Шифртелеграмма А.А. Андреева И.В. Сталину о репрессиях в Таджикистане. 2 октября 1937 г.
2 октября 1937 г.
№ 2133/ш
Москва, ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ
Ознакомился с положением в Таджикистане. Видно, что враги здесь поработали основательно и чувствовали себя довольно свободно. Арестованы и пока не замещены: предсовнаркома и замы, председатель ЦИКа и секретарь, почти все наркомы, 15 секретарей райкомов, придется еще снимать и арестовывать значительное количество участников антисоветской организации.
Наиболее пораженными работой врагов оказались пограничные районы и по кадрам и заселение этих районов кулацкими и басмаческими элементами. Граница охраняется очень плохо, переход в Афганистан и обратно не представляет никаких трудностей. *Следовало бы поручить НКВД очистить приграничную полосу от кулаков и басмачей, а также усилить погранохрану.*[1]
Та же картина вредительства, что и в Узбекистане по хлопку, промышленности. Но особенно тяжелая картина в результате вредительства со школами, техникумами и вузами. Много школ просто закрыто, не хватает учителей и нет переведенных учебников.
С кадрами для выдвижения в Таджикистане значительно труднее, чем в Узбекистане. Намечаем:
1) Взять лучших первых секретарей и председателей РИКов на укомплектование наркоматов, совнаркома и ЦИКа, на место их выдвинуть вторых секретарей и работников комсомола.
2) Перевести в Таджикистан часть таджикских работников из Узбекистана. Кроме того, я прошу помочь Таджикистану посылкой 30 работников масштаба секретарей райкомов, их можно использовать преимущественно в приграничных районах на должностях вторых секретарей с задачей подготовить национальные кадры.
Вчера открылся пленум, на котором был подробно изложен материал о раскрытом антисоветском заговоре в Таджикистане. Идут прения, критикуют Ашурова и Фролова за покровительство врагов и невнимание к сигналам, разоблачающим Рахимбаева и других, зажим критики в организации. Фролова безусловно надо снять, что касается Ашурова, надо, чтобы пленум еще обсудил, но его можно бы попробовать, после того как основательно побьют, оставить первым секретарем, показаний об его участии в антисоветской организации пока нет, кроме националистических связей в 23—24 годах, опрашивали Икрамова и близкого к Ашурову Максумова, они отрицают участие Ашурова. **Вторым секретарем можно выдвинуть приехавшего со мной из ОРПО ЦК Ершова**[2].
Кандидатов на председателя ЦИКа и предсовнаркома пока сообщить не могу, надо присмотреться и проверить людей. Так как в СНК никого нет, прошу разрешить назначить ***Протопопова зампред. СНК, он безусловно подойдет***[3].
Имея Ваше поручение побывать в Туркмении, прошу указаний как быть — выехать ли в Москву на пленум, или заехать в Туркмению и как быть Вельскому. По Туркмении на наш запрос получили следующую информацию: «Кроме известных Вам Атабаева, Айтакова и Сахатова арестованы как актив контрреволюционной организации 7 наркомов, 5 заведующих отделов ЦК, 3 секретаря окружкомов, 7 секретарей райкомов. Большинство сознались. *Секретарь ЦК Анна-Мухамедов и врид председателя ЦИКа Батыр-Атаев связаны с троцкистами и контрреволюционными националистами.* Возникает вопрос о привлечении их к ответственности. Вскрыта контрреволюционная троцкистско-вредительская организация на транспорте во главе с *начальником дороги Еремеевым* и начальниками всех основных служб.[4]
АНДРЕЕВ
[1] *—* Здесь и далее - подчеркнуто карандашом.
[2] **—** фамилия обведена в кружок и поставлена цифра «1».
[3] ***—*** фамилия обведена в кружок и поставлена цифра «2».
[4] На шифртелеграмме имеется рукописная резолюция: «Сталинабад. Андрееву. Санкционирую первым секретарем Протопопова, вторым Искандерова, пред. СНК — Курбанова, пред. ЦИКа — Шигодаева. Ашурова и Фролова придется арестовать. Вам придется выехать на Пленум ЦК ВКП(б) в расчете быть в Москве 10 октября. Вельский пусть выедет через несколько дней в Туркмению для очистки. Инструкцию получит он от Ежова. Сталин».