Сталин — Кагановичу 7 сентября [1931 г.]
Здравствуйте, т. Каганович!
1) Получил проект Патека и «беседу» Карахана с Патеком. Возвращаю оба документа. Как видно, Карахан вел себя во время «беседы» глупо и неприлично. Карахан не понял того, что после истории с французами (опровержение ТАСС, данное 11/2 месяца тому назад) ни одно государство не решится взять на себя инициативу насчет пакта о ненападении без того, чтобы не получить «неприятности» от «оппозиции». Карахан не понял того, что поляки пытаются начать с нами переговоры о пакте, но начать так, чтобы формально инициатива исходила не от них. Карахан не понял того, что нам в конце концов безразлично по чьей инициативе происходят переговоры, лишь бы был подписан нужный нам пакт. И вот вместо того, чтобы уцепиться за повод, данный Патеком и его проектом, Карахан — по глупости — оттолкнул Патека и испортил дело. Что касается проекта Патека, то он ничуть не хуже первоначального проекта французов, послужившего, как известно, одной из баз переговоров между нами и французами1.
Для меня ясно, что Карахан и Литвинов допустили грубую ошибку, для ликвидации которой необходимо более или менее продолжительное время.
Кстати, почему проект Патека был вручен Карахану, а не Литвинову или Крестинскому? Обязательно выясните это дело и сообщите мне, пожалуйста.
2) Узнайте, пожалуйста, чему равняется: а) объем промышленной продукции (включая пищевую пр[омышленно]сть) за август в сравнении с июлем 31 года, б) объем пром[ышленной] продукции за август в сравнении с августом 30 года, в) объем промпродукции (включая пищевую) за 8 месяцев этого года в сравнении с 8 месяцами прошлого года — и сообщите мне по телеграфу.
Привет И.Сталин.
7/IX
________________________
1 Пакт о ненападении между СССР и Францией после долгих переговоров был парафирован 10 августа 1931 г. (ДВП. T. XTV. С. 452–454).