Письмо члена ВКП(б) А. Чалова из г. Зиновьевска И.В. Сталину о необходимости изменить практику хлебозаготовок в колхозах. 20 ноября 1931 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.11.20
Источник: 
Голод в СССР. 1929-1934: В 3 т. Т. 1: 1929 — июль 1932: Кн. 1. М.: МФД, 2011. (Россия. XX век. Документы). Стр. 548-549
Архив: 
РГАЭ. Ф. 7446. Оп. 5. Д. 113. Л. 27—27об. Подлинник. Рукопись.

20 ноября 1931 г.

Тов. Сталин, «борьба за хлеб — борьба за социализм» — эту фразу видим мы на каждом перекрестке улицы, слышим на каждом собрании и заседании, эта фраза брошена великим теоретиком и практиком — вождем всех угнетенных, когда наша страна — мировая житница — потеряла свое значение как житница, а нуждалась в привозе хлеба из-за границы. Борьба за хлеб означала добиться в советских условиях того, чтобы Россия снова стала житницей мирового значения. Мы этого добились, мы развязали хлебную проблему. Но сейчас механические коммунисты, которые не увязывают отдельной кампании с общей целью партии и которые не имеют хотя бы смутного представления об общей цели нашей партии, которые хватаются за какой бы то ни было лозунг, захватываются им до головокружения и делают партии медвежьи услуги. Сейчас лозунг «Борьба за хлеб — борьба за социализм» доводит до головокружения не только отдельных коммунистов, но и целые организации, забыли все остальное, забыли о смычке, забыли об опоре, а захватились «борьбой» за хлеб. Когда сеяли, тогда не думали, а когда собрали, тогда не хотят даже подсчитывать, какой колос, сколько смолотил, а накладывается план и вези. Здравомыслящие коммунисты доведены до такого состояния, что нельзя высказываться, что ты думаешь, будь автоматом, послали тебя на село, написали тебе план на сельсовет 70 тыс. пуд., а намолочено 20 тыс., ты как «коммунист» должен говорить, что план вполне реален и нужно выполнить, это его долг как «коммуниста», иначе он рискует потерять партбилет.

Я член партии с 1918 г., три года был в рядах Красной армии, партизан, но сейчас созданы такие условия, что выступить и сказать — это значит вынести себе приговор. Необходимо немедленно принять меры против беспардонного отношения к колхозам. У нас громадная масса колхозов останется без хлеба. Я сам очевидец хлебозаготовке, где в некоторых колхозах не останется даже кукурузы или ячменя. Передо мной сейчас лежит письмо моего племянника, которого я сагитировал идти в колхозы, и он пишет, что они остаются совершенно без хлеба. Это может привести к контрреволюции, кулак, которого мы ликвидируем как класс, сейчас получил новую базу: «Вас согнали, чтобы вас заморить голодом, и вот вам факты, в колхозе спрятать хлеб не так легко». И кулацкая агитация подтверждается фактами. Крестьяне прямо кричат — дайте нам паек, как и рабочему, но чтобы не остались мы голодные.

Безусловно, есть коллективы, которые пытались спрятать хлеб от советской власти, но это не говорит за то, что нужно не верить никакому коллективу и требовать от него того, что у него нет, или забрать хлеб, не оставив ни фунта на харчи. Я считаю, что в коллективизированных селах нужен новый метод хлебозаготовок, нужны уполномоченные в колхозы, которые следили бы за обмолотом и уборкой хлеба, и накладывать план в зависимости от урожая. Оставить же коллектив без хлеба — равносильно контрреволюции. Это вода на мельницу интервенции, контрреволюции. А такая установка хлебозаготовки неизбежно приведет к массовому голоду коллективов.

Не сочтите меня за того, который струсил перед трудностями, я знаю эти трудности и знаю, что мы победим, но я не могу равнодушно смотреть головотяпов, которые, забирая у коллектива до фунта хлеб, думают, что строят социализм.

А. Чалов