Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину с приложением копии телеграммы Д.М. Дмитриева о следствии по немецкому делу. 29 августа 1937 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1937.08.29
Метки: 
Источник: 
Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. 1937—1938. — М.: МФД, 2004, стр. 331-332.
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 254. Л. 98—103. Подлинник. Машинопись.

29 августа 1937г.

№ 59523

Совершенно секретно

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ

Направляю копию телеграммы[1] за № 961 нач. УНКВД по Свердловской области тов. ДМИТРИЕВА о ходе следствия по немецкому делу.

Народный комиссар внутренних дел СССР

Генеральный комиссар госбезопасности ЕЖОВ

НАРКОМУ ВНУДЕЛ - тов. ЕЖОВУ

Даю более полную сводку по состоянию следствия по немецкому делу на 25.VIII с.г.

По показанию арестованных сознавшихся германского подданного и совгражданина устанавливается весьма значительная работа германской разведки на Урале.

Начиная с 1930 года германский рейхсвер в последующем ГЕСТАПО и национал-социалистическая организация командируют на Урал своих агентов, ставят перед ними задачу проникновения на военные предприятия и установления связи с к.р. организациями, группами, существующими на Урале.

Германская разведка переключает на работу на Урал свою агентуру, которая до этого использовалась для разложения, освещения коммунистического движения внутри Германии...

Германская разведка привлекла к своей деятельности директора завода № 98 *МАЛЫШЕВА*[2], директора Молотовского орудийного завода *ПРЕМУДРОВА*, директора Верхисетского завода *КОЛГУЛИКИНА*, директора военного завода № 10 *ПЕТРАШКО*, директора Березниковского химкомбината *ПУЧКОВА* и его заместителя *РЫЦЛИНА, начальника железной дороги имени Кагановича *ШАХГИЛЬДЯНА*, секретаря Молотовского горкома *ВЫСОЧИНЕНКО*, председателя Молотовского горсовета *ФЕДОРЕНКО*, ряд других руководящих лиц. Широко организован шпионаж на военных предприятиях — заводах № 98, 10, 172, 19 и других. Немцы получали сведения о характере производства, о размере производства, номенклатуре производства и прочие сведения. Одновременно была организована крупная диверсионная организация на Уралмашзаводе, Березниковском, Соликамском комбинатах, на заводе № 10 и других предприятиях.

Организация ломала станки, организовывала брак, вызывала, производила аварии. Были подготовлены кадры для разрушительной работы в период войны.

Выявлен ряд новых организаторов поджогов на Уралмашзаводе, имевших место в 1933 году. В свое время следствием установили вину в поджоге германского подданного ИОСТА, теперь же устанавливается участие целой группы германских подданных в подготовке к осуществлению этого поджога. Выявлен ряд советских граждан, непосредственно причастных к этому поджогу.

Достоверно установлено: директор Уралмашзавода ВЛАДИМИРОВ, до этого разаблаченный[3] нами как участник контрреволюционной организации правых, является германским разведчиком. Был завербован в период пребывания в Германии в 1933 году, находился на связи с ответственным работником германского посольства *ГЕНЗЕЛЬ*, руководителем национал-социалистической организации в пределах германского посольства в Москве. Резидентура на Уралмашзаводе, состоявшая из 14 германских подданных, получила из-за границы для развертывания шпионско-диверсионной работы двести тысяч рублей, которые были распределены как среди немцев, так и среди привлеченных совграждан.

Наиболее активными организаторами в шпионской деятельности из состава германских подданных являлись офицеры германского рейхсвера, систематически приезжавшие из-за границы с заданиями рейхсвера. Как только ими создавались небольшие ячейки, которые могли в дальнейшем самостоятельно вести контрреволюционную деятельность, офицеры рейхсвера уезжали за границу.

Установлено, что офицер рейхсвера ГРИММ, прибывший в Соликамск в 1933 году, пробыл там около года, создал необходимые связи, после чего был командирован рейхсвером в Бельгию для разворачивания разрушительной работы...[4]


[1] Телеграмма публикуется частично.

[2] *—* Здесь и далее фамилии обведены в кружок.

[3] Так в источнике.

[4] На первом листе имеется рукописная помета: «Т. Ежову. Кто же из названных лиц арестован, кто не арестован — из сообщения Дмитриева невозможно понять. Владимирова надо арестовать. Ст.».