, долгое время орудовавшие в Северо-Осетинской парторганизации.

Особое внимание парторганизации должны приковать к себе организации, предприятия и учреждения, ведающие снабжением трудящихся и удовлетворением их бытовых нужд. «Установка», проводимая троцкистами по директиве бандита Троцкого на массовые убийства, отравления, удушения трудящихся проводилась не только в Кемерово24. Эту установку троцкистские убийцы рабочих и колхозников проводили или подготовляли к проведению везде, где имели к этому возможность. Сейчас, например, установлено, что разоблаченный троцкист Левицкий, стоявший во главе краевой конторы «Главмолоко», организовал снабжение г. Пятигорска молоком таким образом, что в любой момент мог организовать массовое заражение трудящихся Пятигорска бруцеллезом, этой неизлечимой для людей болезнью. Дело было организовано так, что Пятигорский молочный завод получал молоко из совхоза, где скот заражен бруцеллезом. На заводе есть аппарат по обезвреживанию молока, но, само собой разумеется, что троцкист Левицкий мог в любой момент подставить к этому аппарату «своего человека» и, не проводя обезвреживания, организовать массовое заражение трудящихся неизлечимой болезнью.

Парторганизации должны особое внимание обратить на широко распространенные за последнее время факты перебоев с хлебопечением и хлеботорговлей — нет ли тут вредительской, бандитской руки врагов народа.

Сев. Кав. крайком.

1* Приложение к протоколу № 13 заседания бюро Северокавказского крайкома ВКП(б) от 10 февраля 1937 г.

24 22 сентября 1936 г на шахте «Центральная» Кемеровского рудоуправления произошел взрыв метана 9 шахтеров погибли сразу, 15 доставлены в больницу в тяжелом состоянии и вскоре один из них скончался.  В тот же день начала работу комиссия по расследованию причин аварии, были произведены аресты руководства шахты и рудоуправления и части инженеров. Следствие производилось в Новосибирске, где и проходил 19 — 22 ноября 1936 г открытый судебный процесс. Выездное заседание Военной коллегии Верховного суда СССР проходило под председательством В. В. Ульриха. Перед судом предстали 9 обвиняемых, в числе которых были ранее осужденный по «Шахтинскому делу» главный инженер рудоуправления И. А. Пешехонов, немецкий инженер Э. И. Штиклинг и др. Они обвинялись во вредительстве, диверсиях, шпионаже, якобы проводившихся по заданиям мифического «Западно-Сибирского троцкистского центра» («Троцкистско-фашистское отребье с хладнокровием профессиональных убийц душило рабочих смертоносными газами, разрушало вентиляцию на шахте Центральной Кемеровского рудника, портило оборудование, выводило из строя механизмы» — Уголь Кузбасса 1936 № 11 С 1) Для демонстрации связи «вредителей» с троцкистами в роли «свидетелей» на процессе фигурировали двое в прошлом активных троцкистов, работавших на крупных хозяйственных должностях в Западной Сибири, —Я.Н. Дробнис (перед арестом зам начальника кемеровского Химкомбинатстроя) и А. А. Шестов (управляющий Салаирским цинковым рудником). Последние дали обширные «показания» о «Центре» и роли в организации вредительства. Процесс завершился расстрельным приговором для шести обвиняемых. Трое «свидетелей» (Дробнис, Шестов и Главный инженер треста «Кузбассуголь» М. С. Строилов) превратились вскоре в главных обвиняемых на громком сфальсифицированном процессе, проходившем 23—30 января 1937 г. в Москве по делу «параллельного антисоветского троцкистского центра», на котором видное место отводилось «деятельности» мифического «Западно-Сибирского троцкистского центра» (см. Папков С. А. Сталинский террор в Сибири 1928—1941. Новосибирск, 1997 С 162 — 163)