Письмо наркома земледелия УССР H.H. Демченко И.В. Сталину о состоянии озимых посевов на Украине. 6 апреля 1931 г.
6 апреля 1931 г.
Дать сейчас исчерпывающую оценку состояния озимых на Украине, поскольку Украина находится в полосе резкого похолодания, не прекратившегося до сих пор, невозможно.
Считающийся наилучшим методом проверки состояния озимых метод оживления по взятым пробам требует для получения результатов 10—12 дней.
До конца марта положение с озимыми рисовалось в следующем виде: по всем данным, озимые перезимовали благополучно, и почти все сообщения с мест за весь период до конца марта свидетельствовали о благополучии с озимыми, несмотря на то, что в двадцатых числах марта произошло сильное похолодание.
Наше беспокойство для весны 1931 г. вызывают следующие, аналогичные с предыдущими неблагополучными годами, обстоятельства: похолодание конца марта-начала апреля мес. произошло после теплой погоды и дождей, которые привели к исчезновению снежного покрова по всей Степи и значительной части Левобережья, границы которого видны на прилагаемой карте1.
С наступлением теплой погоды после 20 марта приступлено было к посеву яровых в значительной части районов Степи при наличии там дневных температур до 14° тепла. Область, в которой к этому времени начался рост озимых, захватила районы Зиновьевска, Кривого Рога и Запорожья.
Заморозки и колебания температуры в условиях начавшегося роста озимых, по опыту прежних лет, особо пагубно отражаются на состоянии озимых. Эти районы, мы считаем, находятся под особой угрозой.
Чрезвычайно трудно определить сейчас размеры возможной гибели потому, что результаты изучения гибели озимых в 1928—1929 гг., несмотря на то, что созывалось специальное всесоюзное совещание под руководством т. Вольфа, не дали по существу никаких критериев для оценки.
Это совещание ограничилось указанием, что причиною гибели озимых был общий комплекс неблагоприятных условий в течение осени, зимы и весны 1927—1928 гг.
Доклады составлены так, что чрезвычайно трудно определить решающие причины и оценить значение отдельных факторов. Остался открытым по существу не только вопрос о конкретных причинах гибели, но и вопрос о том, в какой мере озимь погибла в течение зимы и в какой мере в течение весны.
Как известно, в 1927—1928 гг. озимых на Украине погибло около 6 млн га из 8 с лишним млн посева, причем в составе погибших оказались почти все озимые посевы Степи. В 1929 г. погибло около 3 млн га почти исключительно пшеницы и почти исключительно в Степи. Причем, несмотря на то, что ряд ученых считает, что основные массивы посевов погибли еще зимою, гибель озимых окончательно констатирована в апреле и даже мае мес. И теперь районом наибольшей угрозы является средняя степная и юго-восточная часть Украины, совершенно свободная от снежного покрова.
Посевная площадь озимых 1930 г. в Степи составляет 5 млн га, из них пшеницы 3,5 млн га. Среди этих посевов, по всем сообщениям и по опыту предыдущих лет, наиболее уязвимой является пшеница позднего посева, размеры которого (после 10 октября) составляют около 1,5 млн га.
Более детальная картина условий Степи, по данным РИКов, МТС, совхозов, опытных станций и метеорологической службы, представляется в следующем виде: минимальную температуру в Степи дают районы средней и северной ее части: Долинская — 14° (Криворожского окр.), Новый Буг — 12° (Северо-Николаевского окр.), Благодатное — 11° (Северо-Одесского окр.), Зиновьевск, Луганск — 11—13°, Аскания Нова — 10° (крайний юг Мелитопольского окр.).
Среднесуточное колебание температуры доходит в отдельных случаях до 12° и больше. Эти колебания являются аналогичными соответствующим месяцам 1928—1929 гг.
Ледяная корка, которая была в соответствующие месяцы 1928—1929 гг. и считается одним из важнейших факторов гибели озимых в те годы, отсутствует.
Многие места сообщают о выпирании озимых посевов, что вызывает разрыв корневой системы и является одной из главных непосредственных причин гибели растений в текущем году, особенно поздно высеянных.
Сообщения с мест в большинстве не дают точных указаний о повреждении озимых, за исключением отдельных случаев. Ориентировочные же размеры гибели посевов озимых указывает целый ряд районов. Так, идя с запада на восток, районы указывают: Цебриковский — поздних посевов 25—30 %, ранних посевов — 8—10 %, Шевченковский — поздней пшеницы около 60 %, ранняя не пострадала (оба — район Одесщины), Снегиревский (на Херсоншине) — гибель озимых около 25 %, рядом с ним Калининдорфский показывает гибель ранних — 30 %, средних посевов — 50 %, Сталиндорфский (на Криворожье) — около 30 %, такой же масштаб гибели указывают отдельные районы Запорожья, Днепропетровщины и Донбасса.
С другой стороны, ряд районов той же полосы гибели озимых не отмечают. Районы более южные также не отмечают гибели озимых.
Сводить сейчас эти данные в целом, ввиду того, что они получены путем предварительного наблюдения, не представляется возможным, хотя такие сообщения получены из большого количества степных районов.
Окончательное суждение о состоянии озимых затрудняется еще и тем обстоятельством, что в ряде мест наиболее сильное похолодание было 4—5 апреля, а также отсутствием систематических наблюдений за промерзанием почвы.
Надо подчеркнуть и тот факт, что даже метод оживления озимых, поскольку он происходит в искусственных условиях, не дает возможности окончательного суждения о гибели озимых, так как естественные условия оживления могут проходить в значительно худших условиях, и тем самым поврежденные посевы, ожившие при оживлении в лаборатории, могут погибнуть в действительности.
Выводы
1. Выявление действительных размеров гибели озимых возможно только через некоторое время.
2. В большинстве районов Степи поздние посевы повреждены. Сильно поврежденные посевы могут сохраниться или погибнуть, в зависимости от дальнейших условий весны. Возможен возврат холодов и резких колебаний температуры в течение всего апреля мес.
3. Метеорологические предсказания относительно Украины, особенно ее юго-восточной части, говорят о неблагоприятных условиях всего апреля и первой половины мая мес., что усиливает тревогу за состояние озимых, вызывает необходимость временного бронирования резервов для возможного пересева, принятия всех мер по сбору страховых фондов и немедленного улучшения службы наблюдения за состоянием озимых.
4. Служба урожая и служба погоды находятся сейчас в безобразном состоянии, совершенно не отвечающем нашей потребности.
5. Как только будут получены данные на основании как метода оживления, так и микроскопического исследования образцов, добываемых экспедиционным путем, и представится возможность сделать хотя бы предварительные обобщения, все эти сведения будут немедленно сообщены.
Принимаем меры к наиболее быстрому получению результатов.
Демченко
________________________
1 Приложения не публикуются (см. там же, л. 6—11).