Каганович — Сталину 7 июня [1932 г.]
7/VI
Здравствуйте, т. Сталин!
1) Только что кончили совещание членов ПБ с наркомами о III квартале. Наше постановление мы не оформили еще, посылаем шифровкой его Вам, чтобы получить Ваше мнение. Госплан выдвигал сокращение капитальных работ на 1 миллиард по сравнению с вторым кв[арталом], но мы высказались за размеры II кв[артала]. Обычно этот III кв[артал] идет выше II, но учитывая и продовольственные ресурсы и нецелесообразность перебарщивания в отношении эмиссии, мы сошлись на цифре II кв[артала], не ниже и не выше. Очень плохо дело обстоит с режимом экономии и себестоимостью строительства. Я подчеркнул, что Ваши указания на этот счет, данные при обсуждении II квартала, выполняются очень плохо. Самое главное и опасное то, что хозяйственники мало заботятся о рубле.
Предложили мы еще выделить часть денег на те предприятия, которые работают на ширпотреб. Московские кустпромкооператоры в беседе со мной указали, что если им дадут небольшую сумму кредита для некоторого улучшения предприятий, они смогут значительно увеличить свою продукцию. Я им обещал это сделать, но эту же поддержку надо оказать кустпромкооперации в целом. Я думаю, т. Сталин, что надо Наркомтяжпрому и другим выделить часть своих предприятий специально на ширпотреб наряду с использованием всех других предприятий.
2) Выделили мы комиссию для подработки вопросов подготовки уборочной кампании. Как только будет готов проект, я сейчас же его пришлю Вам1.
3) Сегодня же мы обсудили вопрос о статье Ярославского. Вызвали бюро редколлегии. Он сам, несмотря на наши выступления и разъяснения, не понял своей ошибки, что своей статьей он помог врагам. Мы, обсудив, приняли следующее постановление: «а) Признать статью т. Ярославского грубо ошибочной, неправильной с фактической стороны и вредной политически, б) Указать бюро редакции «Правды» на то, что она допустила ошибку, поместив эту статью на страницах «Правды», в) Освободить т. Ярославского от работы в качестве члена редакции «Правды».
Думаю, что мы поступили правильно, освободив его от «Правды» и «Правду» от него. Он смешивал функции секретаря ЦКК с функциями члена редколлегии, работая в «Правде» как ЦККист, а в ЦКК как журналист. Вы совершенно правы, что он не умеет пользоваться оружием газеты, он до последней минуты не понял своей политической ошибки.
4) Посылаю Вам записку ОПТУ о к[онтр]рев[олюционной] группировке на линкоре «Марат», материал, заслуживающий внимания и требующий усиления нашей бдительности2.
5) От Славуцкого получена телеграмма, в которой он сообщает, что Охаши от имени Манчжуго настаивает повторно на признании нами Маньчжурского правительства. Эта настойчивость довольно подозрительна, так как сам Охаши принадлежит к группе фашистов. По имеющимся сведениям, Сайто дал как раз противоположные директивы своим представителям в Маньчжурии, он им предлагает не форсировать этого вопроса, ибо признание нами Манчжуго до того, как они (японцы) это сделают сами, осложнит обстановку. Он прямо предлагает не забегать вперед с признанием Манчжуго со стороны СССР. По имеющимся сведениям, Охаши получил эту телеграмму Сайто после разговора со Славуцким, но он может вновь поставить этот вопрос. Мы этот вопрос не обсуждали еще, прошу Вас написать, как нам быть. Кажется, что нам не нужно торопиться с этим признанием.
Ну на этом сейчас кончу. Завтра, 8-го, у нас очередное ПБ, после чего напишу вновь.
До свидания. Привет. Ваш Л.Каганович.
_______________________
1 В состав комиссии входили: Молотов (председатель), Каганович, Калинин, Орджоникидзе, Микоян, Яковлев, Межлаук В., Криницкий (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 887. Л. 9).
2 Записка отсутствует.