Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину с приложением копии телеграммы Г.Ф. Горбача о шпионской организации в Западно-Сибирском крае. 17 сентября 1937 г.
17 сентября 1937 г.
№ 60162
Совершенно секретно
СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ
Направляю копию телеграммы № 7837 Начальника УНКВД по Западно-Сибирскому краю тов. ГОРБАЧ[1]
ШИФРОВКА
Из Новосибирска
НАРКОМУ ВНУДЕЛ т. ЕЖОВУ
Нами арестован активный участник польской организации «войсковых братьев» капитан 2-го Отдела польского генштаба ПЕТРОВСКИЙ Петр Доминикович, работавший в Новосибирске в столовой УНКВД.
По показаниям Петровского вскрывается ряд *шпионских резидентур*[2] в Киеве, Москве, Сибири и Шепетовском районе УССР, насажденных братом арестованного капитаном 2-го Отдела польского главного штаба Петровским и сотрудником польского посольства в Москве. Петровский для разведработы в пользу Польши был завербован в 1930 году сотрудником польского посольства ЯНИШЕВСКИМ в Москве. По заданию ЯНИШЕВСКОГО занимался рассылкой денег польским разведчикам в Киев, Одессу и Свердловск. В 1931 году при попытке нелегального перехода границы Петровский был судим. После освобождения из лагеря в 1934 году с ПЕТРОВСКИМ связался приезжавший в Сибирь сотрудник польского посольства ЯНИШЕВСКИЙ и дал ему задание — создание шпионских резидентур в Новосибирске и Мариинске. ЯНИШЕВСКИЙ связал Петровского с руководителем Новосибирского филиала «Польской организации войсковой» политэмигрантом ПЛЕБАНЕК. По заданию ПЛЕБАНЕК ПЕТРОВСКИЙ в июле с.г. поступил на работу в столовую УНКВД, готовил массовое отравление сотрудников УНКВД, путем применения отравляющих веществ, которые обещало дать японское консульство в Новосибирске. По заданию ПЛЕБАНЕК ПЕТРОВСКИЙ связался с участником ПОВ — парикмахером УНКВД ВЕРТИНСКИМ, от которого получал шпионские сведения о работе УНКВД. ВЕРТИНСКИЙ в июне с.г. с работы уволен. Будучи арестованным ВЕРТИНСКИЙ показал, что был завербован для шпионской работы в пользу Польши перебежчиком ШЛЕЗИНГЕРОМ летом 1932 года.
По показанию ВЕРТИНСКОГО, он сообщил ШЛЕЗИНГЕРУ сведения о структуре наших органов, план расположения дома предварительного заключения и комнат УНКВД, характеристику руководящих работников, быт сотрудников, проводимых операциях по праздникам, выкрал и передал список арестованных. В 1932 году ВЕРТИНСКИЙ связался с ПЕТРОВСКИМ, которому он также передал ряд шпионских сведений. Подробно почтой.
15.09.1937 г. № 7837
ГОРБАЧ
[1] На первом листе имеется рукописная помета Сталина: «Т. Ежову. Не все ясно (см. в тексте)».
[2] *—* На полях имеется помета: «Что за резидентуры? Имена, фамилии. Ст.».