Письмо председателя сельсовета С. Баранниково Руднянского района Нижневолжского края В.Р. Резника в ЦК ВКП(б) о продовольственном обеспечении села и настроениях колхозников. 12 октября 1931 г.
12 октября 1931 г.
Товарищи! С 1924 г. работаю на общественной работе и с 1929 г. по настоящее время работаю председателем сельсовета, не имел никаких взысканий ни по партийной линии, ни по советской, твердо проводил генеральную линию партии, все хозяйственно-политические кампании выполнял по-большевистски, ни в правый оппортунизм, ни в левый загиб не попадал. Мой сельсовет по району во всех проводимых кампаниях шел впереди.
Но теперь вопрос обеспечивания колхозников продовольствием создал такое положение, что не только колхозники волнуются, но и все сельские ответственные работники зашли в тупик, и сейчас не знаем, куда мы идем и куда заворачиваем: или проводим генеральную линию партии, или генеральную линию левого загиба, связанного с вредительством.
Вот факты нашего села: коллективизации 100 %, едоков имеем 1275, лошадей — 157 шт., волов — 209 шт., валовой сбор урожая зерновых культур — 6966 ц, на семена оставлено 2110 ц. Хлебозаготовка — 3406 ц, на продовольствие колхозникам — 1300 ц, на фураж скоту — 150 ц.
27 сентября на общем собрании колхозников обсуждали проект распределения доходов урожая в колхозе. Когда правление колхоза высчитало, что на трудодень продовольственного хлеба 2 кг и денег 6,7 коп., то все колхозники были сильно взволнованы. Если некоторые колхозники получали хлеб авансом, то им уже ничего не осталось. Если в колхозе был оставлен фон[д] на фураж скоту, то 27 сентября особоуполномоченный РИКа и РК предложил сдать остав[шееся] только по 1 ц на лошадь, тогда как это количество с начала нового урожая скормлено, а что же будет весной 1932 г.? Можно полагать, что за отсутствием продовольствия колхозникам и по центнеру кормов скоту весенний план будет сорван. А ведь в постановлении ЦК ВКП(б) от 2 августа 1931 г. «О темпах дальнейшей коллективизации и задачах укрепления колхозов» говорится о том, что в центре всей работы поставить организационно-хозяйственное укрепление колхозов, организации строительной работы колхозов.
Но вопрос с продовольствием колхозников создает положение не на укрепление колхоза, а на расшатывание: колхозники бросают колхозную работу и бегут в города, лишь бы где прокормиться. Колхозная работа срывается, как зябь и другие работы. И если сильной урезкой пайка колхозника мы заставляем его бежать в город, вроде создаем стимул на вербовку рабсилы, то это — не генеральная линия партии. Ведь свободную рабсилу в колхозе можно в любое время взять.
Так вот, товарищи, положение сейчас среди колхозников напряженное. Колхозники ведут разговоры: «Что это делается? Лето работали — ни хлеба, ни денег. Не вредители ли это создают такое положение с целью расстройства массы колхозников?»
Наши убеждения на колхозников не действуют, что мы говорим, что период третьего, решающего, года пятилетки трудный. И само положение этого требует, чтоб хлеб в стране расходовать с большой экономией.
Если спросишь районных работников, как же быть, если с ноября у некоторых колхозников хлебные ресурсы исходят, с января 1932 г. у многих и т.д. К чему это приведет? Они отвечают, уже что будет, а план хлебозаготовок выполнять нужно.
И хлеб забирают административно. Приезжал особоуполномоченный РИКа и РК т. Климов 27 сентября 1931 г. и подчищает балансы те все хлебные ресурсы в колхозе, срезая все фонды, и предлагает 40 % сдать к 29 сентября: «Не сдадите, председатель колхоза и председатель сельсовета пойдут под суд». Если ему было сказано, что этот вопрос надо обсудить на ячейке, он говорит, что если ячейка против будет, распустить ячейку. И вывоз хлеба на обсуждение колхозников не выносится.
Как на все это смотрит ЦК ВКП(б)?
Прошу дать мне разъяснения по существу этого письма.
Член ВКП(б) Резник Василий Романович, № членского билета 181762
Адрес: почтовое отделение Рудня, Нижневолжский край, с. Баранниково, председателю сельсовета В. Резнику