---Топливо
Топливо
Важнейшим условием форсированного развития промышленности и всего народного хозяйства в годы первой пятилетки явилось укрепление и расширение топливной базы Союза до таких размеров, при которых обеспечивалось бы бесперебойное развертывание промышленности и народного хозяйства в целом.
Укрепление и расширение топливной базы страны на основе ее технического перевооружения, устранение и смягчение исторически сложившихся диспропорций в размещении промышленных центров и топливных баз, создание новых топливных центров, увязанных с крупнейшими промышленными центрами или комбинатами, расширение использования местных топливных ресурсов страны и решительное улучшение использования всех видов топлива — вот те пути, по которым шло разрешение поставленной задачи. Во всех указанных направлениях за первую пятилетку достигнуты крупные успехи.
В дореволюционной России топливоснабжение крупнейшего промышленного центра — Ленинграда и всего Северо-западного района базировалось почти целиком на импортном английском угле, ввоз которого в 1913 г. составил около 7,8 млн. тонн; второй крупнейший промышленный центр — Москва и весь Центрально-промышленный район — базировался почти исключительно на привозном топливе: донецких углях и нефтетопливе, при ничтожном использовании местных углей и торфа.
Начатая еще в восстановительный период в широких размерах добыча местных видов топлива в течение первой пятилетки получила дальнейшее мощное развертывание. Так, добыча промышленного торфа составила в 1932 г. 13,8 млн. тонн вместо 1,7 млн. тонн в 1913 г. и 5,2 млн. тонн в 1928 г.
Добыча местных углей составила в 1932 г. 12,2 млн. тонн вместо 2,8 млн. тонн в 1913 г. и 6,7 млн. тонн в 1927/28 г. Введен в эксплуатацию целый ряд новых месторождений угля, в том числе крупный Карагандинский бассейн, Букачачинское месторождение, Ткварчельское, Печорские угли, украинские бурые угли и ряд других.
К концу первой пятилетки местное топливо в топливном балансе Ленинградской области занимает уже 30% и Московской области — 46%. От импортного угля СССР освободился полностью еще до первой пятилетки.
Общий размер добычи топлива (без самозаготовок дров и торфа населением) составил в 1932 г. 100,6 млн. тонн условного топлива против 56,8 млн. тонн в 1927/28 г. и 103,6 млн. тонн, намеченных по пятилетнему плану на 1932/33 г., что дает рост за пятилетку на 77,1% при выполнении заданий пятилетнего плана на 97,1%. Расход топлива внутри страны составил в 1932 г. 96,0 млн. тонн условного топлива против 53,2 млн. тонн в 1927/28 г.
Основные структурные сдвиги топливного баланса за пятилетку видны из следующей таблицы:
|
Как видно из данных таблицы, по структуре топливодобычи задания пятилетнего плана еще полностью не выполнены (несколько более высокая доля в 1932 г. нефтетоплива и дров при недостижении намеченного планом удельного веса по углю). Тем не менее сдвиги в топливном балансе огромны. За годы пятилетки расширен круг крупнейших потребителей местных топливных ресурсов, прежде всего по линии электростанций (Шатурка, Горгрэс, Ивгрэс, «Кр. Октябрь», Брянская ГРЭС, Осингрэс и др. на торфу; Кизеловская, Челябинская, Каширская, Штеровка, Зуевская и др. на местных углях или отходах). Из общего производства электроэнергии на районных станциях в 1932 г. 55,6% энергии произведено станциями, работающими на местных видах топлива, в том числе на торфу — 20,95%, на подмосковном угле — 5,7%, на донецком штыбе —11,3%.
В первой пятилетке успехи теплотехники обеспечили полное освоение сжигания твердого топлива в пылевидном состоянии (Штеровка, Кашира и др.).
Развитие фрезерного способа торфодобычи имеет огромное значение для механизации торфодобычи и удешевления стоимости торфа. Однако применение этого способа упиралось в трудность сжигания фрезерного торфа, и потому большое значение имеет то обстоятельство, что за первую пятилетку советская теплотехника полностью овладела процессом сжигания фрезерного торфа в смесях и подготовила полное разрешение проблемы сжигания фрезерного торфа в чистом виде. Это дало возможность поднять удельный вес фрезерного торфа в 1932 г. до 35% общей добычи торфа.
За годы пятилетки теплотехника точно так же разрешила проблему рационального сжигания бурых углей и других низкосортных видов топлива (штыбы, отходы обогащения, сланцы, опилки и т. д.), равно как использования отходящих газов.
Создание второй угольно-металлургической базы на Востоке — Урало-кузнецкого комбината — дало крупнейший толчок к развитию Кузбасса, добыча угля в котором в 1932 г. на 22% превысила проектировки пятилетнего плана на 1932/33 г. Создана заново третья угольная база — Карагандинский угольный бассейн.
Индустриализация страны обусловила значительное расширение потребления топлива на производственно-промышленные цели, причем доля потребления топлива промышленностью и электростанциями за пятилетку выросла в общем промышленно-техническом балансе топлива с 64,4% к началу пятилетки до 69,1% к концу пятилетки.
Громадный рост тракторного и автомобильного парков вызвал соответственные изменения в структуре топливопотребления, резко увеличив требования на моторное топливо.
Развитие топливной промышленности за годы пятилетки обеспечило удовлетворение потребности страны в топливе как по объему, так и по видам.
Каменный уголь
Итоги первой пятилетки по каменноугольной промышленности характеризуются следующими данными:
|
Первая пятилетка значительно изменила географическое размещение каменноугольной промышленности, повысив удельный вес восточных районов угледобычи и создав новые угольные базы на окраинах Союза: Караганда, Ткварчеллы в Закавказье, Боровичи в Ленинградской области, Печора на Крайнем Севере, Райчихинские угли в ДВК, Букачачинское месторождение в Восточной Сибири и др. Удельный вес Донбасса в угледобыче уменьшился с 78% в 1927/28 г. до 70% в 1932 г., увеличился удельный вес Кузбасса с 7,2% до 11,6%, увеличился удельный вес Восточной Сибири, ДВК и Ср. Азии. Возросли значение и удельный вес Подмосковного бассейна.
Большой объем капиталовложений позволил провести глубокую реконструкцию каменноугольной промышленности. В годы первой пятилетки была развернута широкая работа по механизации угледобычи. Механизация зарубки угля в забое с 15,7%. в 1927/28 г. возросла к концу пятилетки до 63,6% по Союзу. Уровень механизации по Донбассу достиг в 1932 г. по сравнению с капиталистическими странами следующих размеров:
|
Механизация зарубки угля на 71,9% позволила в два раза увеличить скорость продвигания забоя — с 100 метров в месяц до 330 метров. Одновременно механизация забоя позволила перейти на более совершенную систему работ — длинными лавами, повысив использование врубовых машин.
К концу пятилетки большая работа развернута по механизации откатки, по которой за предшествующие годы мы достигли меньших результатов
За первую пятилетку значительно увеличилось число работающих механизмов. Число тяжелых врубовых машин увеличилось с 550 штук в 1928 г. до 1470 к концу 1932 г., число отбойных молотков с 1928 г. по 1932 г. увеличилось с 71 шт. до 7 376. Значительно увеличился парк конвейерных установок, электровозов и других механизмов.
Производительность врубовой машины по Союзу в 1932 г. составила 35,7 тыс. тонн против 26,1 тыс. тонн в Германии (Рур), 21,9 тыс. тонн в САСШ и 21,6 тыс. тонн в Англии. Выше, чем в капиталистических странах, также и производительность отбойного молотка.
За первую пятилетку было широко развернуто новое шахтное строительство. К началу первой пятилетки добыча угля из старых шахт составляла 97,5% всей добычи; новых шахт в строительстве было всего лишь 25, общей мощностью в 18,5 млн. тонн. В первую пятилетку и в особенности начиная с 1930 г. было развернуто громадное строительство новых шахт. Всего к началу второй пятилетки находится в строительстве 186 шахт общей мощностью в 146,5 млн. тонн. Сдано в эксплуатацию в первой пятилетке 129 крупных шахт[1] общей мощностью около 50 млн. тонн. В результате добыча из новых и реконструированных шахт в первом голу второй пятилетки составит 56,5% от всей добычи против 2,5% в 1927/28 г.
В итоге первой пятилетки резко изменился тип шахт. Если до первой пятилетки мощность наиболее крупных шахт не превышала 500‑600 тыс. тонн, то теперь основным типом нового шахтного строительства в основных районах являются шахты мощностью от 1,0 млн. тонн и выше.
За годы пятилетки значительно усилилась концентрация производства. Средняя продукция на одну шахту по Донбассу достигла в 1932 г. 127 тыс. тонн против 80 тыс. тонн к началу пятилетки и 21 тыс. тонн в 1913 г.
Наряду с крупными вложениями в шахтное строительство за первую пятилетку были вложены громадные средства и на улучшение материально-культурных условий жизни рабочих. Жилищный фонд в угольной промышленности за пятилетку увеличился с 2050 тыс. м² до 5222 тыс. м³, или в 2,6 раза, при увеличении числа рабочих на 58%.
В течение первой пятилетки в результате широко развернувшихся геологоразведочных работ чрезвычайно расширилась и геологическая база каменноугольной промышленности: общие геологические запасы каменного угля, исчислявшиеся до войны в 221,6 млрд. тонн, а к началу первой пятилетки (1928 г.) в 553,6 млрд. тонн, к концу ее возросли до 1073,8 млрд. тонн.
Если в начале первой пятилетки реконструкция каменноугольной промышленности встречала некоторые затруднения ввиду слабого развития горного машиностроения и производства специальных видов оборудования, то к концу пятилетки создана прочная база отечественного машиностроения, обеспечивающая завершение технической реконструкции и механизации каменноугольной промышленности.
Нефть
Глубокая техническая реконструкция добычи и заводской переработки нефти обеспечила выполнение нефтяной пятилетки в 2,5 года. В 1932 г. добыча нефти и газа составила 22,2 млн. тонн против 21,7 млн. тонн, заданных по плану на последний год пятилетки. Соответственно перевыполнено и задание по переработке нефти. В 1932 г. переработано 20,0 млн. тонн против 19,1 млн. тонн по пятилетнему плану. Нефтяная промышленность СССР в итоге пятилетки заняла второе место в мире.
К началу второй пятилетки введен в эксплуатацию ряд новых районов, имеющих большие перспективы промышленного развития (Стерлитамак, Сахалин, Туркмения, Грузнефть и ряд месторождений вблизи старых районов).
Разведочные и эксплуатационно-разведочные работы, проведенные за первую пятилетку, обеспечили открытие ряда новых богатых пластов, давших большую часть нефтедобычи первой пятилетки (Сураханские VI и V, Кармакинская и Подкармакинская свиты и пласты на Б.‑Эйбате, Новогрозненские пласты XVI, XXI и т. д.).
Фонд действующих скважин значительно возрос, составит на конец 1932 г. 5 986 скважин против 4 760 к началу пятилетки. При этом самый состав скважин интенсивно обновлялся. Скважины, перешедшие от дореволюционного времени теперь уже не играют сколько-нибудь заметной роли. Если в 1926/27 г. они еще давали свыше 20% от общей добычи, то уже в 1931 г. их доля упала до 5%. Значительная добыча была получена с новых площадей, разведанных и оборудованных в последние годы (прежде всего на засыпанной Б.‑Эйбатской бухте), составившая в 1928/29 г. 1 054 тыс. тонн и в 1931 г. — 2 637 тыс. тонн, или около 11,5% всей добычи.
Нефтяная промышленность вступила в первую пятилетку, в основном завершив процесс технической реконструкции промыслового хозяйства как по линии эксплуатации, так и по линии бурения. В первой пятилетке были развиты и закреплены достигнутые результаты реконструкции нефтедобычи и коренным образом была реконструирована переработка нефти.
Компрессорная добыча в 1924/25 г. составляла всего лишь 17,5% к общей добыче, в 1927/28 г. удельный вес компрессорной добычи составил 18,5%, а в 1932 г. — 51,3%. Доля добычи нефти тартанием снизилась с 94,1% в 1913 г. до 6,3% в 1927/28 г. и до 0,3% в 1932 г.
Вращательное бурение, заменившее старые, технически несовершенные способы бурения, в 1932 г. заняло по удельному весу 94,2%.
Внедрение вращательного бурения позволило резко увеличить скорость проходки скважин, Вот данные, характеризующие скорость проходки скважин в метрах на станко-месяц:
1927/28 г. 1932 г. Азнефть ......... 69,7 135,0 Грознефть ....... 47,8 91,0 Майнефть ........ 81,2 106,0
Применение совершенных методов бурения повысило производительность труда на 1 рабочего по Азнефти с 3,61 м и месяц в 1928/29 г. до 4,57 м в 1932 г.
Выросла ташке добыча нефти в месяц на 1 рабочего, составив в тоннах:
1928/29 г. 1932 г. Азнефть ........ 80,0 129,0 Грознефть ...... 535,0 885,0 Майнефть ....... 111,0 830,0
В электрификации промыслового хозяйства мы обогнали уже САСШ. Электрификация механизированной нефтедобычи составила (в %):
1920/21 г. 1928/29 г. 1932 г. Азнефть: ....... 64,3 98,0 100,0 Грознефть: ..... 20,5 92,5 98,0
Конечным результатом проведенной реконструкции промыслового хозяйства явилось снижение себестоимости тонны нефти в 1932 г. на 30% в сравнении с 1927/28 г., и снижение себестоимости метра эксплуатационного бурения в 1932 г. на 26,5% по отношению к 1927/28 г.
Первая пятилетка разрешила проблему реконструкции нефтепереработки. К настоящему моменту нефтяная промышленность полностью освоила новейшие американские нефтеперегонные установки — трубчатые батареи по первичной переработке и крекинг-установки по вторичной переработке. В результате этого выход светлых нефтепродуктов увеличился с 31% в 1927/28 г. до 41%; в 1932 г. Освоены новые производства дорогих сортов масел, брайтстоков, мылонафта, нефтяного кокса, сажи, парафина и др. Если к началу пятилетки в Баку перерабатывалось 65% добытой нефти, то в 1932 г. вся нефть — легкая и тяжелая — пошла в переработку.
За первую пятилетку построено 27 трубчаток и 5 кубовых батарей первичной гонки проектной мощностью в 15,1 млн. тонн. В 1932 г. мощность перерабатывающих заводов по Союзу превышает 23,0 млн. тонн первичной переработки. Построено 24 крекинга общей мощностью в 3,3 млн. тонн переработки сырья, к началу же пятилетки в СССР в эксплуатации не было ни одного крекинга. Построен ряд масляных установок общей мощностью в 1,1 млн. тонн, впервые построены сажевые, коксовые заводы и другие установки. В итоге пятилетки советским машиностроением освоено производство трубчаток, крекингов и важнейшего эксплуатационного оборудования.
За пятилетку создана сеть мощных нефтепроводов: нефтепровод Баку — Батум протяжением в 822 км и пропускной способностью в 1,0 млн. тонн, нефтепровод Грозный — Туапсе протяжением в 618 км и пропускной способностью в 1,7 млн. тонн и продуктопровод Армавир — Трудовая протяжением 486 км и пропускной способностью в 1,7 млн. тонн. Приступлено к строительству мощного Эмба-Орского нефтепровода, и выстроен ряд мелких магистралей.
Торфяная промышленность
В итоге первой пятилетки торфяная промышленность превратилась в крупную отрасль народного хозяйства.
Общая добыча промышленного торфа составила в 1932 г. 13,5 млн. тонн против 12,3 млн. тонн по пятилетнему плану. Пятилетка выполнена в четыре года на 112%.
Новые торфохозяйства, введенные в первой пятилетке в эксплуатацию, дали в 1932 г. 3 040 тыс. тонн торфа, реконструированные хозяйства — 3 360 тыс. тонн. Общий размер добычи торфа по новым и реконструированным хозяйствам составил в 1932 г. 6400 тыс. тонн, или 52% от всей добычи 1932 г. по системе НКТП.
Проектная мощность находящихся в стройке крупных новых и реконструируемых торфохозяйств составляет 15,5 млн. тонн.
Произведена глубокая реконструкция в способах торфодобычи. В 1928 г. механизированная добыча составляла по удельному весу 15%. Пятилетний план намечал на конец пятилетки рост удельного веса механизированной добычи до 30%, фактически же в 1932 г. механизированная добыча составила 50% всей торфодобычи. Особое значение приобрел фрезерный способ, наиболее технически совершенный: против наметок на конец пятилетки в 4% в 1932 г. добыто фрезерным способом 35% от всей добычи.
В результате технического перевооружения торфяной промышленности производительность труда возросла за пятилетку на 62%.
В итоге пятилетки торф занял видное место в топливном балансе страны, значительно уменьшив зависимость ряда районов от дальнепривозного топлива.
Сланцы
Включение сланцев в промышленную разработку относится к первой пятилетке. За первую пятилетку построено 3 новых рудника общей мощностью около 1,7 млн. тонн (опытный Гдовский — 200 тыс. тонн, Кашпирский на Ср. Волге — 1,0 млн. тонн и Савельевский на Н. Волге — 500 тыс. тонн.
Подготовляется на Гдове строительство двух мощных рудников — не меньше 2 млн. тонн. Этим создана база для дальнейшего развития сланцевой промышленности. Сланцевая промышленность из кустарной отрасли с добычей в десятки тысяч тонн превращается в крупную механизированную отрасль.
За годы первой пятилетки подведен прочный фундамент под всю топливную базу страны. Произведена коренная перестройка топливной базы. Топливо является важнейшим элементом технической реконструкции народного хозяйства, и те крупнейшие успехи в развитии топливного хозяйства и создании отечественной машиностроительной базы, которые достигнуты в этой области в первой пятилетке, обеспечивают дальнейшее развитие энергетической базы в размерах, необходимых для завершения в пределах второй пятилетки технической реконструкции всего народного хозяйства в целом.
Примечания:
[1] Общее количество сданных в эксплуатацию шахт включая и мелкие, составит 179 мощностью около 57 млн. тонн.