Каганович — Сталину 26 августа [1931 г.]
26/VIII
Здравствуйте, т. Сталин!
1) Получили Вашу телеграмму о заказах в Америке, разрешившую наши споры еще более радикально, чем мы тут думали. Мы здесь же — на ПБ поставили вопрос, приняли ваши предложения, послали телеграмму в Америку о приостановке всяких новых заказов. Завтра же соберем комиссию по валюте и уже конкретно займемся рассмотрением портфеля заказов и перенесением частью в Европу, частью в СССР. Не исключено, что споры будут опять жаркие по конкретным вопросам, но имея ясную установку, легче будет разрешить все практические вопросы1.
2) Цифру чугуна мы изменили, установив твердо 25 мил., кроме того мы добавили цифру 170 мил. га посева в последний год 5-летки. Яковлев информировал, что с вами это согласовано, но мы все же постановление совещания о пятилетке через ПБ пока не оформили. Прошу вас сообщить, нужно ли оформлять через ПБ для того, чтобы это было обязательной директивой для всех органов и, в 1-ую голову, для Госплана надо бы это сделать.
3) С топливом кое-какие меры приняли, сейчас принимаем большое постановление, главным образом затрагивающее вопросы использования и перевозки, ибо о добыче было достаточное количество важных постановлений, все дело только в том, чтобы оно осуществлялось. Мы только поручили конкретно следить за добычей отдельных видов топлива, и принимать соответствующие оперативные меры. Один вопрос мы отложили. На этом ПБ (25-го) опять предлагали ввозить нефть по морю на иностранных пароходах. Это потребует примерно 1,5 миллиона рублей. Лично я думаю, что во всяком случае это можно еще оттянуть на месяц-полтора. Если сейчас принять, то пойдет еще большая демобилизация нашего речного транспорта. Прошу вас написать свои соображения, так как на будущем заседании ПБ вопрос о завозе нефти на иностранных пароходах будет опять стоять.
4) Именно по этому вопрос о водном транспорте принял у нас на ПБ довольно острый характер, пришлось крепко сказать о НКВоде. Янсон сделал доклад в эпически-спокойном тоне. Август дает резкое снижение, особенно по нефти. Июньский план по нефтеперевозкам выполнен процентов на 70, июльский 76%, а за 20 дней августа месячный план выполнен всего на 23%. Главное — в неумении использовать имеющиеся ресурсы, баржи простаивают неделями невыгруженными. В свое время Вы особенно подчеркивали необходимость подтянуть клиентуру. Мы вынесли постановление, а несчастный НКВод даже не думает использовать свои права: «зачем ссориться». Пришлось указать, что НКВод спит, ни одного вопроса перед ЦК не ставил и мирно плавает мимо тихих берегов. Ясно, что НКВод пока не оправдал наших надежд. Принятые решения после совещания очень плохо проводятся. Во главе комиссии поставили Постышева.
5) Рухимович отделался в своем докладе общими разговорами вместо конкретного разбора того, что есть и что надо сделать по дорогам, узлам, по отдельным видам задач — он половину времени приводил статистику, показывающую диспропорцию между ростом хозяйства и транспортом, довольно иронически говорил об установленных измерителях, которые не выполняются и вторую часть доклада посвятил истерике о том, что транспорту мало дают, что нужно решительно изменить отношение и т.д. Рухимович лишний раз вскрыл, что он насквозь пропитан гнилым скептицизмом к нашим планам и возможностям, а положение сейчас такое, что июль и август дает ухудшение — по ремонту паровозов в особенности. Увеличивается опять практика обезлички. Качество ремонта плохое, отсюда увеличение процента больных паровозов, заводы Ворза работают неважно, ремонт путевого хоз[яйства] они разбросали широким фронтом и сейчас есть опасность, что к осени не успеют закончить начатое. Встречные перевозки, курсирование пустых вагонов и платформ не только не уменьшается, а в ряде мест даже увеличивается и т.д. и т.д. Конечно, надо будет и техническое снабжение транспорта улучшить, но то что получают, не умеют по настоящему использовать. Из протокола ПБ вы увидите, что комиссии мы дали большую программу, придется вплотную заняться основными вопросами, как это было в прошлом году2.
Я просил бы вас черкнуть пару слов, правильно ли вопрос поставлен, ибо работа комиссии, по-видимому, немного затянется. Мы будем вносить в ПБ каждый раз отдельные конкретные предложения по вопросам.
6) В постановлении о спецпереселенцах имеется пункт, в котором говорится «признать возможным восстановление в правах молодежи, достигшей 18-летнего возраста до истечения 5-летнего срока в тех случаях, когда эта молодежь проявила себя с положительной стороны». Теперь ЦИК приготовил соответствующий закон. У меня появилось сомнение, не ограничиться ли тем, чтобы на основе циркулярной директивы ЦИК на практике это на местах допускали, но без издания и опубликования такого закона, прошу вас сообщить ваше мнение.
7) Угланов написал заявление с просьбой перевести его из Астрахани на работу в Москву. Сегодня он был у меня. Ссылается он на малярию и на тяжелые семейные условия. Я ему ответил, что насчет перевода из Астрахани можно будет подумать, но насчет Москвы, то это не выйдет, так как Москва для него опасна, он здесь может опять запутаться, тем более, что он и сейчас продолжает еще путаться в линии. Из беседы с ним у меня сложилось твердое убеждение, что он политически не намного изменился. «Я, — говорит он, — оторвался, об общем положении судить не могу». Мямлил что-то о международных вопросах и особенно оживленно говорил вот о «рабочем вопросе», что «надо двигать скорее вопросы зарплаты и о реальной зарплате» и т.д. Впечатление у меня такое, что он и ему подобные не прочь сейчас стать вроде как «защитниками» рабочих в шляпниковском стиле, да и лично он на Шляпникова стал похож, неискренность, намеки, ничего похожего на «прямого и искреннего» Угланова. Я думаю, что из Астрахани можно бы его в крайнем случае перевести, но не в Москву. Во всяком случае подождем до вашего приезда или совета письмом3.
8) О зарплате для рабочих металлургической и угольной промышленности т. Постышев посылает вам свой проект.
До свидания. Ваш Л.Каганович.
____________________________
1 20 августа 1931 г. ПБ утвердило цифру заказов в Америке на оборудование для заводов АМО, Харьковского тракторного, Автостроя и Днепростроя в 3,9 млн руб. до конца 1931 г. По вопросу о заказах в Америке для Магнитогорска, Кузнецкстроя и других предприятий было решено запросить мнение Сталина (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 10. Л. 165). Как сообщал Каганович, по этому вопросу возник острый конфликт. 25 августа ПБ приняло предложения Сталина, изложенные в его телеграмме. Валютной комиссии было поручено срочно разработать конкретные мероприятия по реализации предложений Сталина и внести их на утверждение ПБ. Наркому внешней торговли Розенгольцу поручалось приостановить размещение заказов в Америке (Там же. Л. 170). 30 августа ПБ утвердило постановление валютной комиссии, в котором содержалось поручение ВСНХ к 5 сентября представить в ПБ доклад о переносе заказов из Америки в Европу и СССР. Наркомвнешторг в четырехдневный срок должен был сообщить ВСНХ, какие американские заказы приостановлены, представить список договоров, которые можно расторгнуть. Предусматривалось, что расторжение договоров будет производиться только с разрешения ПБ (Там же. Л. 179).
2 25 августа 1931 г. ПБ заслушало доклад НКПС о подготовке транспорта к осеннезимним перевозкам и сообщение РКИ о выполнении программы по транспортному машиностроению на 1931 г. и о подготовке к 1932 г. Комиссии под руководством Кагановича поручалось разработать конкретные мероприятия по подготовке к осеннезимним перевозкам по следующим вопросам: о паровозном парке, о спаренной езде и обезличке, вагонном парке, капитальном строительстве и т.д. Первый доклад комиссии было решено заслушать на заседании ПБ 5 сентября 1931 г. (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 844. Л. 2, 3).
3 25 июля 1930 г. решением ПБ H.A.Угланов был освобожден с поста наркома труда СССР и в конце августа направлен в Астрахань председателем Астраханского госрыбтреста (Там же. Д. 790. Л. 5). В марте 1932 г. Угланов был назначен начальником сектора по производству ширпотреба НКТП СССР (Там же. Д. 878. Л. 27).