Берви-Флеровский Василий Васильевич (Флеровский Н.)

Берви-Флеровский Василий Васильевич (28.04 (10.05). 1829, Рязань — 4.10.1918, Юзовка) — социальный мыслитель, публицист, представитель революционного народничества. Родился в семье обрусевшего англичанина, профессор физиологии Казанского университета. В 1849 г. с “особым отличием” окончил юридический факультет Казанского университета. Определен сначала в Сенат, а затем в департамент Министерства юстиции, где проработал более 10 лет. Первая его статья об английском судопроизводстве “Очерки судебного управления в Англии” (1859) обратила на себя внимание министра юстиции (поручившего Берви-Флеровскому написать для него “проект преобразования”, который, впрочем, был признан слишком радикальным) и получила благожелательный отзыв Погодина. Фельетон же против Чичерина, опубликованный в “Петербургских ведомостях”, принес Берви-Флеровский известность в столице и других городах. В 1861 г. он получил из Харькова приглашение преподавать на кафедре финансового права, затем подобное предложение от юридического факультета Петербургского университета, стал готовиться к заграничной поездке “для приготовления к профессорскому званию”. Однако поездка и назначение не состоялись, так как Берви-Флеровский попал в разряд “неблагонадежных”. В 1862 г. он написал адрес царю, письма к предводителям дворянства всех губерний России и обращение к посольству Англии, в которых выразил протест по поводу привлечения к суду 13 мировых посредников Тверской губернии, выступивших с конституционными заявлениями, за что был арестован и около 25 лет провел в тюрьмах и ссылке. В 1890 г. Берви-Флеровский переехал в Тифлис, а в 1893 г. уехал за границу — сначала в Женеву, затем в Лондон, где сотрудничал со Степняком-Кравчинским В 1896 г. возвратился в Россию, переехал к сыну в Юзовку где и провел остаток жизни. Творческое наследие Берви-Флеровского обширно и разнообразно. По социально-политическим, философским и экономическим вопросам он написал более 50 работ. Наиболее известны его труды “Положение рабочей класса в России” (Спб., 1869; 2‑е изд. — Спб., 1872); “Азбука социальных наук” (Ч. 1‑2. Спб., 1871: Ч. 3: В 3 вып. Лондон, 1894), “Свобода речи, терпимость и наши законы о печати” (Спб., 1869; 3‑е изд. - Спб., 1872). В книге “Положение рабочего класса в России”, на основании материалов местной статистики пришел к выводу о том, что голод и бедность увеличивают смертность, стимулируют рождаемость, а это ведет к «физическому и умственному» истощению нации. Он призывал к общественной солидарности «в пользу обездоленных классов». В выпусках “Азбуки...” (“Современная западноевропейская цивилизация. Греко-римская цивилизация; средние века: возрождение наук”; “XVII и XVIII века современной западноевропейской цивилизации”) в популярной форме изложил социально-политическую историю Европы. Полагая, в частности, что современное общество основано на господстве силы, Берви-Флеровский трактовал коммунизм как господство “слабых”, т. е. женщин, детей и стариков, туманное отношение к которым и определяет степень цивилизованности общества. Лучшей своей книгой считал “Критику основных идей естествознания” (Спб., 1904), подытожившую его 30‑летние усилия по созданию “научной этики”, которая, как он полагал, в отличие от религии и философии, сможет «научить человечество отличать добро от зла». Проповедуя систему социальной гармонии — «органический коммунизм», утверждал, что основное начало такого общественного порядка - «это работа сильных на слабых», требующая от людей не героизма и самоотвержения, а «просто склонности к благоразумию и цивилизации». Первым условием подобной «цивилизованности» считал организацию бесплатных школ. Социально-философские идеи Берви-Флеровского поддерживали Кавелин, издавший в 1878 г. его книгу “Философия бессознательного, дарвинизм и реальная истина”, и Коркунов.

А. А. Ширинянц

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М. А. Маслина. Сост.  П. П. Апрышко, А. П. Поляков. – М., 2014, с. 48‑49.