---Химия

Химия

Химическая промышленность царской России представляла технически отсталую и совершенно неразвитую отрасль народного хозяйства не только в сравнении с сильно развитой' уже тогда химической промышленностью передовых капиталистических стран, но даже в сравнении с другими отраслями промышленности России. Больше того, даже те несколько десятков кустарно-химических предприятий, которые имелись в царской России, находились в полной зависимости от импортного сырья.

Империалистическая война привела к тому, что из 55 небольших предприятий основной химии по производству кислот, щелочей и минеральных солей к моменту Октябрьской революции осталось только 38 предприятий, в значительной мере сильно изношенных в силу хищнической их эксплуатации.

В итоге победившему пролетариату досталась химическая промышленность, состоящая лишь из небольшого количества полуразрушенных кустарных предприятий. Износ был настолько велик, что предприятия едва могли дать 10‑15% продукции против их первоначальной мощности. Общая мощность сернокислотных заводов к концу 1917 г., действовавших на территории теперешнего Советского Союза, достигала едва 100‑110 тыс. тонн, причем мощность только одного завода составляла 10 тыс. тонн серной кислоты в год, остальные же 32 сернокислотных завода производили всего лишь 100 тыс. тонн.

Перед пролетарским государством встала задача создания вновь химической промышленности и изыскания и подготовки собственной сырьевой базы.

За восстановительный период СССР добился значительных успехов в развитии химической промышленности, но все же к началу первой пятилетки в Советском Союзе все еще не было передовой современной химии.

XVI партконференция и V съезд советов, утверждая пятилетний план народнохозяйственного строительства, поставили перед страной задачу создания химической промышленности заново.

За годы пятилетки химическая промышленность Советского союза выросла в мощную отрасль народного хозяйства, располагая к концу пятилетки (без жировой, парфюмерной, костеобрабатывающей и лесохимической промышленности) более чем 1,5 млрд. руб. основного капитала. Капиталовложения значительно превысили задания пятилетнего плана. Производство химических продуктов к концу первой пятилетки возросло до 1,5 млрд. руб. Заново созданы следующие отрасли химической промышленности: азотная, коксохимическая, анилокрасочная, химико-фармацевтическая, лесохимическая, промышленность искусственного волокна, пластических масс, синтетического каучука, калийная, апатитовая и ряд других отраслей химической промышленности. Построены крупные предприятия-гиганты, базирующиеся на последних достижениях науки и техники.

Если капиталистическая химия за 1928‑1932 гг. в силу небывалого кризиса отброшена на 10 лет назад, то советская химия за 4 года развивалась такими темпами, что оставила далеко позади рекордные темпы роста химической промышленности капиталистических стран в так называемые докризисные годы и уже обогнала ряд стран.

Количественный рост продукции основной химии в первой пятилетке в сравнении с 1913 г. виден из следующих данных:

Рост основных производств химической промышленности в первой пятилетке по сравнению с 1913 г.
(в тыс. тонн)
Производства
1913 г.
1928 г.
1932 г.
Серная кислота (моногидрат) .
110
242
495,0
То же в % к 1913 г.
100
220
450,0
Суперфосфат
62
182
612,0
То же в % к 1913 г.
100
293,5
987,1
Сода кальцинированная
154
230
288,1
То же в % к 1913 г.
100
149,4
187,0
 

Приведенные данные достаточно ярко характеризуют огромный рост основной химии за пятилетку, особенно если учесть, что ряд крупнейших комбинатов основной химии вступил в эксплуатацию только первыми очередями, часть же из них лишь заканчивается строительством в 1933 г. К таким комбинатам относятся Воскресенский, Невский, Актюбинский, Бобриковский, Горловский, Березниковский и др.

Вместо унаследованных СССР карликовых заводов мощностью в 3‑4 тыс. тонн производства в год СССР имеет теперь передовые в техническом отношении химические гиганты, вырабатывающие не только простые удобрения, но и сложные, в том числе азотистые удобрения.

За первую пятилетку создан ряд новых сложнейших производств. Сюда в первую очередь относится производство синтетического аммиака, калия, минеральных солей (хромовые, фтористые и пр.), производство элементарной серы, хлора, инсектофунгицидов, флотационных реагентов и др.

Основная химия в дореволюционной России строилась и развивалась главным образом на импортном сырье и полуфабрикатах. За годы первой пятилетки открыт и подготовлен к промышленному использованию ряд важнейших сырьевых баз Советского Союза. На службу советской химии стали богатейшие месторождения апатитов, фосфоритов, хромитов, бария, самородной серы и пр. От Северного полярного круга до далеких пустынь Средней Азии развернулась сырьевая база советской химии, обеспечив в итоге первой пятилетки полную независимость СССР от иностранного сырья.

В течение пятилетки освоено богатейшее месторождение апатитонефелиновых руд на Кольском полуострове. В Хибинах развернуты в широком масштабе рудники по добыче апатитов и построена первая очередь обогатительно-флотационной фабрики общей мощностью в 1 млн. тонн. Хибинские концентраты превосходят по своему качеству лучшие марокканские фосфориты. В Хибиногорске производится добыча не только апатитов, но и целого ряда других ценнейших продуктов, имеющих первостепенное значение. Подготовлены к промышленному использованию калийные месторождения. содержащие миллиарды тонн запасов.

К 1933 г. полностью закончен строительством первый калийный рудник мощностью в 1,5 млн. тонн в год и построена обогатительная фабрика в 1,2 млн. тонн в год. Кроме того в этот ясе период усиленно производились работы по проходке второго рудника такой ясе мощности, с окончанием постройки которого мы сможем ежегодно давать 3,0 млн. тонн калийных солей для сельского хозяйства.

Широкое развитие получила анило-красочная промышленность, которая в довоенный период представляла собой жалкий придаток к германской анилиновой промышленности; на предприятиях России перерабатывались полуфабрикаты, ввозимые из Германии. Начало организации самостоятельной советской анило-красочной промышленности относится к 1927/28 г., так как до этого анило-красочная промышленность вынуждена была работать преимущественно на иностранном сырье, на которое СССР тратил десятки миллионов рублей.

За годы первой пятилетки произведена полная реконструкция анило-красочной промышленности, в новые предприятия которой вложено около 100 млн. руб. Это обеспечило рост продукции анило-красочной промышленности за 4 года больше чем в 2 раза и, что самое главное, обеспечило создание внутренней сырьевой базы. Уже на собственном сырье СССР добился в первой пятилетке исключительных успехов в производстве большого количества новых химических продуктов, имеющих важнейшее значение для народного хозяйства Союза.

Коксохимическая промышленность царской России даже небольшую потребность в продуктах коксохимии (за исключением кокса) удовлетворяла за счет ввоза из-за границы. Из 5 000 коксовых печей дореволюционной России только 300 печей были рекуперационного типа с установками для улавливания ценных побочных продуктов. До 1927 г. мы успели полностью восстановить коксохимическую промышленность и значительно реконструировать старые коксохимические предприятия. Однако общий объем химической продукции, получаемой при коксовании, к началу первой пятилетки был незначителен, что потребовало в первой пятилетке создания этой отрасли химической промышленности заново.

За годы первой пятилетки химическая продукция коксохимии возросла в 3½ раза. Из общего выжига кокса в последнем году пятилетки 80% выжига падает на вновь построенные и реконструированные коксохимические предприятия. Больше того, из общего количества поступающей в переработку каменноугольной смолы 92% смолы к концу пятилетки перерабатывается на вновь построенных смолоразгонных заводах. Исключительные сдвиги произошли в коксохимической промышленности, давшей ряд совершенно новых продуктов, имеющих большое народнохозяйственное значение.

Все это обусловило полное освобождение СССР от иностранной зависимости в отношении продукции коксохимии.

Резиноасбестовая промышленность в царской России существовала как отрасль, производившая главным образом предметы широкого потребления — галоши, игрушки и пр. В первой пятилетке, наряду с развитием производства предметов широкого потребления, резиновая промышленность развернула массовое производство технических и автомобильных изделий.

За годы пятилетки резиноасбестовая промышленность подверглась коренной технической реконструкции и стала крупной индустриальной отраслью в отличие от дореволюционной резиновой мануфактуры.

Огромное техническое перевооружение резиновой промышленности обеспечило завершение ее первой пятилетки вместо 5 лет в 3 года. Производство технической резины в 1932 г. возросло по сравнению с 1913 г. на 89,3% и в 3 раза против 1928 г. Продукция химии «Б» в 1932 г. увеличилась по сравнению с 1928 г. в 2,4 раза.

Здесь не учтен новый гигант — Ярославский резиноасбестовый комбинат, вступивший в эксплуатацию в конце 1932 г. и рассчитанный на ежегодный выпуск более 6 млн. штук автомобильных шин, 35 000 тонн асбестовых изделий, 25 000 тонн резиновой подошвы и прочих резиновых изделий, общей стоимостью около 900 млн. руб.

От мелких, по преимуществу кустарных, предприятий в лакокрасочной промышленности, рассчитанных на производство простейшего круга лаков и красок и на импортное сырье, СССР к концу пятилетки пришел с значительно возросшей как по объему, так и по техническому уровню лакокрасочной промышленностью.

Внедрены новые методы производства, новые виды сырья. Продукция лакокрасочной промышленности возросла с 60 млн. руб. в 1928 г. до 120 млн. руб. в 1933 г., что дает рост в сравнении с 1913 г. в 4½ раза. Такого объема лакокрасочной продукции СССР достиг почти полностью на базе собственного сырья с широким развитием производства растворителей, применения искусственных минеральных масел, развития производства синтетических смол и использования отходов различных отраслей промышленности.

Химико-фармацевтическая промышленность, так же как и ряд других отраслей химической промышленности, является достоянием советской химии. В дореволюционное время химико-фармацевтическая промышленность отсутствовала, и лишь в лабораториях при крупных аптеках производились некоторые фармацевтические препараты.

Первоочередной задачей нашей химико-фармацевтической промышленности явилось изыскание рецептур, освоение технологии весьма значительной номенклатуры производств, а также создание собственной сырьевой базы. В настоящее время эту задачу можно считать в основном решенной. Мы имеем уже сейчас возможность выпускать продуктов химико-фармацевтической промышленности ежегодно на сумму свыше 60 млн. руб. Помимо массового выпуска лекарственных препаратов, химических реактивов и технохимических продуктов в химико-фармацевтической промышленности организовано большое количество новых производств.

Производство пластических масс до начала пятилетки в Советском союзе было совершенно ничтожно — около 3 тыс. тонн в год. За первую пятилетку было развернуто строительство новых заводов. Лишь на новое строительство в последние два года было затрачено 40 млн. руб. Это обеспечило рост валовой продукции пластических масс в 1932 г. до 50 млн. руб. Строительство первого крупного комбината (Владимирского) и расширение существующих предприятий делает вполне возможным уже в ближайшие год-два утроение достигнутого в 1932 г. объема продукции.

Пластические массы все в большей мере внедряются в промышленность, и особенно ценным является осуществляемый уже в текущем году переход на выработку из пластических масс ценных технических деталей: бесшумные шестерни, рулевые штурвалы, детали для автоблокировки, тракторов и пр.

Промышленность искусственного волокна начала развиваться в самые последние годы. В дореволюционной России существовала единственная фабрика, вырабатывавшая 100 тонн шелка в год при ежегодном импорте из-за границы 700‑800 тонн.

Строительство предприятий искусственного волокна было развернуто только в первой пятилетке. Две фабрики уже закончены строительством и сданы в эксплуатацию, а третья будет пущена к 1933 г. Это обеспечило огромное развитие производства искусственного волокна, что является лишь первым шагом в организации этой новой отрасли народного хозяйства. Важнейшие объекты строительства еще не закончены и вступят в эксплуатацию во втором пятилетии. Однако размах, приданный строительству этой промышленности, вполне гарантирует ее быстрейшее развитие.

Особенно ценным является впервые начатое в Советском союзе производство синтетического каучука. Наша резиновая промышленность вынуждена развивать свое производство на ввозе каучука из-за границы. Отмечая это обстоятельство на конференции хозяйственников, т. Сталин говорил: «У нас имеется в стране все, кроме разве каучука. Но через год-два и каучук мы будем иметь в своем распоряжении».

Советская промышленность за годы пятилетки, помимо широких мероприятий в области развития растительных каучуконосов, поставила производство синтетического каучука как кратчайшего пути к разрешению проблемы каучука и скорейшего освобождения СССР от иностранной зависимости.

В результате успешного завершения научно-исследовательских работ по синтезу каучука построены (первая очередь) два завода синтетического каучука и завершается строительство еще двух. Это дает возможность резиноасбестовой промышленности уже в 1933 г. получить значительные количества советского каучука.

Наряду с указанными достижениями советской химии, необходимо упомянуть о других важных достижениях в области синтетического производства. Синтетические растворители, смолы, лаки, метанол, уксусная кислота и ряд других новых производств — вот далеко не полный список впервые освоенных в Советском союзе производств за годы пятилетки.

Лесохимическая промышленность дореволюционной России была особенно отсталой отраслью народного хозяйства и состояла из ряда кустарных промыслов. Огромные лесные ресурсы страны истреблялись на производство малоценных продуктов, в то время как высокоценные продукты лесохимии, как канифоль и т. д., импортировались из-за границы. Перед СССР стояла задача заново построить эту важнейшую отрасль народного хозяйства. На смену кустарному смолокурению приходят новые, технически совершенные предприятия по переработке древесного осмола, производящие взамен малоценной смолы высокоценную канифоль и скипидар. Первый крупный завод такого типа (Вахтон в Горьковском крае) построен в 1928 г. силами советских инженеров.

Широкое развитие получили терпентинно-канифольные заводы, перерабатывающие живицу (продукт подсечки, не практиковавшейся в довоенной России). В области сухой перегонки дерева также достигнуты крупные успехи, в частности по переугливанию древесины с полным улавливанием всех побочных продуктов. Первый крупный завод на высокой технической базе (по методу беспрерывного действия) построен на Урале.

Значительно выросло производство высокоценных продуктов лесохимии. Общий размер валовой продукции лесохимической промышленности (в млн. руб. в ценах 1926/27 г.) возрос с 30 млн. руб. в 1928 г. до 100 млн. руб. в 1932 г., т. е. почти в 3 раза.

Все эго свидетельствует о том, что советская химическая промышленность целиком создана в первой пятилетке.