Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину с приложением копии телеграммы Г.С. Люшкова о врачах-заговорщиках. 27 августа 1937 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1937.08.27
Метки: 
Источник: 
Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. 1937—1938. — М.: МФД, 2004, стр. 327-328.
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 319. Л. 115—118. Подлинник. Машинопись.

27 августа 1937 г.

№ 59442

Совершенно секретно

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ

Посылаю копию телеграммы начальника УНКВД по Дальневосточному краю тов. ЛЮШКОВА за № 7230/7231 от 25/VIII—с.г.

Нарком внутренних дел Союза ССР ЕЖОВ

На основе Ваших указаний № 505 я принял меры к выявлению врачей-заговорщиков. В этой связи представляют интерес дела и дополнительные показания бывшего начальника санслужбы ОКДВА КОРОЕДОВА, что являлся участником военно-троцкистской организации, был посвящен АРОНШТАМОМ о необходимости убрать БЛЮХЕРА из армии.

САНГУРСКИЙ, ЛАПИН и АРОНШТАМ неоднократно давали задание КОРОЕДОВУ составить фиктивное медицинское заключение о признаках психического расстройства у БЛЮХЕРА для посылки заключения в Москву. С этой целью они пытались использовать заболевание БЛЮХЕРА в 1935 году, однако, КОРОЕДОВ не сдержал этого, боясь якобы провала. В 1936 году АРОНШТАМ имел снова специальный разговор с КОРОЕДОВЫМ, убеждая его в необходимости убрать БЛЮХЕРА, сославшись при этом на то, что этого хотят авторитетные лица в Москве, в том числе ГАМАРНИК. Для облегчения задачи, САНГУРСКИЙ предложил прикрепить к БЛЮХЕРУ участника организации врача БЕНДЕРСКОГО — начальника хабаровского госпиталя.

КОРОЕДОВ показывает также о большой вредительской работе по срыву санитарной подготовки ОКДВА, в случае войны, проводившейся им по заданию начальника СУ РККА БАРАНОВА, называет как участников организации РАЙНЕРА — заместителя начальника СУ РККА и работников того же СУ РККА МОГИЛЕВИЧА и СИВЕРСА. Особое внимание заслуживает показание КОРОЕДОВА о бактериально-диверсионной работе организации. В 1936 году по указанию БАРАНОВА и РАЙНЕРА в армию были посланы вата, зараженная столбнячной палочкой, газовой гангреной, и нестерильный перевязочный материал. БАРАНОВ предупредил КОРОЕДОВА и ПОЛИЩУКА начальника санитарной службы ТОФ (участник организации) о рассылке зараженного материала. Впоследствии испугавшись якобы провала, БАРАНОВ дал указание о производстве полной стерилизации этих материалов. ПОЛИЩУК принял эти материалы, в результате умерли 2 бойца Ольгинского укрепрайона. Испугавшись провала, ПОЛИЩУК объяснил смерть бойцов ложными причинами. Вокруг этого дела подняли шум, но ПОЛИЩУКА взял под защиту ком. флота ВИКТОРОВ.

КОРОЕДОВ показывает об участии в организации ШРАЙБЕРА, зав. крайздравотделом, и БАРОНА, зав. хабаровским облздравотделом. При их участии проводилось вредительство, приведшее к тяжелому состоянию саноборонную готовность края. ШРАЙБЕРОМ производилась диверсионная работа через Дальневосточный санитарно-эпидемический институт при помощи работающего там врача АНТОНОВА — участника организации. Институт весной 1937 года выпустил для прививок армии вредительски изготовленную вакцину, давшую большую заболеваемость и даже смерть одного командира. Командование приостановило прививку и провело расследование вместе с райисполкомом. Было установлено явное вредительство, но КРУТОВ и ШРАЙБЕР прикрыли этот диверсионный акт и ограничились снятием АНТОНОВА с работы.

Прошу санкции *на арест ШРАЙБЕРА, БАРОНА, ПОЛИЩУКА, АНТОНОВА*[1]. Полагаю произвести при аресте тщательный обыск при Эпидемическом институте, с целью обнаружения бактерий для диверсионных целей. БЕНДЕРСКИЙ нами ранее арестован. Тщательно допрашиваем его и КОРОЕДОВА в целях вскрытия всех обстоятельств и соучастников подготовки фиктивного медицинского заключения о болезни БЛЮХЕРА.[2]

ЛЮШКОВ



[1] *—* подчеркнуто карандашом.

[2] На полях имеется помета: «За арест. Ст.».