VI. Местные источники топлива и топливоснабжение

VI. Местные источники топлива и топливоснабжение

По своей относительной обеспеченности лесами Волжский район можно разбить на две части, резко разнящиеся между собой. К первой относятся Казанская и Симбирская губернии, обеспеченные лесом; ко второй — малолесная Самарская, Саратовская и почти совершенно лишенная лесов Астраханская губерния. По общему количеству фактический отпуск всякой древесины соответствовал ее приросту в Казанской и Симбирской губерниях; по Самарской наблюдался небольшой недоруб (около 10%); зато в Саратовской губернии было значительное повышение отпуска над приростом, ведущее к истощению лесов. Если учесть, что эксплуатация лесов велась неравномерно и сильнее разрабатывались наиболее доступные массивы, то станет ясно, что леса района в значительной мере истощены и рассчитывать на расширение их разработки не приходится.

Возможный годичный отпуск дров соответственно наличию дровяного леса составит для всего района около 1,35 млн. куб. сажен при общем возможном отпуске около 2,35 млн. куб. сажен. Улучшение сплава может значительно облегчить доставку дров из северных лесов России.

Распределения известной площади торфяников по отдельным губерниям таковы: Казанская — 26 900 десятин, Симбирская — 4 448, Самарская — 110, Саратовская — 3, Астраханская — 0; всего 31 458 десятин. Общий запас 3 000‑калорийного торфа для Казанской и Симбирской губерний можно оценивать не ниже 5 млрд. пуд. или, считая 25% на потерю при разработке и на неудобные части болот, около 4 млрд. пуд., а годовой прирост торфа — около 19 млн. пуд. С расширением разведок все эти цифры, несомненно, значительно увеличатся.

В Среднем и Низовом Поволжье залегают горизонтальные пласты разнообразной мощности горючих сланцев.

В Симбирском районе, около Ундор, имеются запасы в 16 млрд. пуд. сланца. По своим свойствам сланцы представляют довольно пеструю картину, давая значительные колебания характерных величин даже в пределах одного пласта. На основании имеющихся данных симбирские (ундорские) сланцы характеризуются следующими цифрами: влажность — 25%, видимая зольность — 45%, низшая рабочая теплопроизводительность — 1 450 калорий. Мощные залежи имеются также в Буинско-Сергачском районе той же губернии.

Ниже Сызрани, у с. Кашпура, залегают запасы сланца, еще мало исследованные. Суммарная мощность пластов не менее 8‑9 млрд. пуд. Колебания физических и химических свойств кашпурских сланцев еще сильнее, чем для ундорских. В среднем влажность — 12%, видимая зольность — 50%, низшая рабочая теплопроизводительность — 2 290 калорий. Из приведенных цифр видно, что по своим качествам кашпурские сланцы значительно превосходят ундорские.

Большие площади распространения сланца, но также мало исследованные, находятся в Жигулевском районе и в районе Общего Сырта, где они покрывают сотни квадратных верст.

По общему весу материалов, перемещаемых в котельной, сланцы значительно превосходят донецкие угли и мазут, но мало уступают плохим сортам местного топлива. По тепловой плотности (по объему хранилищ для топлива) сланцы почти равноценны местным топливам. От прочих топлив сланцы резко отличаются громадными весами и объемами подлежащей удалению золы; эти величины, например, для симбирского сланца в 4,7‑5,2 раза выше, чем даже для наиболее зольных сортов подмосковного угля и торфа. Поэтому правильное золоудаление является важнейшим условием рационального сжигания сланцев.

Итак, по своим эксплуатационным свойствам средние сланцы не так уж сильно отличаются от привычных нам низкоценных местных топлив.

Южная часть района богата малоисследованными газовыми пластами, из которых газ выделяется через скважины под давлением 1‑3 атм. Эти пласты чрезвычайно благоприятны для разработки ввиду неглубокого расположения большей части — менее 40‑50 сажен. Полное отсутствие лесов и других местных источников топлива в южной части Волжского района заставляет обратить особенно серьезное внимание на газы и произвести скорее разведки. Особенный практический интерес представляют месторождения газа:

1) у Каменного Яра вследствие близости Волги и Царицына;
2) в Астрахани;
3) в Новоузенском и Николаевском уездах Самарской губернии.

Общее потребление топлива в 1916 г. выражалось следующими цифрами в пересчете на условное 7 000‑калорийное топливо:

Потребители
Условное топливо в млн. пуд.
В % к общему потреблению
Промышленность
57,4
16,0
Волжский флот
63,0
19,5
Железные дороги около
84,0
23,5
Все технические потребности
204,0
57
Городское домовое отопление
27,0
7,5
Сельское домовое отопление
128,0
35
Домовое потребление
195,0
43
Итого
359,0
100

Главными потребителями в районе были четыре отрасли промышленности: пищевых веществ (30%), металлических (20%), минеральных веществ (15%) и химических (10%).

Учитывая реальные возможности на ближайший 5‑10‑летний период, можно оценивать расширение добычи местных видов топлива следующим образом.

Во избежание окончательного истощения лесов, особенно в малолесных губерниях, заготовки дров должны быть удержаны в пределах естественного прироста. Производительности лесов в районе не хватает даже для удовлетворения домового потребления; поэтому строить промышленное потребление на дровах невозможно. Рациональное и возможно полное использование древесины должно быть предметом особого внимания, и в первую очередь использование древесных отбросов лесопильных и деревообделочных заводов, устроив при этих заводах небольшие централи.

Усиление торфяных разработок может дать району до 20 млн. пуд. в год, т. е. до 10 млн. пуд. условного топлива.

Сланцы являются низкосортным топливом и не выдерживают сколько-нибудь дорогих перевозок. Ввиду этого наиболее рациональным является их использование в районных станциях, построенных у рудников. Вопрос о технической возможности применения сланцев в котельной надо теперь считать, несомненно, решенным в положительном смысле.

При благоприятных условиях через 7‑10 лет можно рассчитывать на развитие добычи сланцев до 30 млн. пуд. условного топлива в год, или до 100 млн. пуд. натурального веса. (В настоящее время добыча не превышает 100 тыс. пуд. в месяц.)

Наиболее рациональным методом использования природных газов является постановка у газовых скважин ряда газовых двигателей с генераторами, работающими на общую электрическую сеть.

Масштаб и число отдельных централей наметить пока невозможно вследствие отсутствия разведочных данных.

При вышеуказанных предположениях относительно расширения добычи отдельных видов местного топлива через 7‑10 лет мы получим местный топливный актив района в следующем виде:

Вид топлива
Условное топливо в млн. пуд.
Дрова и древесные отбросы
170—200
Сланцы
30
Торф
10
Природные газы
Всего
210—240

что покрывает лишь 58‑67% потребности даже без расширения потребления топлива промышленностью и транспортом.

Получающуюся нехватку в 150‑160 млн. пуд., а с расширением потребления, вероятно, до 200 млн. пуд. условного топлива придется покрыть за счет: 1) дров, поступающих в район из соседних северных лесных массивов (с Унжи, Камы, Ветлуги и других северных притоков Волги) или за счет увеличения рубки дров сверх их естественного прироста, что на ближайшие 2‑3 года является, по-видимому, печальной необходимостью; 2) нефти; 3) донецкого антрацита и 4) экономии топлива.

Главная нехватка топлива должна покрываться в будущем донецким антрацитом, для чего последнему необходимо обеспечить удобный и дешевый выход на Волгу по Волго-Донскому каналу или путем усиления провозоспособности линий из Донецкого бассейна к Царицыну с обязательным устройством порта в последнем. Экономия топлива может быть достигнута: рационализацией потребления, транспортом (введение теплоходов и отопления торфяным порошком), электрификацией железной дороги Лихая — Царицын, введением в предприятия установок с использованием тепла и общей электрификацией района.

Путем вышеуказанных мероприятий топливный баланс района мог бы сложиться следующим образом (в млн. пуд. условного топлива):

Потребители
Условное топливо в млн. пуд.
В том числе нефть
Волжский флот
45
30‑40
Железные дороги
60
20‑40
Промышленность
45
около 10
Технический расход
150
около 60‑90
То же с расширением на 50%
225
 
Домовое потребление 0,75×195
145,0
 
Итого
370
 

т. е. при том же суммарном балансе за счет экономии топлива и его рационального использования можно будет усилить работу промышленности и транспорта на 50%.

Этот расход покрывается:

Вид топлива
Условное топливо в млн. пуд.
% в топливном балансе
Дрова и древесные отбросы
180
48
В том числе древесных отбросов около
40
9
Сланцы
30
8
Торф
10
3
Нефть
70
19
Донецкий антрацит
80
22
 Всего
370
100

Итак, общий топливный баланс останется наполовину дровяным, но в пределах естественного прироста дровяного леса, технический же баланс будет построен почти исключительно на иных видах топлива (древесные отбросы — около 18%, сланцы — 13, нефть — 31 и антрацит — 36%).

Характер топливоснабжения крупнейших центров района рисуется тогда в следующем виде: Казань питается главным образом дровами, торфом и отчасти антрацитом; Симбирск — преимущественно дровами и торфом, отчасти антрацитом; Самара имеет смешанное отопление, получая водой кашпурские сланцы и лучшие сорта покровских по железной дороге, а также антрацит и нефть; силовые потребители получают ток из Кашпурской районной станции и, может быть, Покровской (у Бузулука) станции. Саратов строит свой баланс преимущественно на антраците, а отчасти на нефти и, может быть, на лучших сортах пугачевских сланцев с водной доставкой их. Не исключена возможность подачи сюда газа и тока с газовых централей Новоузенского и Николаевского уездов. Царицын питается током, получаемым из древесных отбросов и от газовых централей (в районе Черного Яра или более близких месторождений), топливом служит преимущественно донецкий антрацит и отчасти нефть для специальных потреблений. Астрахань будет снабжаться почти исключительно нефтью в виде, например, нефтяных зачисток с барж, получая газ и ток из местных газовых централей.

Как видно из обзора, Волжский район сможет допустить по условиям топливоснабжения довольно большое расширение промышленности, но при непременном условии наличия удобного сообщения с Донецким бассейном, интенсивного использования древесных отбросов, развития добычи сланцев и природных газов.