Из спецсводки полномочного представительства ОГПУ по Западно-Сибирскому краю о ходе хлебозаготовительной кампании в крае на 30 августа 1931 г. 5 сентября 1931 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.09.05
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР. 1929-1934: В 3 т. Т. 1: 1929 — июль 1932: Кн. 1. М.: МФД, 2011. (Россия. XX век. Документы). Стр. 484-486
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 9. Д. 552. Л. 627—629. Заверенная копия.

5 сентября 1931 г.1

Совершенно секретно

Серия «К»

...НАСТРОЕНИЕ КОЛХОЗНИКОВ

В связи с недородом хлеба, влиянием кулацких и антисоветских элементов деревни и недостаточно развернутой местными партийными, советскими организациями массовой разъяснительной работы среди некоторой части колхозников наблюдаются потребительские настроения. Ссылаясь на недород хлеба, колхозники имеют тенденцию «на всяких случай застраховаться от голода» и высказываются о необходимости в первую очередь обеспечить себя хлебом, а затем «остатки сдать государству».

«От хлебозаготовок надо отказаться, так как хлебозаготовки посадят нас на паек, а я уже слышал, что оставлять будут всего по 12 пуд. Нам надо сделать так, чтобы никаких норм не давали, а весь хлеб оставили нам, потому что при таком неурожае никаких хлебозаготовок быть не может, если хлеб возьмут, то мы останемся голодом» (Гунин, член правления колхоза «Смелые бойцы» В. Чумышского р.).

«Конвейерный метод хлебозаготовок делают только полоумные, чтобы показать себя передовиками, а потом будут волком выть от голода. Я считаю, что нам надо сначала произвести обмолот хлеба, обеспечить себя, а тогда уже остатки сдать государству» (Чернышев, колхозник Алейского р.).

«Чем заниматься переливанием из пустого в порожнее, лучше надо отказаться от хлебозаготовок, потому что у нас с 501 га посева наберется 510 пуд. хлеба, мы его сдадим, а потом сами будем щелкать зубами» (Козик, председатель колхоза «Пятилетка» Коченевского р.).

«Хлеб весь отберут и отправят за границу, а мы будем собирать колоски с полей, или иначе придется сидеть голодом. Нечего сказать, дожили до социализма» (Калашников, колхозник Черепановского р.).

«На что нам их планы, мы и без планов знаем, что излишки сдавать надо, прятать в яму хлеб не будем, только пусть они сначала товары на бочку выложат, тогда получат хлеб. Колхозников совсем задушили, все дай да дай, нет больше возможности все это переносить. По-моему, надо уравнять всех служащих и колхозников, дать всем одинаковую норму, тогда будет хорошо» (Коротич, колхозник коммуны им. Сталина Шипуновского р.).

В Угловском р. сельскохозяйственная артель [им.] Карла Маркса убрала 600 га посева, после чего была выделена специальная бригада по молотьбе, которая намолотила 350 ц хлеба. Последний сразу же был размолот на муку и разделен между колхозниками. Аналогичное положение отмечено в колхозах «Заря», «Освобождение». По этому поводу руководители указанных колхозов говорят: «У нас чуть колхоз не разбежался, не было хлеба, ну колхозники настояли все зерно размолоть, я для поддержки их духа и размолол, а насчет выполнения плана хлебозаготовок, надо сначала подсчитать».

«В этом году хлеба на пропитание не хватит, а они думают хлебозаготовки проводить, просто хотят мужика голодом заморить, да еще говорят, что прямо из-под молотилки на заготовительный пункт везти. Прямо насмешка, дурак тот, кто повезет, надо сперва себе оставить на еду, а потом и государству сдать» (Ерыгин, колхозник Покровского р.).

«Обмолотил 10 га посева и сотни пудов не набрал, а тут еще хотят дать план на хлеб, да у нас этот год на еду не хватит, придется просить у государства» (Авдеев, председатель сельскохозяйственной артели «Зерновая фабрика» Покровского р.).

НАСТРОЕНИЕ ЕДИНОЛИЧНИКОВ

Многие единоличники считают, что преподанный план хлебозаготовок не выполним, так как «весь хлеб погиб и сдавать нечего». В связи с недостаточно развернутой массовой работой и влиянием кулачества в ряде мест единоличники выставляют требования о необходимости установления контроля за обмолотом зерна: «Мы весь хлеб свезем на один ток, пусть комиссия присутствует при обмолоте, выделить нам на пропитание, а остальное можно забирать». Со стороны отдельных лиц отмечаются тенденции вовсе не сдавать хлеб государству, а продавать его на частном рынке.

Отдельные середняки, имеющие родственные связи с кулачеством, ведут антисоветскую агитацию за срыв хлебозаготовок, агитируют о неизбежном свержении советской власти и т.п.

«Народу с каждым годом становится все тяжелее и тяжелее, крестьяне мрут. Скоро настанет время, полетит все, тогда перестанут отбирать у мужика последний кусок хлеба. Советская власть держится на волоске» (Воронин, середняк В.-Чумышского р.).

18 августа с.г. в Покровском р. на собрании единоличников середняк Гаврик выступил со следующей речью: «Полностью план принимать нельзя, а то наш рабочий класс сбывает хлеб за границу, а нас оставляет голодом». В результате собрание было сорвано.

«Надо на поля потребовать комиссию, пусть нам дадут коммуниста с весами, чтобы он вешал хлеб; что останется — сдадим государству, а не хватит — пусть нам государство даст. Нас хотят загнать в ярмо, им не нужен наш хлеб, а нужна коллективизация» (Черкашин, середняк Шипуновского р.).

«Пусть пока дают кулакам и зажиточным твердые задания и ищут их, а я тем временем продам хлеб на базаре, я бедняк, с меня ничего не возьмут» (Полоумов, бедняк Угловского р.).

«Не надо принимать план хлебозаготовок, довольно нас обманывать, им только бы добиться принятия плана, а потом наш брат дуйся да выполняй. Если им угодно, мы свезем все снопы на один ток, пусть нам дадут комиссию, которая пускай отсыплет на еду, а остальное может забирать» (Маланин, середняк Черепановского р.)...

ПП О ГПУ по Западно-Сибирскому краю Заковский

Врид. начальника Секретного политотдела Помялов

Врид. начальника 2-го отделения СПО Мартон

______________________

1  Датируется по входящему штампу.