---Легкая и пищевкусовая промышленность

Легкая и пищевкусовая промышленность

Валовая продукция легкой и пищевой промышленности (группа «Б» цензовой промышленности) в 1932 г. составила 10,3 млрд. руб. против 8,7 млрд. руб. в 1928 г. и 5,96 млрд. руб. в 1913 г. К концу первой пятилетки производство предметов питания и предметов широкого потребления крупной государственной промышленности увеличилось в 2,7 раза по сравнению с 1913 г. и на 87,3% по сравнению с 1928 г. Пятилетний план по отраслям группы «Б» выполнен на 84,9% при недовыполнении плана по легкой промышленности и перевыполнении по пищевкусовой промышленности. Производство ряда важнейших продуктов пищевой промышленности увеличилось за пятилетку в несколько раз: так, производство консервов увеличилось в 8,3 раза, производство кондитерских изделий — в 6 раз и т. д.

Легкая промышленность к началу пятилетки базировалась на привозном сырье. В 1928 г. было ввезено на 150 млн. руб. хлопка, на 70 млн. руб. шерсти, на 40 млн. руб. кожевенного сырья. Пятилетний план развития легкой промышленности предполагал дальнейший ввоз значительного количества сырья при одновременном развитии собственной сырьевой базы.

Условия выполнения пятилетки заставили видоизменить импортный план, увеличив удельный вес в нем завоза оборудования и металла за счет снятия импорта сырья для легкой промышленности, форсируя в то же время выполнение заданий пятилетки по созданию собственной сырьевой базы.

Темпы прироста продукции промышленности группы «Б» за годы первой пятилетки были весьма высокими. Увеличение продукции за 4 года и 3 месяца на 87,3% дает среднегодовой прирост продукции в 17%, что значительно превышает темпы прироста продукции в капиталистических странах даже в лучшие годы их хозяйственного «процветания». В САСШ среднегодовой прирост производства предметов потребления за пять лег (1925‑1929 гг.) составил 1,4%, в Германии за те же годы — 3,1%, в Англии за 1925‑1929 гг. произошло сокращение продукции предметов потребления на 1,9%[1].

Крупнейшей победой первой пятилетки является создание собственной сырьевой базы для легкой промышленности. В этой области достигнуты решающие успехи — СССР освободился от необходимости импорта хлопка. Равным образом увеличились заготовки льна-волокна, табака, шерсти и кожи.

Наряду с ростом заготовок основных технических культур в течение первой пятилетки создано и развернуто производство новых видов сырья (южная конопля, кенаф) и производство искусственных видов сырья (искусственный шелк, искусственная шерсть, котонизированное волокно, кожсуррогаты, синтетические жировые кислоты, синтетический каучук и т. д.).

Производство новых видов сырья и заменителей значительно увеличивает наши сырьевые ресурсы; мощность заводов по выработке заменителей для кожевенной промышленности обеспечивает выпуск 80 тыс. тонн материалов, замещающих, натуральную кожу, что в свою очередь может обеспечить выпуск обуви в 3 раза больше, чем было произведено госпромышленностью в 1927/28 г.; котонинная промышленность уже в 1932 г. дала около миллиона пудов добавочного сырья для хлопчатобумажной и шерстяной промышленности; искусственный шелк занимает заметное место в сырьевом снабжении трикотажной промышленности.

Одновременно с расширением сырьевой базы для легкой индустрии проделана большая работа по механизации процессов первичной переработки сырья. Вновь созданы сотни заводов по первичной переработке льна. К началу первой пятилетки было всего 18 заводов по первичной переработке льна, на 1 января 1933 г. насчитывается уже 350 действующих заводов и более 300 заводов достраивается и вступает в строй в ближайшем году. По первичной переработке пеньки к началу пятилетки было 2 завода, к концу пятилетки 65 заводов. Число джин на хлопкоочистительных заводах увеличилось с 492 в 1928 до 651 в 1932 г. Количество заводов по ферментации табаков с 3 к началу пятилетки увеличилось до 14 к концу пятилетки. Развитие заводской первичной переработки сырья приводит к лучшему использованию сырья при повышении его качества.

Крупным достижением явилось создание собственного машиностроения для легкой индустрии.

Развитие легкой промышленности царской России происходило на базе иностранного технического оборудования. Машиностроительная база текстильной промышленности царской России состояла из нескольких полукустарных заводов, производивших простейшие ткацкие станки и полукустарное оборудование. Все отрасли легкой индустрии — текстильная, обувная и др. — получали оборудование из-за границы.

В результате значительной реконструкции существовавших и постройки новых заводов создана внутренняя база машиностроения; для легкой индустрии. Освоено производство множества машин, в том числе и весьма сложных, для самых разнообразных отраслей — для текстильной промышленности, кожевенно-обувной, полиграфической и др. Только для одной текстильной промышленности освоено производство свыше 125 типов новых машин.

В итоге первой пятилетки СССР достиг освобождения легкой индустрии от иностранной зависимости в решающем пункте — в снабжении оборудованием и запасными частями.

Одновременно ликвидирована импортная зависимость по ряду важнейших для легкой промышленности вспомогательных материалов, полуфабрикатов и технического снабжения, производство которых поставлено и освоено внутри страны (дубители, красители, бегунки, трикотажные иглы, кардные ленты).

В течение первой пятилетки происходила реконструкция старых предприятий, создавались новые предприятия в старых отраслях и наконец возникли целые новые отрасли промышленности, неизвестные царской России.

За 4 года вступили в эксплуатацию 13 хлопчатобумажных крупных предприятий, 3 крупные трикотажные фабрики, 3 льняных, 4 шерстяных, 13 швейных, 4 обувных. 11 кожевенных заводов, 2 фабрики кинопленки, грандиозная фабрика кинофильм, десятки типографий и т. д.

В течение первой пятилетки фактически создана вся группа отраслей, производящих предметы культурного обслуживания: музыкальная промышленность, промышленность научно-наглядных пособий, кинопромышленность, производство радиоаппаратуры, производство фотоаппаратов, патефонов и т. п.

Выросла и развилась в новую отрасль в течение первой пятилетки трикотажная промышленность, оборудованная совершенно новыми машинами. Ее продукция с 201,9 млн. руб. в 1928/29 г. поднялась до 500,5 млн. руб. в 1932 г.

Швейная промышленность превратилась в крупную механизированную промышленность, имеющую крупнейшие в мире предприятия. Продукция швейной промышленности с 285 млн. руб. в 1927/28 г. возросла до 1,55 млрд. руб. в 1932 г.

В хлопчатобумажной, льняной, жировой промышленности освоено производство ряда новых изделий, потребности в которых возникали с ростом индустриализации страны.

Передовой индустриальной отраслью стала также обувная промышленность. Почти во всех предприятиях введен конвейерный способ производства, и производственный цикл по обувным фабрикам в результате реконструкции и специализации сократился в 2‑3 раза. Продукция государственной обувной промышленности с 23 млн. пар в 1927/28 г. увеличилась до 73,2 млн. пар в 1932 г.

Создание отечественной машиностроительной и сырьевой базы легкой индустрии означает разрешение в годы первой пятилетки основного вопроса дальнейшего быстрого развития легкой индустрии.

Выполнение пятилетнего плана пищевой промышленности происходило как за счет расширения работ и коренного технического перевооружения старых отраслей промышленности, так и за счет создания новых отраслей. О глубине проведенной реконструкции свидетельствует тот факт, что стоимость продукции вновь созданных отраслей пищевой промышленности в 1932 г. достигает 38% от стоимости всей продукции промышленности Наркомснаба.

Процесс технической реконструкции, осуществленный в пищевой промышленности и обеспечивший массовое фабричное производство разнообразных продуктов питания, настолько видоизменил существовавшую ранее технику производства, что применительно к рыбной, консервной, мясной промышленности, фабрикам-кухням правильней говорить не о реконструкции, а о создании заново этих отраслей. Впервые были организованы такие отрасли производства, как маргариновая, птицепереработка, цельномолочная и комбикормовая. О происшедших технических сдвигах могут дать некоторое представление следующие данные.

Рыбная промышленность в 1928 г. имела 19 траулеров, в 1932 г. — 78; сейнеров в 1928 г. не было, в 1932 г. — 66; прочий моторизованный флот с 60 судов в 1928 г. вырос до 224 в 1932 г. Значительно выросла радиосвязь (с 32 точек в 1928 г. до 146 в 1932 г.), обеспечившая нормальную работу рыболовных судов в открытом море. Рост технического вооружения рыбодобычи значительно повысил удельный вес активного глубьевого лова, который составил в 1932 г. 25,3% во всем улове.

Консервная промышленность к началу первой пятилетки располагала всего 22 предприятиями с примитивным полукустарным оборудованием, мощностью 100 млн. банок консервов в год. К началу второго пятилетия в состав консервной промышленности входит 48 предприятий с производственной мощностью в 1 млрд. банок консервов в год. На вновь построенных консервных предприятиях все процессы механизированы, и производство организовано по конвейерной системе. Все предприятия снабжены полуавтоматическими и автоматическими станками по закатке банок производительностью от 1 500 до 4 000 банок в час.

К началу первой пятилетки СССР не имел крупной мясной промышленности. До последнего времени мясная промышленность представляла собой наиболее отсталую отрасль, в которой преобладали бойни кустарного типа, без холодильников, утилизационных цехов и пр. За первую пятилетку выстроено 10 крупнейших мясных комбинатов, на многих старых предприятиях созданы новые цехи (жировые, колбасные, щетинные и пр.). Вследствие этого использование живого веса скота, составлявшее на кустарных бойнях 55%, на новых предприятиях поднялось до 66%, а в отдельных предприятиях и до 75%. С конца 1931 г. начато строительство мясокомбинатов американского типа с учетом последних достижений мировой техники, что даст возможность, с одной стороны, улучшить качество мяса и, с другой стороны, поднять до максимума коэффициент использования живого веса скота.

Среди ряда вновь созданных отраслей особо следует подчеркнуть создание механизированных предприятий по общественному питанию (фабрики-кухни, механизированные столовые), которые играют огромную роль в деле улучшения и повышения уровня питания трудящихся. Подробно эта отрасль пищевой промышленности освещена в главе, посвященной общественному питанию.

В царской России легкая и пищевая промышленность была полностью размещена в нескольких районах Европейской части империи. На окраинах и в национальных районах почти не создавалось никакой промышленности, вследствие чего огромная часть сырьевых богатств страны не использовалась вовсе или же вывозилась для переработки в центральные районы.

Индустриализация окраин и отсталых национальных районов составляет одну из важнейших задач социалистического строительства в СССР. Поэтому развитие легкой и пищевой промышленности за годы пятилетки сопровождалось крупными сдвигами в ее географическом размещении.

В национальных республиках и на окраинах построены и заканчиваются строительством: мощные хлопчатобумажные комбинаты, швейные фабрики, мясокомбинаты, кожобувные фабрики, десятки сахарных заводов, консервных заводов, мельниц, крахмалопаточные предприятия, кондитерские фабрики и т. д.

В результате уже к концу пятилетки национальные республики дают значительную часть продукции легкой и пищевой промышленности СССР.

Примечание:

[1] По данным Берлинского конъюнктурного института, Sonderheft № 31, 1933 г.