Сталин — Кагановичу 19 августа 1931 г.

Реквизиты
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.08.19
Метки: 
Источник: 
Сталин и Каганович. Переписка. 1931–1936 гг. Москва: (РОССПЭН), 2001 Стр. 51-53
Архив: 
РГАСПИ Ф. 558. Oп. 11. Д. 76. Л. 14–18. Автограф.

Москва. ЦК ВКП. Кагановичу для членов Политбюро. Просьба разослать членам Политбюро мою первую телеграмму о зерновых складах для чаеводов и табаководов, ответ Микояна1 и настоящую мою телеграмму, представляющую ответ на телеграмму Микояна.

Первое. Пункт первый телеграммы Микояна рассчитан на то, чтобы ввести ЦК в заблуждение. Существующие три зерновых склада в Батуми, Сухуми и Поти предназначены не для табаководов и чаеводов, а для городских потребителей. Микоян мог бы с таким же сомнительным правом сослаться на наличие зерновых складов в Тифлисе, Баку. ЦК потому и принял в начале июля специальное решение о постановке новых зерновых складов для чаеводов и табаководов, что старые склады предназначены для других целей. Обо всем этом Микоян умолчал.

Второе. Второй пункт телеграммы Микояна рассчитан на то, чтобы бюрократически отписаться от ЦК, прикрывшись «распоряжением» Розита и «официальной сводкой» Мухтарова о строительстве новых складов. Но Мухтаров не строитель. А чего стоят «официальные сводки» таких «строителей», не проверенные к тому же компетентными органами, — хорошо знаем из опыта. Для меня ясно, что подготовляется новое нарушение решения ЦК, ибо как явствует даже из приглаженной телеграммы Микояна, к концу года не только не будут закончены строительство и сдача в эксплуатацию новых складов, но не будут завершены даже выбор площадок и подвоз стройматериалов. Это и называется у нас обманом ЦК^ прикрытым ссылкой на «официальные» бумажки.

Третье. Из третьего пункта телеграммы Микояна видно, что бюрократическому самомнению Наркомснаба нет пределов. У нас был опыт, когда Наркомснаб четыре месяца считал свои собственные запасы зерна и все же не мог их толком сосчитать. После такого печального опыта следовало бы быть поскромнее. Но Наркомснаб скромностью не страдает, видимо, рассчитывая на то, что долготерпению ЦК не будет конца.

Четвертое. Предлагаю все дело строительства новых складов зерна для чаеводов, табаководов на западе Грузии поставить под контроль РКИ, послать людей на места, привлечь к работе Закчека, в частности Берия, и добиться того, чтобы все новые склады были выстроены и сданы в эксплуатацию не позднее начала ноября2. Нр 11, 12/ш.

Сталин.

11ч. 30 м.

19/VIII — 31 г.3

______________________

В ответ на запрос Сталина Микоян 18 августа 1931 г. послал Сталину и Кагановичу телеграмму: «О хлебных складах Западной Грузии сообщаю: Первое — в 1930 г. Союзхлебом построено три склада общей емкостью 760 тысяч пудов, из них в Сухуми 250 тысяч пудов, сдан в эксплуатацию 10 октября, Батуме 210 тысяч пудов 1 октября, Поти 300 тысяч пудов 1 декабря 1930 года. Второе — постановление ЦК о строительстве складов в 1931 г. было принято 10 июля. 12 июля Союзхлеб за подписью зампреда т. Розита дал распоряжение своему закавказскому уполномоченному Мухтарову о строительстве для снабжения чаеводов и табаководов 10 складов общей емкостью 950 тысяч пудов...Таким образом, первое, неверно, что никаких складов не построено в прошлом году. Второе, неверно, что никаких складов не строится теперь. Я лишен возможности установить, кто и почему обманывает ЦК, но вижу всю несправедливость и необоснованность нападков на Наркомснаб» (РГАСПИ. Ф. 84. Оп. 1. Д. 134. Л. 5).

2 20 августа ПБ рассмотрело телеграмму Сталина и приняло его требования (подробнее см. введение к разделу).

3 Дата, номер и время вписаны секретарем.