Сталин — Кагановичу 30 августа [1931 г.]

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.08.30
Метки: 
Источник: 
Сталин и Каганович. Переписка. 1931–1936 гг. Москва: (РОССПЭН), 2001 Стр. 71-73
Архив: 
РГАСПИ Ф. 81. Oп. 3. Д. 99. Л. 12–14. Автограф.

Т. Каганович!

Ваше письмо от 26/VIII получил.

1) Почему не сообщаете ничего о польском проекте пакта (о ненападении), переданном Патеком Литвинову? Дело это очень важное, почти решающее (на ближайшие 2–3 года) вопрос о мире, и я боюсь, что Литвинов, поддавшись давлению т[ак] называемого «общественного мнения», сведет его к пустышке. Обратите на это дело серьезное внимание, пусть ПБ возьмет его под специальное наблюдение и постарается довести его до конца всеми допустимыми мерами. Было бы смешно, если бы мы поддались в этом деле общемещанскому поветрию «антиполонизма», забыв хотя бы на минуту о коренных интересах революции и социалистического строительства.

2) Как обстоит дело с Межлауком и заказами во Франции? Почему там застряло дело? Почему все заказы направляются в Германию, в Англию, а французам не хотят давать заказов?

3) Вы, видимо, поддались давлению ВСНХ насчет чугунных труб, тем более, что коммунальники тоже давят и требуют ввоза. И Вы и ВСНХ не правы, так как: а) в директиве ЦК по контрольным цифрам на 32 г. цифра ввоза металла на 31 г. строго определена, а на счет 32 года сказано, что цифра ввоза должна быть меньше цифры 31 года, между [тем] как ВСНХ хочет опрокинуть это решение ЦК. а Вы поддакиваете ВСНХ; б) разговоры о том, что платить придется не в этом году, — не убедительны, ибо в 32 и 33 г.г. нам будет в смысле валюты тяжелее, чем в этом году (старания САСШ направлены на то, чтобы опустошить нашу валютную кассу и подорвать в корне наше валютное положение, а САСШ теперь — главная сила в финансовом мире и главный наш враг), — стало быть надо беречь валюту не только для 31 года, но и для будущих лет; в) вместо того, чтобы нажимать на свой аппарат и заставить его выплавить больше чугуна, ВСНХ нажимает на государственную кассу (т.е. на государство, т.е. на рабочий класс), заставляя рабочий класс расплачиваться своими валютными ресурсами за неспособность, косность, бюрократизм аппарата ВСНХ1.

Вот как обстоит дело, т. Каганович.

4) Потому-то и думаю, что нельзя идти ни на какие поблажки людям (и учреждениям), пытающимся растранжирить валютные ресурсы рабочего класса ради спокойствия работников своего аппарата.

5) Задания по составлению второй пятилетки можно оформить через ПБ, если этого требуют Госплан или СНК.

6) Уступки тем, которые хотят перевозить нефть по морю, есть демобилизация всего транспортного аппарата. Нельзя сейчас идти на такую уступку2.

7) Пусть ПБ и Секр[етариа]т ЦК возьмут под специальное и систематич[еское] наблюдение и Наркомвод и НКПС и заставят их работать. Оба наркома находятся в плену у своего аппарата, особенно Рухимович, бюрократическое самомнение которого является обратной стороной его отсталости и косности по части большевистской постановки дела в НКПС.

8) Никакого закона ЦИК-а о досрочном восстановлении в правах отдельных бывших кулаков не нужно3. Я так и знал, что в эту мышиную щель обязательно захотят пролезть ослы из мещан и обывателей. Прошу отложить вопрос до осени.

9) Читал речь Бухарина (стенограмму). Пустая, оторванная от жизни, небольшевистская речь. Она есть вместе с тем неумелая, ученическая попытка дать «схему» платформы бывшим правым против ЦК ВКП по линии ряда эконом[ических] вопросов и рабочего снабжения4. Странный человек этот т. Бухарин! Для чего понадобилось ему ломать комедию.

Я думаю, что ЦК поставил Бухарина во главе отдела технической] пропаганды ВСНХ не для того, чтобы он произносил речи о технич[еской] пропаганде, о необходимости технич[еской] пропаганды, а для того, чтобы он организовал живую и конкретную технич[ескую] пропаганду. Если он не сумеет выполнить эту задачу, придется искать другого.

Если спросит Бухарин, или потребует этого обстановка, можете сообщить Бухарину это мое мнение.

Ну, хватит. И.Сталин.

30/VIII. Сочи.

_______________________

1 25 сентября 1931 г. ПБ по докладу наркома коммунального хозяйства Комарова и Орджоникидзе рассмотрело вопрос о снабжении коммунального хозяйства индустриальных центров водопроводными трубами. Специально созданной комиссии под председательством Пятакова было поручено внести к заседанию ПБ 30 сентября предложения по этому вопросу (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 850. Л. 5). На следующем заседании Политбюро, 5 октября, вопрос был отложен (Там же. Д. 851. Л. 3). Опросом членов ПБ 15 октября (Сталин в это время уже вернулся в Москву) вопрос передали на рассмотрение в СТО (Там же. Д. 854. Л. 9).

2 5 сентября 1931 г. ПБ утвердило постановление о форсировании нефтеперевозок по водным

путям (по Волге). (Там же. Д. 846. Л. 8, 27–30).

3 10 августа 1931 г. ПБ утвердило постановление комиссии о спецпереселенцах от 7 августа. Постановление предусматривало меры для «полного использования рабсилы спецпереселенцев и закрепления их на местах поселения, особенно для создания постоянных кадров рабочих в лесной промышленности Сибири, Урала, Сев[ерного]края и др. районов» (выделение спецпереселенцам земли под огороды и посевы, скота, налоговые льготы, организация жилищного строительства и т.д.). 31-й пункт постановления гласил: «Учитывая необходимость скорейшего отрыва молодежи спецпереселенцев от контрреволюционной части кулачества — признать возможным восстановление в правах молодежи, достигшей 18-летнего возраста, до истечения 5-лет[него) срока в тех случаях, когда эта молодежь проявила себя с положительной стороны. Подобные восстановления проводятся отделами по с[пец.] п[оселениям] через ЦИКи Союзных и автономных республик, или краевые и областные исполкомы, с предоставлением им права свободного проживания» (Исторический архив. 1994. № 4. С. 164–169. Публикация Г.М. Адибекова). После письма Сталина 8 сентября 1931 г. ПБ отменило этот пункт постановления (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 11. Л. 5).

4 Бухарин в письме Сталину так объяснял обстоятельства своего выступления: «Меня пригласили однажды на огромный митинг по техпропаганде (в Сокольническом парке). Когда я увидел потную толпу, тысячи людей, изнемогающих от жары и ждущих концерта после митинга, я естественно стал делать не сухой техдоклад, а «вообще». И там я сказал между прочим, что мы запоздали с продовольствием и легкой промышленностью (в связи с проблемой кадров и их квалификацией). Когда один товарищ мне возразил, я, чтобы не было недоразумений, сослался на решения XVI съезда, статьи в «Правде» и т.д. [...] Должен еще сказать, что в оборот была пущена не правленая мною стенограмма, которую я вообще долго не мог получить» (РГАСПИ. Ф. 558. Оп. П. Д. 709. Л. 82–83).